1. 31

Нина Марченко
Путешествие по Кавказу.
Задолго до перестройки почувствовала, что на Кавказ скоро ездить не будем. Надо попрощаться. Купила себе и Саше путевку «Баку-Тбилиси-Сухуми». А после решили заехать недели на две позагорать в Адлер.
В Азербайджане я не была никогда. Что нас с Сашкой потрясло в первый день - это толпа озабоченных местных молодых людей у входа в гостиницу. А так же разносящиеся по городу объявления на железнодорожном вокзале: «Скорый поезд «Москва-Баку», опоздавший на 10 часов, прибывает на такой-то путь». Хорошо, что мы прилетели. Сашке исполнилось 11, но билеты я ей купила детский, действительные до 11 лет. Путевки же продавали детям только старше 12. Я просила Сашку не перепутать, где какой возраст называть. Поэтому, когда знакомились с такими же туристами из Москвы, мальчиком и его папой, и те спросили, сколько Саше лет, она молчала, как партизан. Пришлось объяснять мне. Потом эта парочка нас спасла. Каждый раз, когда мы пытались выйти в город без мужчин, кто-то хватал меня за руки и старался уволочь. Другое дело с соотечественником. Ему иногда надо было выпить пива, на это время сына Максима он был рад оставить со мной. И никаких других интересов. Дети сразу подружили. Все время путешествия по Кавказу мы изображали семью. Так было безопаснее для всех. В городе было много фруктов. Но нечем было их мыть. В кранах воду давали изредка. Гостиница издали казалась хорошей. Конец мая. Тепло. В первый же вечер на море был салют. Но, когда я на ночь хотела закрыть балкон с видом на море, оказалось, что дверь незакрываемая. Легче сделать новую. А как же зимой? Потом еще проехали по сельской местности. Довольно пустынной. Удивляли огромные, похожие на дворцы дома, в местностях, где не только канализации, но даже водопровода не было.
Гораздо позже, в перестройку, Саша была в экспедиции в Карпатах. Там местные крестьяне объясняли ребятам, что они не хотят выйти из СССР. «Посмотрите, как плохо живут в Румынии». С гор Румыния была, как на ладони. С нищими хибарками.
Опять о Кавказе. Я не могу понять их психологию. Когда в какой-то глуши мы оказались в совсем плохенькой гостинице, туристке с мальчиком дали отдельную комнату, а мы с Сашкой оказались в комнате на 10 человек. Я спросила у местного работника турбазы – почему? Он мне ответил: «Женщина с мальчиком – это семья, а женщина с девочкой – не семья».
Мне очень понравилось в Тбилиси. Мы с огромным интересом гуляли по старому городу. Где-то через полгода появилась общая работа с ТбилЗНИЭПом. Мне приходилось время от времени бывать в Тбилиси. Самая приятная была командировка с двумя архитекторами. Когда нас принимал Тбилисский дом архитекторов. Мы много увидели. Я даже побывала в монастыре равноапостольной Нины с храмом IV века. Очень маленький храм.
Находясь рядом с центром Тбилиси, достаточно было знать в какой тоннель свернуть, чтобы оказаться на природе, в долине, где располагается ботанический сад.