Существует ли грань...

Наталия По
Существует ли грань между душевным расстройством и духовными поисками?

Этот вопрос на первый взгляд кажется странным. Но только на первый взгляд. Становясь на путь духовных поисков, человек открывает для сознания доступ к совершенно новому типу внутренних ощущений, состояний и переживаний. Но каждый ли человек готов к тому, что привычное восприятие поменяется и станет совершенно другим? К сожалению, реальность такова, что вместе с новыми состояниями сознания приходит и опасность для психики. Об этом надо всегда знать и помнить, чтобы не стать жертвой психического или нервного заболевания, связанного, как ни странно, с духовными поисками. Что же делать, чтобы этого избежать? И где же грань, отделяющая в таком случае, духовные поиски от душевного расстройства?

На мой взгляд, граница отделяющая духовное движение от психического расстройства проходит очень индивидуально. Один человек благополучно переживает множество внутренних трансформаций, а другой от малейшего изменения сознания сходит с ума. Переступит человек эту грань или нет, зависит в очень многом от самого человека, от его отношения к духовному поиску, от его внутренних качеств. Духовные поиски не увеселительная прогулка. Игры со своим собственным сознанием, погоня за «бесплатным сыром» может привести в самую настоящую ловушку психического расстройства.

Если человек может сохранять глубину осознания; ясность и чистоту восприятия; трезвость мышления; находится во «внутреннем наблюдателе» и не терять контроль над ситуацией, объективно оценивать ее, какие бы состояния сознания он не переживал; не привязываться к тому, что переживает; не попадать в зависимость от своих переживаний - такой человек сведет для себя к минимуму риск нервных и психических расстройств.

Каждому из нас надо понимать, что переживание – это не мы сами. Таких переживаний может быть огромное множество, они приходят и уходят и, как правило, никогда не повторяются, поэтому надо уметь разотождествляться с этими переживаниями и просто наблюдать за собой переживающим, просто изучать эти переживания, если нужно, спокойно и бесстрастно, с искренним намерением найти выход и осознание происходящего. Когда значение имеет именно осознание - переживания теряют свою силу и человек обретает свободу от них. Он будет двигаться путем духовного развития, ему может быть и тяжело, и больно, и трудно, и переживать он будет всякие состояния, как приятные, так и неприятные, но психическому расстройству станет тяжело его настигнуть.

Свобода от привязанности к своим ощущениям, переживаниям, состояниям, умение контролировать эти ощущения, состояния и переживания, осознавать их и находить выход из них, становится из участника наблюдателем своего собственного сознания - вот, наверное, основное, чему нужно научиться вначале каждому вставшему на путь духовного движения, чтобы не пасть жертвой психического или нервного расстройства. На словах это очень легко, на практике могут уйти годы. С чего же начать?

Нужно ясно отдавать себе отчет, чего на самом деле хочется. Искренне найти ответы на мучающие вопросы, или достичь определенных состояний сознания? Если хочется именно состояний, то скорее всего хочется даже не состояний, а утонченного удовольствия от них. Получение удовольствия приведет к зависимости от состояния, а зависимость вполне реально может привести к потере контроля над тем самым желанным состоянием и стать ловушкой, из которой не так-то просто выбраться. Поэтому стремиться всегда надо только к ясности и чистоте восприятия, к осознанию того, что происходит с сознанием. Сами состояния сознания, даже самые удивительные и восхитительные, не должны иметь для движущегося какого-либо значения, проходить через них надо спокойно, внутренне они должны быть безразличны. Никогда не надо отождествлять себя с ними, стремиться к ним, или боятся их. Проживать их нужно трезво и отрешенно, наблюдая за самим собой и делая выводы, тогда ни новые ощущения, ни новые состояния сознания не смогут стать ловушкой для психики.

Если начать духовные поиски с того, что научиться находиться во «внутреннем наблюдателе», с работы со своей духовной структурой, то полученные практические знания и умения, приобретенные внутренние качества окажутся бесценными и во время прохождения психологических кризисов, без которых не обходиться ни одно духовное движение, и во время переживания всевозможных состояний. Эти же самые внутренние духовные качества помогут воспринимать реальность чисто и ясно, глубоко понимать и осознавать воспринятое. Внутренняя работа со своей духовной структурой помогает сделать сознание гибким, не фиксированным на одной конкретной идее, не дает сознанию закостенеть, застыть в одном единственном состоянии. К сожалению, на такую работу, не доставляющую никакого удовольствия уходят годы, но она того стоит. Это, конечно, не легко, не очень интересно и требуется приложить не мало усилий для того, чтобы достичь результата, но именно такая внутренняя деятельность будет менять сознание естественным путем. По мере такой работы смена состояний сознания будут приходить естественно, человек всегда сможет их осознавать и контролировать, всегда сможет оставаться беспристрастным свидетелем любых переживаний, трезво анализировать их, не захватываться ими, не привязываться к ним, не предавать переживаемому большого значения, что позволит всегда оставаться свободным от их влияния на психику.

Серьезные трансформации в сознании всегда связаны с изменением его состояния и сопровождаются для движущегося психологическими кризисами. Психологические кризисы бывают разные по степени глубины, по причине их вызвавшей, по протеканию. Состояние кризиса довольно болезненное и может привести человека к любым нервным, психическим расстройствам.  Во время психологического кризиса надо всегда ориентировать себя на поиск осознания, а не на то, чтобы убрать негативные переживания и заменить их приятными. Задать себе вопрос: «Чего я еще не осознаю, что мне так плохо? Чего не понимаю?» И постараться понять и осознать это. Вместе с глубинным осознанием кризис обычно сразу заканчивается. Глубинное осознание того, что еще не понято и не осознанно, позволяет выйти из кризиса естественным путем, но если стремиться просто изменить тяжелые внутренние состояния приятными, это в конце концов может быть и удастся сделать, но внутренняя проблема как была, так и останется, и когда-нибудь вновь придется столкнуться с ней лицом к лицу. По моему глубокому убеждению, стремиться всегда надо только к тому, чтобы отыскать осознание, только с таким настроем и можно его найти.

Ясность, чистота, стремление к осознанию, умение быть трезвым и бесстрастным наблюдателем себя самого в любой ситуации, в любом состоянии, сохраняя самоосознание, не придавая важного значения всевозможным переживаемым состояниям, а вместо этого направляя внимание внутрь и стараясь спокойно разбираться со своей внутренней структурой, осуществляя поиск и решение внутренних проблем  - такой настрой самая благодатная почва, в которой цветок сознания растет и цветет сам по себе, радуя и удивляя, а не сводя с ума. В духовном движении, по моему глубокому убеждению, действует правило «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь - дальше будешь». И чтобы не происходило надо сохранять спокойствие и помнить: «И это пройдет…» Значимо только осознание и те внутренние духовные качества, которые мы сумеем приобрести.