Реформироваие системы выборов по Медведеву

Игорь Суриков
Предложения Президента Медведева по реформированию системы выборов в РФ

   Вчера наш Президент в ходе обращения к Федеральному собранию обнародовал несколько предложений по улучшению  политической системы выборов в России. Одна из этих инициатив уже представлена Федеральному собранию в качестве законопроекта. Я хотел бы остановиться на трех предложениях Медведева. Во-первых, это снижение числа граждан, поддерживающих создание новой партии с 45000 до 500 человек (именно это предложение уже фигурирует как представленный в Думу законопроект); во—вторых, возвращение к идее смешанного характера выборов, сочетающих выборы в Госдуму по партийным спискам с выборами по одномандатным округам; наконец, в третьих, возвращение к выборам региональных руководителей (губернаторов) путем прямого голосования граждан региона, а не назначения их решением Президента. Все три предложения заслуживают несомненной поддержки. Существование явно завышенной нормы подписей в пользу создания партии в 45000 человек приводило не только к реальным трудностям в создании партий, но и вынуждало организационную группу прибегать к фальсификации значительной части подписей граждан. Разумеется, снижение барьера поддержки до 500 человек (эта цифра может быть несколько увеличена) оздоровит процесс создания реальных политических структур, сделает новые партии легитимными и просто порядочными организациями.
   В нашей стране явно не хватает партий правого фланга политического спектра. Принадлежность Единой России к правому центру, которую она пытается обозначить, не соответствует реальным лозунгам правящей партии. На самом деле это левоцентристская партия, близкая по своим ориентирам к Справедливой России и даже к более радикальной КПРФ. Социальные приоритеты являются решающими в борьбе единороссов за власть. Только ЛДПР демонстрирует какие-то признаки правой ориентации со своим лозунгом «Мы за русских!». Из непарламентских, но зарегистрированных партий «Яблоко», несомненно, является социал-демократической левой организацией. Партия «Правое дело» это всего лишь имитация реальной политической силы. Наконец, ориентация «Патриотов России» остается неизвестной. Обычно к правым партиям относят партии с националистическими склонностями и буржуазными приоритетами. В нашей стране до сих пор нет таких организаций и потребность в их создании очевидна.
   Однако резкое облегчение процесса создания партий может привести к возникновению в России множества мелких, политически недееспособных организаций, только усложняющих процесс серьезного выбора избирателями направления движения страны. Следует предусмотреть создание механизмов, препятствующих возникновению безграничной многопартийности. Возможно, что при обсуждении законопроекта в Думе надо включить в перечень мер, способствующих созданию  только сильных, способных на реальную конкуренцию партий, такую меру, как роспуск созданной партии по результатам первого после создания партии цикла выборов при отрицательных для партии результатах. Иначе говоря, партия перестает существовать, если ей не удается провести своих кандидатов в законодательные собрания регионов, не говоря уже о Госдуме. Количественные критерии такого ограничения следует оговорить особо. Впрочем, эта мера вряд ли способна существенно уменьшить число партий, обозначенных в бюллетене для тайного голосования, т.к. распущенная партия будет при новом мягком правиле регистрации немедленно воссоздана под несколько измененным названием.
   Что касается возвращения к идее смешанного характера выборов, при котором половина депутатов Госдумы, а может быть и региональных парламентов, избиралась бы по партийным спискам, а половина по одномандатным округам, то это предложение вполне оправдано. Только так можно добиться представительства всех регионов страны в Госдуме (и представительства всех избирательных округов в региональном парламенте), а не иметь Думу, где нет депутатов от отдельных регионов государства. И наконец, прямые выборы губернаторов регионов избирателями вместо их назначения Президентом также следует поддержать. Однако, наверное, полезно не забыть о идее, высказанной недавно Путиным, о формировании фильтра для кандидатов в губернаторы путем осторожного контроля пригодности того или иного человека к роли руководителя региона со стороны Президента. Тем самым будет сделан шаг к прямому волеизъявлению народа, но шаг в процессе постепенного, а не революционного перехода к новой системе выборов.

23.12.2011