Мадьяро-иудейская модернизация

Сергей Колибаба
 

2.  История династии Арпадов (890–1301)

а) Предыстория

Среднее Подунавье (крупный речной бассейн) было заселено в глубокой древности, местонахождение культур медного и бронзового века свидетельствуют, сколь важными средствами сообщения стали реки: абсолютное большинство поселений расположены на Дунае, Тисе и их притоках. Продолжительность жизни родоплеменного человека (охотника) была маленькой, а скорость сменяемости поколений – высокой. Вследствие чего сохранялся низкий уровень прироста племенной информации, люди не успевали накопить и передать опыт в организации сложных общественных систем и оставались на уровне охотничье-промыслового общества. Приток сведений о бытии был связан с природой, попадая в сферу чувств и разума людей, природные комбинации многократно повторялись, создавалась иллюзия пространственно-временной замкнутости мира, отсюда ориентирование на прошлое и недоверие ко всему новому характерное для обществ живущих на окраинах цивилизованного мира. Родоплеменные общества воспроизводили существующие социальные отношения, а также действия и поступки людей прошлых  поколений, которые выступали в форме священных традиций (культ предков, магия и т.д.). Со временем в регионе развивается земледелие, скотоводство и ремесло, медно-бронзовая металлургия Карпатского региона снабжала своими изделиями ряд районов Европы.

На территории современной Венгрии в древности проживали фракийские и иллирийские племена, затем кельты, германцы, в начале новой эры (I в.) эти земли были завоеваны Римом, римляне создали здесь провинцию Паннония (10 г. н.э.), большую часть которой составляло Задунавье. Исследователи выводит название Pannonia из иллирийского языка, используя прото-индо-европейский корень (?) pen - влага, вода, сырость; ивр.  ПАНА поворачиваться, поворот (угол, захолустье) + ОНИА корабль, судно. Очевидно, что речное судоходство в регионе было широко развито, других путей сообщения во время колонизации не существовало, ДВА ПОВОРОТА  (угла) Дуная, главный признак территории.
В ходе колонизации вдоль Дуная возникли пограничные укрепления (лимес) и города, все укрепления, крепости и населенные пункты соединялись дорогами, латинское слово "лимес" явно имеет ивритскую основу: ивр. ХАИА ЛЕМАС  стать данником; МАС дань, налог; термин говорит о налогооблагаемой территории находящейся под контролем римского государства. Кроме отставных легионеров и романизированных паннонцев в городах жили с конца II века лица восточного происхождения  в большом числе (часто богатые вольноотпущенники): "уроженцы Сирии, Вифинии, Иудеи, Египта, Каппадокии" (История Венгрии. 1971, т. 1).   Полагают, что население Буды (Аквинк с 124 г.) достигало 60 тыс. человек, а территория  составляла 30-40 га.

К концу IV в. города на Дунае пришли в упадок, провинция подвергалась постоянным набегам "варваров" и была разорена, а с приходом гуннов (401) положение на Дунае стало катастрофическим, к середине V в. вся Паннония находилась в их руках. В 454 г. умер гуннский вождь Аттила, и гуннский союз распался, в  VI веке здесь проживали германские племена гепидов и остготов (456), со временем названия римских городов в Паннонии были забыты поселившимися здесь племенами. К первой трети IV в. относятся свидетельства о распространении христианства, которое занесли выходцы с Востока, христианские церкви и погребения относят к IV веку, после распада римских городов (V) христианские общины послужили основой в установлении новых социально-экономических отношений, но были ли здесь евреи? Характерным примером является раскопанное археологами поселение на дунайской границе римского времени II-V вв., лагерь вспомогательных войск Intercisa (совр. г. Дунауйварош, расположен посередине страны на Дунае), наряду с захоронениями, складами и храмом Митры здесь была найдена синагога.

Появлению кочевников-аваров в VI в. способствовала Византия, империя пыталась использовать их для борьбы с другими варварами, авары (566-67 гг.) заняли CВ часть Паннонии (между Дунаем и Тисой), а в 574-578 гг. овладели всем Задунавьем.  Заняв Средний Дунай, авары создали крупное племенное объединение – Аварский каганат, главная функция которого заключалась в совершении набегов на соседние племена и Византию, экономической базой – экстенсивное кочевое скотоводческое хозяйство, основным богатством были стада коней. Значительная часть славян являлись данниками авар и участвовали в совместных набегах на земли соседей (VI-VII вв.) и провинции Византии – Далмацию, Мезию, Фракию и Македонию.
В общественном развитии авары не вышли за рамки строя военной демократии, непрерывные войны истощили людские ресурсы, прямое ограбление соседних народностей предопределило участь авар.  В 623 г. во время очередного похода на Византию началось восстание славян, которое возглавил франк Само, прибывший к славянам по торговым делам (?); ивр. САМ ароматное косметическое снадобье, лекарство, яд, эликсир; торговля косметикой, благовониями и лекарствами в средние века была монополией евреев.
Само удалось стать вождем союза племен и организовать совместную борьбу с аварами (до 658), в 788 г. франки совместно со славянами предприняли наступление против авар, а в 796 франки нанесли решающий удар и захватили столицу Аварского каганата. Карл Великий (803) основал в Среднем Подунавье Восточную марку (пограничная территория), часть авар крестилась и осталась под властью франков (отсюда вероятно и этноним БАВАРЫ), на протяжении IX в. другие группы авар растворяются среди других племен. Вероятно чехи, словаки, сербы и др. народности Балкан содержат значительный аварский элемент, детали степной культуры очевидны в их одежде, музыке и танцах, эпосе и языке, чего не скажешь о явлениях славянской культуры.

Советский исследователь А.Г. Кузьмин пишет, что в VI в. на континент хлынули десятки тысяч ирландских миссионеров, Рим обвиняет ирландцев в ересях и иудаизме, ирландская церковь была ориентирована на Восток и предпочтение отдавала древнееврейскому языку, а затем греческому. Латинский язык не рассматривался как сакральный (священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу): "Заслуга крещения Каринтии (хорутане ПВЛ), Нижней Паннонии и Моравии приписывается здесь ирландцу Виргилию (епископ). … в VIII в. не римская церковь, а ирландцы первенствовали в этом районе" (Падение Перуна. М., 1988).   

б) Переселение венгров в Причерноморье

Как объяснить переселение мадьяр (IX), возникновение городской жизни, государственности и религиозной организации в среде этой финно-угорской народности? Неужели племенное объединение самостоятельно, в ситуации отсутствия письменного языка и системы образования, в краткие исторические сроки выработало и освоило новые формы организации жизни? Очевидно, что модернизация общественно-религиозных традиций шла под влиянием другого народа, другой культурной системы и образа мышления, а явление "развития" - переход общества на новый качественный уровень, в общем, связано с идеологией. Общие идеи, придают обществу направленность (мотив, ориентирующий деятельность) и формируют цели (образ, на который направлено действие), всё это выражается языком, речью и закрепляется в традиции. Следовательно, на анализе единиц языка можно объяснить "провалы" в истории: определить смысл исторического факта, его видородовые связи и найти ему  место во времени и пространстве, т.е. классифицировать; язык основывается на словах-понятиях, передаёт принципы какой-то системы, взгляды на жизнь (мировоззрение), идеология – уравнивает и объединяет людей.

Общество существует при взаимодействии материальных и духовных процессов, с перерастанием земледелия и скотоводства, а соответственно связанного с ними ремесла в основные отрасли хозяйствования на мировоззрение охотника и рыболова накладывается новая система понимания мира, связанная с притоком информации. Возникает религиозная основа представлений о мире, существование осмысливается как процесс, имеющий временную направленность и неповторимость событий жизни. Вот и в венгерском языке появилось слово elet – жизнь (развитие и деятельность организма во времени), заимствованное из иврита: el+et = ЕЛ бог + ЕТ время, срок; Бог устанавливает время (срок) продолжительности человеческой жизни.

Финно-угорские народы (рыбаки, охотники и собиратели) обитали между Уральскими горами и рекой Волгой (на реке Кама), перемещаясь на юго-запад, мадьяры достигли границы степей, и около 680 г. н.э.  расселились между реками Дон и Днепр в Леведии. Область расселения не определена, мадьяры не оставили материальных следов, венгерскими признаны лишь древности найденные около деревни Воробьёвка Воронежской области. По вероятному предположению Леведия - это область к северу от Черного моря, по обоим берегам Дона, между Киевом и Воронежем (ИВ, с. 92), здесь мадьяры стали вести кочевой образ жизни; термин иврита - ЛАВАД соединять (соединение объектов) может обозначать только одно – схождение русел рек Дона и Волги. Понятие livada - сад, виноградник сохранилось в молдавском и украинском языке и на первый взгляд содержание (философия) слов "сад" и "соединять"  имеют мало общего, однако откроем Талмуд (трактат Сота): "пять деревьев - образуют сад, пять виноградных лоз - виноградник", таким образом – соединение 5 деревьев или 5 лоз – ливада (сад).

 Письменные свидетельства о венграх до VIII  в. – отсутствуют, интересные детали содержатся в памятниках на еврейском языке связанных с перепиской хазарского кагана Иосифа (X в.),  которые отражают отдельные события из истории венгров непосредственно перед их переходом в Среднее Подунавье; на каком другом языке могла формироваться информация в стране, где государственным языком был иврит, а религией иудаизм? Ливедия контролировалась хазарами, власть которых признавали венгры и принимали участие во всех хазарских войнах, в ареале Сев. Кавказа и Северного Причерноморья мадьяры жили под властью – болгар (V), сабиров (побережье Азовского моря, VI), оногуров (VI-VII), хазар (VII-IX), таким образом, топоним "Леведия" содержит точную информацию о центре венгерского этноса в хазарский период.

Находясь на территории, где властвовали хазары (тюрки), венгры естественно не смогли сохранить племенной язык, культуру и собственную родовую (108 родов появились в результате приписок придворных клириков в XIII в.) организацию общества (мнения на этот счет различны). Подчиненные Хазарской конфедерации племена хоть и пользовались относительной свободой, но влияние тюрок в религиозно-политических и экономических отношениях было подавляющим. Исследователи признают влияние тюркского (?) языка: "тюркское происхождение названий почти всех домашних животных в венгерском языке говорит о длительных контактах мадьяр, отделившихся от других угров, с тюрко-язычными кочевниками-скотоводами" (ВИ, с. 88).
Здесь (Леведия) произошло ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕМИ венгерских племен с ТРЕМЯ хазарскими родами (кабары), изгнанными из каганата после смуты 810-820 годов (религиозные разногласия?). Во главе союза венгерских племен (IX в) стоял вождь, "царь", имевший титул "кенде" (ИВ, с. 93) = ЕДНЕ-К = АДОНАИ, АДОН бог, господин, хозяин; слово прочитано наоборот. В IX в. возникла традиция наследственного правления одной династии, её основателем источники считают Альмоша: ивр. МАША быть вытащенным из воды (легенда о Моисее), МАШИАХ мессия, помазанник; МОШАА, МОШИА спаситель, спасение; МОШЕЛЬ  правитель, сказитель.

Из Леведеи, венгры отошли в 822-836 гг. на  территорию междуречья Днепр-Дунай - Ателькузу, венг. Etelkoz = А-ТЕЛЬ-К-УЗА = ТЕЛЬ холм + К связка (в качестве кого) + УЗ, ОЗ собирать, сосредотачивать в одном месте, искать спасения, (защита, опора); территория, защищенная высотами это – Подольская возвышенность, район выше середины Днестра и Ю. Буга. 
В IX в. венгры совершают походы в Центральную Европу и на Балканы, в Дунайском бассейне венгры появились в 839 г., через 25 лет они совершают набег на владения Людовика Немецкого (862). Отряды венгров в IX в. проникали в Крым, с одним из них имел встречу византийский миссионер-дипломат Кирилл в районе Херсонеса (около 861). Конкурирующая степная группировка – печенеги, совершают нападения на венгров в 889, 895, а в 896 г., воспользовавшись тем, что воины ушли в очередной поход, печенеги истребили беззащитное венгерское население Ателькузу. 

В связи с этим нападением в венгерском обществе происходят перемены, старый вождь был смещен, а новый венгерский вождь был утверждён хазарским каганом и женился на знатной хазарке: "с помощью каганских послов прежнего воеводу венгров отстранили от власти, которую забрал в свои руки ставленник хазарского кагана Арпад" (Плетнева С.А. Хазары. М., 1976).   
Поразительно, но имя Арпад существует в Библии - АРПАД сирийский город (Иер. 49:23), не локализован, предположительно недалеко от Дамаска, на реке Оронт; в этом сюжете Писания речь идет о войне  аммонитян и евреев с Вавилоном (Ассирией?): "Посрамлены Емаф и Арпад". Упоминание в Библии царя Арпада говорить о том, что этот город (государство?) видимо играл какую-то важную роль, ассирийские цари сообщают в своих надписях о тех сражениях, какие им пришлось вести с городом Арпад (ЕЭ, т. 3, с. 189). Таким образом, очевидно заимствование имен, а возможно и легендарных моделей деятельности; итак, "хазарский ставленник" Арпад носил библейское имя, возможно прозелит или выходец из этой сирийской территории, существуют сведения, что часть венгров, жившая в Ателькузу, направилась в "Персию" (ВИ, с. 93).

в) Арпад и переселение венгров в Паннонию

Арпад (Arpad, 904-907), под давлением печенегов и болгар венгры (около 500 тыс. чел) продолжают движение на Запад, и в 895/6 г. занимают относительно свободный Карпатский бассейн, в 900 г. западный источник называет Паннонию "областями венгров". Венгерская традиция говорит о переходе мадьярских племен через перевалы в Закарпатской области (Галич), следовательно, Ателькузу это территории Украины и Молдовы.
Константин Багрянородный называет территорию, занятую венграми "Туркия", этот термин ничего общего не имеет с "турками" или с "тюрками", а на арамейском языке означает - ТУР гора (Карпаты) + КИЯ = КИУУИА паводок. Императору видимо были хорошо знакомы природные условия региона – частые паводки и сели, достигающие грандиозных масштабов; эта территория включала в себя бассейны рек Темеша, Тисы, Муреша и Криша.

 К 896 г. завоевание территории Тиса-Дунай было закончено, а к 899 г. (предположительно) венгры заняли территорию Задунавья. Племена под руководством Арпада и Кусана (Кушала) приступили к созданию собственного государства: "полчища под предводительством Арпада, явившиеся в Венгрию в конце IX в. заключали значительное количество евреев" (ЕЭ, т. 5, с. 423); в это время в Паннонии венграм не могла противостоять ни одна военно-политическая сила. Историки предполагают, что в 904 г. Кусан, погибает, а Арпад становится  единоличным правителем, в это время известно о наличии НАСЛЕДСТВЕННЫХ должностей "дьюлы" и "хорха" (кархас) = ивр. ХОР знатное лицо + ХА – артикль (в некоторых языках ставиться в конце слова); ДЬЮЛА = АЛЮЬД (прочитано наоборот) – ЙАЛАД рождать, причислять себя к какому-либо роду; т.е. наследственность по рождении.

Жольт (907-947), глава союза племен; возможно, имя вождя означало ЗОЛЛУТ обжорство (обжора, чревоугодник), подобные имена давались и другим  правителям в Европе. В его правление венгры предпринимают походы в Саксонию и Тюрингию (908), в Швабию (909), поход до Рейна (910), в Франконию и Тюрингию (912). За поражением венгров в битве с баварцами (913), следует вторжение венгров в Эльзас и Лотарингию (916), походы в Италию (922,923, 926 до Рима, 937, 941 – поражение венгров у Рима), источники сообщают о появление венгров в Испании и Провансе, а также войнах с арабами. Известно о крещении в Константинополе венгерских вождей Булчу и Дьюлы в 943-56 гг., Византия была первым государством, с которым венгры установили дипломатические отношения.

 Файс (947-952) – вождь союза племен, имя приобретает смысл, если его прочесть наоборот – СЙАФ = ивр. САИИФ  меч, фехтовальщик;  источники отражают внешнеполитическую историю венгров в X в., как в основном набеги  на Западную Европу. Походы в Баварию (950), в Северную Италию и Южную Францию (951), византийские авторы сообщают о походах небольших отрядов венгров на Константинополь (934-959), в Италию (947), на Фессалию (943-961) и Болгарию (961-970). 

Такшонь (952-972) – вождь союзных племен; в этот период два крупнейших события повлияли на формирование венгерского государства и сдержали венгров в пределах существующих границ. Первое – вторжение венгров в германские земли (954) и победа Оттона I  над ними при Аугсбурге (Лехефельде) в 955 г.,  второе – распад Хазарского каганата в 969 году; границы Венгрии на западе и на востоке окончательно определились.  Венгры потерпели поражение под Константинополем (958, 970), один из отрядов в 970 г. действовал в Болгарии как союзник князя Святослава. Поразительно, но имя вождя совпадает с процессами, проходившими в венгерском обществе - ТАК-ШОНЬ = ивр. ТАКУА, ТАКА оседлый, поселиться навсегда + ШАНА изменяться, меняться, изменить свой вид. Венгерское общество становилось оседлым, вожди стали стремиться к увеличению численности зависимых людей, из западных стран они уводили тысячи пленников и сажали их на землю, в 954 г. отмечена попытка вождя Дьюлы, крестить население бассейна реки Марош (Муреш).

В X в. венгры переходят к оседлости и земледелию,  начали складываться феодальные отношения, появились владения племенных вождей на территориальной основе, процесс оседания на землю растянулся до XII в., источники сообщают, что в это время венгры проводили лето и осень в шатрах, кочуя по пастбищам. Союз семи венгерских племен и примкнувшим к ним кабар (хазар-иудеев?) окреп на новой родине, что нашло выражение в установлении наследственной власти "главного князя". В ходе социального развития к концу X в. сформировался господствующий слой, знать полукочевых племен переродилась в земельных собственников-феодалов, самые сильные из них установили власть над племенными областями и стали владельцами земель своего племени. Им противостояла масса свободных венгров, для её подчинения необходимо было создать централизованные институты – церковь и государство. Характерно, что в это время появляются документальные сведения о евреях Венгрии: "Первый документ, говорящий о евреях в Венгрии, относят ко 2 пол. X в.: казначей одного арабского государя в Испании Хасдай ибн-Шапрут написал около 960 г. хазарскому кагану Иосифу письмо, в котором говориться, что славонские посланники обещали отправить дипломатическую почту королю Славонии, которую он передаст евреям, живущим в Венгрии" (ЕЭ, т. 5, с. 423). Еврейская энциклопедия сообщает: "По словам Ибрагима ибн-Якова, еврейские караваны с товарами направлялись из Венгрии в Прагу. Положение евреев было благоприятным: пользуясь полной свободой, они развивали экономическую деятельность, и были почти единственными торговыми посредниками между Западом и Востоком. Отношения между язычниками-венграми и иудеям были равноправными, браки между ними были обычным явлением" (ЕЭ, т.5, с. 424).

Князь Геза (972-997), к концу X в. имелось четыре области, где власть осуществляли могущественные представители знати - Геза (с 997 г. Иштван) из рода Арпадов, Дьюла (Трансильвания), Айтонь (река Муреш), Коппань (Шомодь, юг), основа могущества заключалась в собственности на землю и рабов. Вожди проводили самостоятельную политику, важнейшим проявлением этой политики стало насаждение христианства. Обращение венгров в христианство проводилось на территории, подвластной Арпадам – Гезе (крестился в 974) и Иштвану, Геза призвал на помощь немецких рыцарей, которые в дальнейшем пополнили венгерскую знать. Дьюла Старший трансильванский (943-956) принял крещение от греко-восточной церкви, в это время был направлен из Константинополя в "Туркию" миссионер Иерофей, посвященный в епископы "Туркии". Айтонь принял христианство в болгарском городе Видин, а владыка области Шомодь Коппань остался язычником (?), и в 998 г. был разбит Иштваном с помощью немецких рыцарей. Ивр. Ш.М.Д., ШИМЕД быть истребленным, заставлять переменить религию; ШЕМАД религиозные преследования, гонения; комитат находился на важном торговом пути (юг озера Балатон).

Заслуживает внимания распространенное имя венгерских королей: князь Геза, Геза I (1074-1077), Геза II (Гейза, 1141-1162); ГЕЗ стрижка овец; руно; настриженная шерсть; имя можно связать с древнейшей специализацией венгерских племен (овцеводством). Если это имя связано с военной деятельностью венгров в период IX-X вв. (войны – постоянное занятие венгров), то его можно представить как - ГИЕС, ГАЙИС  войско, вооруженный отряд, мобилизовывать; ведающий мобилизацией. Скорое всего имя принадлежит своему времени, концу X в., когда в венгерском обществе начались объединительные процессы на базе иудеохристианства - АЗ, ХЕИЗ (ГЕИЗ) искать спасения; находить защиту; собирать, сосредотачивать в одном месте; есть ли аналоги у соседей?

 Мы находим это слово в румынском языке – "господарь" = ГАИАС ведающий мобилизацией; ГАИС войско + ПОДЭ избавитель; ПЕДИА спасение +  АРА земля. В Библии слова со значением "избавление", "избавитель" производятся от корня ПАДА, исходное значение которого связано с конкретными правовыми действиями в отношении обращенного, проданного в рабство; под избавлением следует понимать освобождение людей от бедствий, гнета, смерти. Господарь - это удачливый военачальник призвавший (словом и делом) на борьбу против захватчиков, спаситель родной земли; "странные" совпадения исторических фактов и смысла имен позволяют сделать вывод о широком распространении иврита на Дунайском и Черноморском пространстве.

г) Образование Венгерского королевства, принятие христианства

Князь Иштван I (997-1038), вождь одного из племен Иштван I Святой принял католичество и вошел в историю как объединитель Венгерского государства -  ИШТВАН = ИШ мужчина, муж; образует множество понятий: герой, толковый, приятный + ТАВ, ТОВ хороший, добрый, благо (имя – Тов). ТИВОНИ характерный, натуральный; т. е. "добрый" муж в смысле военно-политической деятельности; имя "ТОВ" упоминается рядом с названием древних государств: Арам-бет-Рехоб, Арам Цоба, из чего следует, что это название государства "ТОВ" (Суд. 11:3).
Иштван добился успехов в христианизации страны, установив  связи с западными государствами, он просит папу Сильвестра II прислать ему королевскую корону, по поручению папы его легат Асхерик 25 декабря 1000 г. (1001) короновал Иштвана в качестве короля; ему был дарован титул апостола (использовался до 1920), а также право на распространение веры и автономное управление церковью страны. Иштван I активно содействовал основанию церковных областей – архиепископств (2) и епископств (8), которые в конце XI в. охватывали всю территорию королевства, и закрепил за церковью сбор десятины, с его правления началось обязательное исполнение христианских обрядов. Венгрия становится признанным христианским государством, это дало возможность, сохранять независимость в течение всего средневекового периода. Став королем, Иштван не имел власти над всеми землями, в 1002-1003 гг. он разбивает Айтоня, затем отбирает власть у Дьюлы Младшего в Трансильвании, и объединяет земли, средневековые хронисты считали власть Иштвана над всей Венгрией "исконной", "данной свыше" (ИВ, с.113), т.е. от Бога. Король провел реформы административного устройства и законодательства, старое племенное деление было заменено округами – комитатами  и медье  (округ королевского замка) для организации войска и сбора ренты (в XI в. – 45, затем до 70), во главе которых стояли королевские должностные лица – комиты или ишпаны. 

Используя среду (природа, явление, личность) где применяется слово можно получить понятие, соответствующее факту истории – содержание, слова – вбирают в себя явления прошлого. Необходимо определить только идеологию (религию) и её язык: "Так, известно, что славянские (?) названия замковых округов и их начальников вошли в венгерский язык как обозначение комитатов (медье) и главы комитатов (ишпанов). Венгерский язык заимствовал у славян термины, обозначающие отдельные атрибуты государственной власти – "должность", "темница", "колода" и другие" (ИВ, с. 106).  На основании этого вывода, авторами академического труда "История Венгрии" (М., 1971), делается заключение о славянском происхождении комитатской организации в Венгрии.
Однако есть и другая точка зрения - МЕДЬЕ надо читать наоборот, это слово-понятие иврита - ЕЬДЕМ = ивр. АДАМА земля, территория, в термине заложен смысл административного деления; ИШПАН (ИШ+ПАН) = ИШ человек, личность; в связи с другими понятиями образует много значений: почтенный, солидный, особа и т.д. + ПАН, ПАНИМ внутренность, внутри. В Израиле до сих пор министра внутренних дел называют САР ХА-ПАНИМ; таким образом понятие "ишпан" обозначает – должностное лицо отвечающее за территорию округа (внутри страны) и ничего общего со славянским языком, которого мы просто не знаем (славяне не оставили письменных памятников языка) не имеет.

Племенная организация исчезла, король стал верховным монархом, оформилась централизованная система управления, власти и суда, при короле существовал совет знати (senatus) и орган свободных общинников, его составляли по "два старца из каждой деревни" (1061); королевский совет имел только совещательные функции, а духовенство наиболее привилегированное положение. Все потомки завоевателей были свободны и представляли собой единый общественный слой, они могли назначаться на определенную должность, не должны были платить налогов и имели право принимать участие в общенародных собраниях. Несвободный класс состоял из венгров,  которые потеряли положение в своем племени из-за каких-то неудач или совершения преступлений и рабов, захваченных во время войн (рабство,  постепенно было ликвидировано); остатков народов, живших на территории, которую захватили венгры и невольников, отпущенных на свободу (бывшие рабы). Кроме того, были и иммигранты, к этой группе принадлежали жившие в степях хазары и другие народы;  члены несвободных групп по королевскому соизволению могли становиться свободными и членами венгерской "нации". Многие венгры выступали против изменений, проводимых Иштваном, видя в них разрушение старой венгерской культуры, бунты привели к гражданской войне, в ходе которой Иштвана свергают с помощью германских рыцарей, однако преданные Иштвану войска оказали сопротивление вторгшемуся в 1030 императору Конраду II и победили.

В это время новые группы евреев прибыли из Германии, и укрепили положение еврейской религии, они имели широкие права и вели торговлю с Западной Европой, около 1050 г. их караваны появляются в Нюрнберге, Аугсбурге и других местах. Католическая церковь в  правление короля Иштвана проводит первое ограничение прав евреев - им было запрещено быть членами учрежденным королем ордена по причине веры. Таким образом, в ходе утверждения единой еврейской идеологической доктрины на Дунайском торговом пути оформилось венгерское иудеохристианское  пространство и социальное время (феодальная формация).

д) Раннефеодальная монархия XI-XIII вв.

После смерти Иштвана, усилилась борьба династических групп за власть, порядок в стране был восстановлен двумя сильными королями, св. Ласло I (1077–1095) и Кальманом-книжником (1095–1116); к этому периоду венгерской истории относятся грамоты вышедшие из королевской канцелярии (от 1000-1331 гг. дошло 10 тыс.). В XI-XII вв. венгерские феодалы захватили Трансильванию, Хорватию, Далмацию, оказавшись соседом Византии, Венгрия вела с ней длительные войны за побережье Адриатики, одновременно приходилось вести борьбу с германскими феодалами на западе, а на востоке отражать набеги кочевников. В стране, несмотря на периодически возникающие заговоры феодалов ведущих борьбу за трон, сложилась традиция крепкой королевской власти, феодалы старались завоевать трон, а не уменьшить власть короля; источники указывают, что основу экономики периода составляло земледелие с большой ролью скотоводства, были развиты торговые отношения.

Процессы противодействия распространению еврейской религии хорошо заметны по событиям в Венгрии - евреи не ассимилировались с католическим и языческим населением Венгрии, т.к. представляли высший тип людей, класс  имеющих авторитет в религиозной, экономической, политической и дипломатической деятельности. В феодальной Венгрии королевская власть благосклонно относилась к иудаизму, но среднее дворянство, отстраненное от государственных должностей, организовало движение за смещение евреев с государственной службы и ограничение их прав. Противоречия материального характера привели к изгнанию еврейских общин в 1360 г., подобные явления происходили во всех европейских странах в разные периоды средневековья, все они имели материальную основу – устранение конкурента, наиболее успешного в религиозной, экономической и государственной деятельности. С устранением соперника в области  религиозной культуры содержание богословия, а позже истории и других общественных наук, было переключено на греко-римское языческое прошлое. Возник процесс, приведший к формированию "национальных", а по сути языческих государств - Законы Бога (бытия в природе) в них декларируются, но не исполняются – нет обязательности в исполнении Закона; это явление вылилось в бесконечное военно-политическое, экономическое и культурное противостояние внутри стран и между  народами.

В XI-XIII вв. Венгрия делится на ряд округов, административными центрами которых были укрепленные замки; правящий класс составляли крупные землевладельцы – потомки глав венгерских родов, которые владели землями по праву первого занятия в X в.; мелкие землевладельцы обязанные военной службой выделились после 1038 года. Большинство населения округов было приписано к замкам в качестве "замковых людей", они выполняли обязанности по ремонту дорог и укреплений, обслуживали гарнизон; гарнизоны замков исполняли военно-административные, финансовые и судебные функции. Результатом развития экономики Венгрии явилось появление единого в хозяйственном и правовом отношении класса – феодально-зависимого крестьянства и правящего класса землевладельцев; с начала XII в. меняется состояние свободных общинников, значительная часть их переходит в различные категории лично зависимых людей.

Исследователи выделили следующие категории зависимого населения:
- сервы (servi) – рабы, к концу XI в. стали крепостными крестьянами; С+ЭРЕВ сброд, давать залог, закладывать;
- либертины (libertini);
- "замковые" люди (cives), по своему происхождению были ВОИНАМИ  королевских замков, в дальнейшем посажены на землю на правах крепостных; ЦАВА служить в армии, войско;
- удворники (udvornici) – часть славянского населения, захваченная элитой, по правовому статусу ближе к сервам, военной службы не несли;
- иобагины (iobagiones) – верхний слой крепостного крестьянства, промежуточный слой между свободными и полностью зависимыми; в раннее время – дружинники, жившие в замке, участники сбора налогов. ГИБУИ взыскание долга, требование оплаты; iobag+io+nes = ГАБАИ казначей, инкассатор; слово прочитано наоборот; ГЕВИА сбор налогов + НАСИ князь, вождь; княжеские инкассаторы, сборщики налогов;
- госпиты (hospites) – новопоселенцы из западных стран, свободные, имели право свободного перехода; если мы прочитаем слово наоборот, SETI+PSOH, то получим библейский смысл: СЕТ, САТА отходить + ПАСАХ Пасха, перепрыгивать, переступать; очевидно, что свободный переход осуществлялся к времени Пасхи, до начала весенних полевых работ.

Восстания в 1046 и в 1061 гг. явились ответом на закрепощение свободных общинников, восставшими выдвигались требования против введения христианства и возврату к "язычеству" (?), так трактует исторические факты "История Венгрии", однако  события 1041 г. (см. ниже) говорят о возвращении к иудаизму.

Петер Орсело (1038-1041, 1044-1046), племянник короля Иштвана, занял трон после его смерти, был сыном венецианского дожа, женатого на сестре Иштвана;  король откровенно презирал венгров, окружил себя итальянцами и немцами, которым  раздавал земли и должности, в 1045 г. признал вассальную зависимость от германского императора, за что в 1046 г. был, свергнут знатью.

Аба Шамуэл (1041-1044), в 1041 г. во главе восстания против короля Петра Орсеоло встал еврей Аба Шамуэл, потомок родовых старейшин, который был женат на сестре короля Иштвана I Святого и опирался на свободных общинников, после изгнания короля Петра он был провозглашен королем (1041-1044). Целью восставших было восстановление общественной собственности и иудаизма. При помощи императора Генриха III (вторгался в Венгрию в 1042, 1043, 1044) Петр Орсеоло в битве при Манфе (комитат Дьёр) разбил войско Абы  Шамуэля (1044 г.) и сверг еврейского короля, одновременно произошло выступление церкви против Шамуэля (1044), которого предали анафеме. Считают, что от Абы Шамуэля ведет происхождение один из венгерских дворянских родов, именем, которого в конце XIX в. назывался комитат Абуй.
Петер Орсело (1044-1046), вернув трон, король восстановил прежние порядки, однако его деятельность вызвала новое восстание, ненавистный король в 1046 г. был, свергнут с престола и ослеплен, многие ишпаны, священники, епископы и монахи  были перебиты восставшими.

Эндре I (1046-1060), жил в Киеве при дворе Ярослава Мудрого в изгнании, занял королевский трон (1047 коронован) после изгнания Петера Орсела, вскоре отказался от данных обещаний и ввел порядки установленные королем Иштваном, чем вызвал недовольство в низах общества. Петер Орсело предпринял в 1051-1052 гг. два похода на Венгрию, но был отбит  герцогом Бела (с 1048 герцог, владел 1/3 страны, 15 комитатов); в 1054-55 гг. венгры вторгались в Каринтию, Австрию, Баварию. В начавшемся соперничестве между королем и герцогом Бела победил герцог, вдова Эндре I Анастасия (дочь Ярослава Мудрого) бежала к германскому императору; есть сведения, что королева Анастасия в 1063 г. дала евреям право чеканить собственную монету на королевском монетном дворе.
 Имя Эндре толкуют как Андрей, от имени Святого Андрея, существовал обычай давать имена в честь святых и апостолов, однако деятельность Эндре I очень похожа на действия тирана, попробуем прочитать имя наоборот (как в иврите): Е+РДН+Э, возможно от РОДАН диктатор, неограниченный властелин, тиран.


Бела I (1060-1063), в 1060 г. герцог Бела одержал победу над Эндре I и стал королем, придя к власти в результате восстания, он был вынужден созвать народное собрание и уменьшить налоговое бремя, однако в низах общества эти уступки посчитали недостаточными. Хронисты сообщают, что крестьяне потребовали у короля разрешения "жить язычниками, как жили их отцы" (?), а также уничтожения церквей и духовенства, собрав войско, король разгромил восставших. Имя "Бела" образовано от слова БЕЛ-БААЛ (путем слияния гласных) владыка, хозяин; древний царь Эдома (Быт. 36: 33); в Библии БААЛ владелец животных (Исх. 21:28), финикийский бог, а БЕЛ – только владыка людей; довольно распространенное семитское имя, образует с другими словами множество понятий.

Шаламон (Соломон, 1063-1074), после смерти Беллы I разгорается династическая борьба между королем и тремя сыновьями Белы, войны проходили с переменным успехом, Шаламон в борьбе за трон использовал половцев до 1087 года. В 1069 г. Шаламон победил герцогов, один из них - Ламперт бежал в Польшу, другой – Ласло на Русь в 1072 г. "просить помощи у своих друзей" (ВИ, с.124), в битве при Модьороде в 1074 г. герцогам удалось нанести поражение Шаламону, и трон достался Гезе (третий сын Белы).
Геза I (1074-1077), король  пользовался поддержкой византийского императора Михаила VII Дуки, который прислал Гезе корону, она стала нижней частью короны королей Венгрии, после его смерти на трон взошел брат – Ласло. Для династических войн XI в. характерно разносторонняя ориентация борющихся группировок, одна группировка придерживается германской ориентации вплоть до признания вассальной зависимости, другая – выражает антигерманскую позицию, опирается на Византию и  выступает за самостоятельность страны.

Ласло I (Владислав Святой 1077-1095), положение в стране меняется, монархия устояла в династических кризисах, появились силы для активной внешней политики и укрепления власти, в 1085 г. король разгромил половцев приведенных Шаламоном в страну, затем последовал второй разгром половцев на р. Темеш и у Оршевы (1091).  Король проводит ряд наступательных войн, целью которых было приобретение новых территорий в Ю-В Европе и выхода к морю, захватывает Славонию (1089) и Хорватию (1091); в XI веке в Венгрии возникли города, начало развиваться горное дело, в Словакии велись разработки серебра и золота.
Законами Ласло I были установлены жестокие наказания за  посягательство на феодальную собственность, он издает законы, которые санкционируют обязательность подчинения свободных общинников феодалам (1092) и ограничивает права евреев. Король созвал 20 мая 1092 г. синод, который установил: запрет брачных союзов между евреями и христианами; евреи не могли иметь христианских рабов; под страхом конфискации имущества, евреям запрещалось работать по воскресениям;  рыночный день переносился на субботу. Таким образом, католическое духовенство ограничило деятельность своих конкурентов в экономике и в общественных отношениях, запрет иметь рабов сильно ударил по еврейскому землевладению, евреи были оторваны от земледелия и начали заниматься посредничеством.  В правление Ласло I происходит сближение венгерской монархии с католической церковью (1094), король стремился ослабить влияние папской курии на епископов, духовенство получило новые права и привилегии, опираясь на венгерских епископов, Ласло I вступил в конфликт с римским папой Григорием VII в разгар борьбы за инвеституру. К началу XII века Венгрия превратилась в  крупное государство Европы, страна граничила с Польшей, Русью,  Чехией и Германией, на юге венгры вышли к Адриатическому морю, на юго-восточных границах Венгрии (Трансильвания, Молдова, Валахия) кочевали половцы и печенеги.

Кальман (Коломан, Kalman Konyves (Кальман Книжник), 1095-1116), прозвище "Книжник" получил за интерес к церковной литературе; король проводит реформу налогообложения, затрагивающую свободных общинников, были установлены правила купли и продажи между евреями и христианами. Во время его правления еврейское население значительно увеличилось за счет эмиграции из Богемии, прибытие многих купцов повлекло издание специального торгового законодательства о евреях, еврейское население, по распоряжению короля концентрировалось в епископских центрах, известны еврейские общины в Офене, Пресбурге, Тарнау (Надь-Сомбат), Эстергоме (Гран), Эденбурге (Шопрон). В это время в Венгрии появились крестоносцы, которые начали грабить еврейские дома, король воспрепятствовал грабежу, одной партии не дал пройти через Венгрию, в 1096 произошли столкновения с крестоносцами, и большая их часть их была уничтожена венгерским войском. Эти действия вызвали недовольство католической церкви, на епископском синоде в 1112 г. были приняты дополнительные меры по ограничению прав евреев.

Во времена Кальмана в королевском войске появляются тяжеловооруженные рыцари, которых выставляли крупные землевладельцы. В 1099 г. венгры вторглись в Галицкое княжество и потерпели поражение при Перемышле, окончательный захват Хорватии произошел в 1102 г., с взятием Кальманом далматинских городов: Сплита, Трогира, Задара и острова Арбе, король подтвердил их привилегии. Кальман был коронован в качестве короля Хорватии и Далмации, что являлось важнейшим событием в истории Венгрии, в Далмации столкнулись интересы венгерских королей и Венеции, которая владела городами на побережье с 997 года.
Программа деятельности зафиксирована в имени – Кальман, Коломан; если мы прочитаем имя наоборот, то получим слово НАМЬЛАК = НА + МЬЛАК = ивр. МАЛАХ (К) царствовать, царь, государь; или НИМЛАХ (к) обдумывать, взвешивать; конечная  буква ивр. "каф" читается как  "К" и "Х". Чуть позднее в Болгарии правили цари Коломан I Асен (1241-1246) и Коломан II Асен (1256),  царствование обоих было неудачным и имя (как царское) исчезло; имя говорит об общем иврито-тюркском (балканском) лексиконе.

Иштван II (1116-1131), захватническую политику Коломана продолжал Иштван II, правда, с меньшим успехом, предпринятое нападение венгров на Австрию, повлекло ответное вторжение австрийского маркграфа Леопольда в Венгрию (1109-1113) и заключение мира с Леопольдом  в 1121. Чешские войска наносят венграм поражение на р. Ольшаве в 1116 г., в 1118 году было заключено пятилетнее перемирие венгров с Венецией, в 1123 Иштвана II совершает поход на Галицкое княжество, в 1127 вторжение в Византию, в 1130 был заключен венгеро-византийский мир.

Бела II Слепец (1131-1141), влияние немцев при королевском дворе усиливается, король расправляется с магнатами – сторонниками фракции Кальмана на государственном собрании в Араде (1132); заключил мир с поляками и союз с великим князем киевским Ярополком в 1137 г., киевский князь оказывает военную помощь в борьбе с феодалами (1139).

Геза II (Гейза, 1141-1162), в первые годы царствования, пока король не достиг совершеннолетия, страной правила его мать – сербка Елена и её брат Белуш Урош; обозначилось стремление Венгрии к сближению с Русью, результатом стал брак Гезы II с внучкой Мономаха, княжной Ефросиньей Мстиславовной. В 1147 участники второго крестового похода проходят через Венгрию, в 1151-1152 Геза совершает походы в Галицкое княжество, в 1159 король отказывается от права инвеституры. Распространение венгерского влияния на Балканы столкнулось с экспансией византийского императора Мануила I Комнина, с 1150 по 1167 королям Венгрии пришлось отражать его военные нападения и вмешательство в борьбу за власть феодальных группировок в стране.  Против Гезы вступил его брат герцог Иштван, ставший во главе заговора группы феодалов, после раскрытия заговора Иштван бежит в Византию, где вступает в брак с византийской принцессой. При Гезе II венгерские феодалы, опираясь на поддержку германских колонистов (саксов) которым в Трансильвании были даны исключительные привилегии, устремились в Трансильванию, в это время Венгрия теряет Далмацию и некоторые другие территории на юге, венецианские купцы добились беспошлинного ввоза товаров в страну.

Иштван III (1162-1172), в период 1162-1163 гг. император Византии временно привел к власти своих ставленников – антикороля Ласло II и Иштвана IV, в 1165-1170 войны с Византией за Хорватию,  Далмацию и Трансильванию.

Бела III (1172-1196), с 1163 жил при дворе византийского императора; новая волна династической борьбы в XII в. привели к и ослаблению страны, Бела III отразил внешнюю и внутреннюю угрозу,  королевская власть была укреплена. При нем была завершена интеграция страны в западноевропейскую цивилизацию и обеспечена гегемония Венгрии на Балканах, благодаря связям Белы III страна развила культурные связи с Францией, много монахов в венгерских монастырях были французами, а венгерская элита обучались за границей. Дворец Белы III и собор в Эстергоме были построены в французско-романском архитектурном стиле, позже в Венгрии появилась готическая архитектура.
Король организовал  походы  против Австрии (1176), Далмации  (1180), Византии (император Мануил I умер в 1180) в 1182-1183 и захватил Галицкое княжество в 1188-1190, но удержаться не смог, и в 1190 венгры были изгнаны, в 1189 г. участники третьего крестового похода проходят через Венгрию. При этом короле появилась королевская канцелярия, возглавляемая канцлером, её составляли королевские капелланы, прошедшие обучение во Франции. Положение Венгрии между Германской и Византийской империей, необходимость борьбы с кочевниками создавали условия для повышения роли военно-служивого сословия – мелкого и среднего дворянства. Преемники Белы III ослабили королевскую власть, основанную преимущественно на королевских владениях, передавая королевские земли своим сторонникам, в результате этих разделов земель возникла новая социальная группа – бароны, которые стремились подчинить свободных граждан, живших в их поместьях.

Имре (1196-1204), в его правление усилились претензии феодалов на часть экономической и политической власти короля, стремясь найти опору в среде знати, король пожаловал часть королевского домена крупным светским землевладельцам. Его противник Эндре утвердил самостоятельную власть в Славонии, Хорватии, Далмации и Раме, был заключен мир в 1200 г. между Имре и Эндрю. Захват королем Имре Сербии и части Болгарии (1201), 1202 война с Болгарией, пленение Эндре;   ИМРЕ = ивр. Й.М.Р. возомнить, воображать о себе, претендовать; претензия; ЙАМРА претенциозность.

Ласло III (1204-1205).

Эндре II (Андрей, 1205-1235), в 1205 король совершает поход в Галицкое княжество, в 1212-1213 происходит восстание галичан против венгерского короля,  а также заговор и убийство в 1213 г. королевы Гертруды, немки по происхождению. Король разрешил поселение в Венгрии Тевтонского ордена в 1211, но венгерская элита выступает против засилья немцев, и в 1225 Эндре II изгоняет крестоносцев.   С 1215 по 1219 в Галиче правит сын короля – Кальман, в 1220 был заключён мир с Галицким княжеством, но в 1234 венгры были изгнаны из Галича, в 1217 г. новое столкновение венгерских и чужеземных феодалов, в последствии власть иностранцев была ограничена в "Золотых буллах". С целью умиротворения знати король жалует земли крупным землевладельцам, а духовенство освобождается от подсудности светским судам и от уплаты ежегодных денежных взносов.
В 1222 происходит восстание свободных граждан против баронов, что заставило Эндре II,  распустить Королевский совет и издать закон о правах, известный под названием "Золотая булла", на которой давал клятву каждый новый венгерский король. Подобно английской Великой Хартии вольностей, она гарантировала дворянам и королевским слугам личную свободу, освобождение от налогов и обязательной военной службы за пределами страны, а также право не признавать противозаконные королевские указы; при дворе устанавливались ежегодные ассамблеи-приемы, проводившиеся королем или пфальцграфом (нем. дворцовый граф), где имели право присутствовать все дворяне и королевские слуги.

В его царствование евреи стали занимать высокие гос. должности камергеров, сборщиков податей, арендаторов пошлин, руководили соляной промышленностью и заведовали монетным делом; еврейские легенды (на иврите) встречаются на монетах Эндре II, а на монетах Белы IV выбиты еврейские буквы, вероятно инициалы мастеров. Под лозунгами борьбы против "разорительной" финансовой политики евреев,  выступило в союзе с церковью дворянство, светские и духовные феодалы заставили короля принять ряд ограничительных мер, был наложен запрет на дворянские привилегии для евреев, многие государственные должности стали им недоступными. Однако король нуждался в деньгах, и вскоре обратился к евреям  за помощью в финансовых делах и отдал им в аренду королевские доходы.

Католическая церковь обратилась к папе Григорию IX за помощью, архиепископ Роберт сообщил папе, что Венгрия идет по "ложному" пути, в ней преобладают магометане и евреи, последние живут в браке с христианами, которые переходят в иудейство,  и церковь теряет прихожан в связи с переходом в иудаизм. Григорий IX накладывает на королевство интердикт (отлучение, 1232), до удаления со службы евреев и магометан ни один священник в Венгрии не мог производить богослужения. Король был вынужден издать законы против евреев, и подписал соглашение с папским легатом, согласно которому (1233) прекращалась деятельность мусульманских и еврейских ростовщиков и за церковными учреждениями утверждалась привилегия торговли солью. Законы против евреев включали: запреты на занятие государственных должностей; обязанность носить на одежде отличительные знаки –  особую конусообразную шляпу и красный плащ с крупным желтым пятном на спине.  Христианские рабы евреев немедленно отпускались на волю; лиц вступающих в смешанные браки отдавали в рабство, их имущество подлежало конфискации в пользу церкви, правда, вскоре король отменил эти законы.

Бела IV (1235-1270), последний правитель династии Арпадов, которая превратила Венгрию в одну из главных и мощных держав средневековой Европы;  в период его царствования страна была разорена татаро-монгольским нашествием (1241–1242). В стране существовали напряженные отношения между королем и светскими феодалами, в политике Белы IV преобладало желание ослабить светских магнатов и восстановить земли королевского домена. Король обратился к папе Григорию IX с просьбой разрешить дать в откуп евреям королевские доходы, папа - разрешил, и в 1239 г. евреи были допущены на многие государственные посты. Мы должны учитывать общие религиозно-политические взгляды, господствующие в обществе, считалось, что 1240 г. станет годом "конца света", крестовые походы тоже связаны с этой датой. Согласно талмудическим пророчествам мир будет существовать 6000 лет, Мессия должен прийти до истечения пятого тысячелетия или в 1240 г. н.э. (2000 лет хаоса, 2000 – время Закона (Торы), 2000 лет – Мессии).

Бела IV в 1239 г. разрешил поселиться в Венгрии (область Дунай – Тиса) половцам во главе с ханом Котяном, потерпевших поражение от монголов на Волге, король рассчитывал использовать половцев как своё войско (40 тыс. чел.), но магнаты, которым половцы наносили ущерб, организовали выступление против кочевников. Хан Котян был убит, а основная часть орды ушла в Болгарию, в результате обороноспособности страны был нанесен ущерб и король лишился половецкого войска.

В 1241 г. в Венгрию тремя колоннами вторглись монголы, центральный отряд под руководством хана Бату (1241 г.) разбил венгров у Мохи (Мухи) на р. Шайо, упорное сопротивление оказали крепости Комаром, Тренчен, многие крепости и монастыри в Задунавье (Шопрон) монголы взять не смогли и обошли их. Часть венгерских феодалов перешла на сторону завоевателей, Бела IV  бежал к австрийскому герцогу, тот вынудил короля отдать ему казну и три западных комитата (Шопрон, Мошон и Пожонь), в дальнейшем король бежит в Хорватию, затем в Далмацию. Летом 1242 г. монголы покидают Венгрию; во время нашествия монголов еврей граф Тека оказал королю большие услуги, в качестве благодарности Бела IV издал в 1251 г. закон, значительно облегчавший положение евреев и защищавший их имущество и жизнь. После ухода монголов Бела создал систему оборонительных сооружений и пригласил немцев для охраны границ, за деятельность, направленную на возрождение получил прозвище  "второго основателя Венгрии".
е) Феодальная раздробленность (1270 – 1360)

В конце XIII в. произошло усиление нескольких семей светских магнатов, которые проводили самостоятельную внешнюю политику, вся территория королевства была поделена на области, где власть осуществлялась крупными землевладельцами; на территории контролируемой магнатом находились имения мелких и средних феодалов – вассалов короля, которые составляли основу королевского войска. В Венгрии начался процесс превращения дворян в зависящих от магнатов служащих и воинов, мелкий дворянин искал покровительства и защиты у магната, взамен обязывался служить в его войске. Фамилиаритет означал для дворян потерю самостоятельности, для сохранения которой они прилагали все усилия, превращение дворян в магнатских вассалов лишало королевскую власть войска, основу которого они составляли до XIII века. Дворяне разворачивают движение в защиту своих прав и настояли на закреплении своего независимого положения, а позже добились признания комитатского (дворянского) собрания (орган власти).
Консолидацию "королевских слуг" в группу господствующего класса оформила "Золотая булла" 1267 года, этот законодательный акт объединил мелких и средних феодалов под именем "nobiles", в отличие от магнатов – "barones". Булла закрепила за дворянами привилегию участия в государственной власти, гарантировала суд короля, но в присутствии "баронов", советников короля. Постепенно дворяне и свободные граждане взяли в свои руки управление над комитатами, собрания комитатов обнародовали законы страны, а чиновники комитатов проводили их в жизнь. Первый парламент был созван в 1277, в 1290 было объявлено о проведении ежегодных съездов национальной ассамблеи для контроля и, если необходимо, для привлечения к ответственности высших королевских чиновников.
Иштван V (1270-1272).

Ласло IV (1272-1290), в правление этого короля страна вновь погрузилась в хаос, при Ласло стало очевидным засилье магнатов; его мать, королева Эржебет, была половчанкой, половецкое войско составляло главную опору малолетнего короля прозванного Половцем (Куном), началась вооруженная борьба с магнатскими группами (1274). В 1279 король был захвачен в плен магнатами, и под их давлением издал грамоту о половцах (1280), согласно которой основная масса свободных половцев превращалась в феодально-зависимых крестьян венгерских и половецких магнатов, намечалась общая христианизация половецкого населения. В это время начались гонения и на евреев, в 1279 г. церковный собор в Офене (Будапешт) обязал местных евреев носить на груди отличительный знак в виде колеса; в 1287 г. король был отлучен от церкви, в 1289 против него был организован крестовый поход, а в 1290 г. король  был убит.

Эндре III (1290-1301), вопреки давлению церкви король назначал евреев на высшие государственные должности, со смертью короля Эндре III династии Арпадов прекратилась. Светские и церковные магнаты оказали поддержку сыну чешского короля – Вацлаву (Венцилю) = ВА (союз) + ЦЕЛАВ  крест, креститься; входит в состав понятия – крестоносец.

Венцель (1301-1305), Венцель умер в 1305 г., его сын король Чехии отказался в 1305 г. от венгерского престола в пользу баварского герцога Отто, передав ему корону.
Отто (1305-1308),  король организовал поход в Трансильванию, потерпел поражение и был пленен, власть перешла в 1308 г. к Анжуйской династии, правившей Неаполитанским королевством в Италии, отношение монархов к евреям изменилось.

Карл Роберт (1308-1342), через венгерских епископов папа Бонифаций VIII добился того, что венгерский сейм избрал королем Карла Роберта, правнука Иштвана V (1310 г. коронован под именем Карл I), в 1325 король проводит горную и денежную реформы. Горная реформа стимулировала добычу ценных металлов, до реформы 10% добываемого золота и серебра шло в казну короля, однако король имел право занимать земли феодала, где были горные разработки, поэтому феодалы противились развитию горного дела. После реформы феодал получал 1/3, а король 2/3 добываемого металла, что способствовало развитию добычи металлов. В 1317-1327 гг. король вел войны с магнатами, вернул часть владений крупных магнатов в королевский домен, территорию Задунавья продолжали удерживать магнаты графы Неметуйвари, в 1330 совершил поход в Валахию, где венгерское войско потерпело сокрушительное поражение.

Лайош I Великий (Людовик I, 1342-1382), при Людовике I Анжуйском был введен принцип наследственности дворянского землевладения, была прекращена феодальная анархия. Король отрешил евреев со всех должностей и потребовал перехода в христианство, их отказ повлек в 1349 г. декрет об изгнании, однако изгнание не было продолжительным, вскоре король вновь призвал евреев, но выставив условие о принятии христианства. В результате отказа от перехода в христианство евреи были окончательно изгнаны в 1360 г.

Отметим итог деятельности Лайоша I Великого – он запретил евреям участвовать в государственном управлении, отняв властные функции, он изгоняет евреев из страны. Какой из деятелей христианской истории впервые значительно подорвал (одновременно распространяя учение) значимость иудаизма? Безусловно, это был апостол Павел!  Прочитаем имя Лайош наоборот – ШОЙАЛ = ШУАЛ лисица,   еврейское имя апостола Павла – Саул (латинизировано).
 
Куда ушли изгнанники? Историки считают, что основная масса изгнанных из Венгрии евреев ушла в Польшу и Австрию, но вот "странное" совпадение, именно в этот период формируются два новых европейских государства Валахия (1330-1350) и Молдова (1345-1359); в отношении Валахии Еврейская энциклопедия сообщает: "В 1290 г., когда Раду Негру перешел через Карпаты, его сопровождали многочисленные евреи, помогавшие ему в деле установлении его власти над Румынией" (ЕЭ, т. 13, с. 725); воеводы Валахии и Молдавии признавали Лайоша I своим сюзереном.

В Молдове, в документах от 1574 г., установлен факт проживания евреев в правление Романа 1 (1391-1394) и Александра Доброго (1401-1433), оба правителя дали евреям хризобуллы, представляющие им права повсеместного жительства. В период правления Стефана Великого (1457-1504) и его сына Богдана (1504-17) евреи были рассеяны по всей стране, и через их руки проходила почти вся торговля, в особенности торговля лошадьми (ЕЭ), у Стефана Великого интендант Исаак бен Вениамин Шор возведен в звание логофета. В румынском народном творчестве judeu означал "богатырь" (ЕЭ, т. 9, с.4).

Давайте посмотрим, что происходило в то время в соседнем Болгарском царстве, в этот период Болгарией правил царь Иван Александр (1331-1371), он успешно завершил ряд сражений, провел два  церковных собора (1350,1359) против богомилов, адамитов и др. сект. Был женат на тырновской еврейке Саре, принявшей христианство и провозглашенной болгарской царицей, их сын Иван Шишман (1371-1395) стал болгарским царем. В 1352 г. был созван народный собор, на котором присутствовал царь, царица и их дети, была прочитана анафема против еретиков и евреев, а также было принято постановление об изгнании евреев, община Тырнова была рассеяна. После смерти Ивана Александра Болгария была разделена между детьми, каждый получил свою долю государства. Иван-Срацимир (сын от первого брака) получил Видинское царство, Иван Шишман – Търновское, в результате последовавшей затем династической борьбы победителем вышел Иван Шишман. Заняв престол,  Иоанн Шишман, дружелюбно принял евреев изгнанных из Венгрии в 1360 г. и поселившихся в Никополе, Плевне и Видине; согласно еврейскому законодательству, евреем считается ребенок, рожденный еврейской матерью.
ж) Племенное и языковое разнообразие венгерского общества

 Кроме хазар-кабар известна ещё одна крупная общность, имеющая этнические особенности и вошедшая в венгерский этнос – секеи (предположительно тюрки), в XII-XIII вв. секеи жили родовым строем, зачатки феодализма появились в XIV-XV веках. Они были поселены в Ю-В Трансильвании в нескольких округах, где их использовали для охраны границ, платили налог волами и несли военную службу, пользовались различными привилегиями и свободами.

Для получения доходов с незаселенных земель короли (с Гезы II, XII в.) привлекали переселенцев из Фландрии, Германии, Люксембурга, Саксонии; немецкие переселенцы – саксы, объединились в округа, а район их поселения назывался Землей саксов.

В степной части Восточного Прикарпатья и на левом берегу нижнего Дуная обитали в X-XIII вв. тюрки - печенеги, торки и половцы; потомки их, крещеные в Венгрии и на территории Половецкой епископии (1228-1241) являются прямыми предками современных румын и молдаван (официальная история всячески открещивается от своих прародителей).
Печенеги, союз печенежских племен был образован в заволжских степях в результате смешения тюрок, сармат и угро-финнов, этнически – европеоиды с монголоидной примесью, язык – тюркский, кыпчакской группы. Под давлением кипчаков, огузов и хазар в VIII-IX вв. ушли с территории Заволжья, в IX в. вытеснили венгров и осели на территории от Нижней Волги до устья Дуная. По данным источников в X веке жили родовым строем (8 племен, 40 родов), племенная знать - "великие князья", "меньшие князья" господствовали над родами,  управленческая элита избиралась собранием, но существовала и наследственная власть, откуда позже возник почетный титул господарей Молдавии – чел Маре: АЦИЛ аристократ, дворянин; МАР   господин (великий).
Занимались скотоводством и военным ограблением соседних племен, пленников продавали в рабство или освобождали за выкуп, часть принимали в состав родов на условиях равноправия. В 915, 920, 968 гг. организовали ряд нашествий на русские земли, в 944, 971 гг. участвовали как союзники русских князей в походах на Византию и Болгарию. В 1036 г. кн. Ярослав наносит печенегам сокрушительное поражение, в XI-XII вв. часть печенегов была расселена по южным границам Руси для защиты границ, в  XIII-XIV вв. как  единый народ перестали существовать, смешались с русскими, византийцами, торками, половцами, венграми и монголами.

Половцы (кипчаки, куманы), монголоидный тюркоязычный народ, в причерноморские степи пришли из Заволжья (XI); основное занятие скотоводство и грабеж соседей, в XII в. выделились ремесла связанные с обработкой кожи, кузнечеством и изготовлением оружия. Жили родоплеменным строем, семьи объединялись в рода, рода в орды, орды в племена, во главе орд стояли "солтаны", во главе нескольких орд (племя) – ханы. Фамилия "Солтан" довольно часто встречается в молдавской антропонимической системе, что говорит о вхождении части половцев как элемента в молдавский этнос; СОЛТАН = ивр. ШАЛАТ  властвовать, господствовать, иметь влияние, иметь силу; ШАЛТАН власть, власти, могущество.

В 1054 г. впервые столкнулись с русским войском, нанесли тяжелые поражения Руси  в 1068, 1093, 1096 годах; совершили ряд походов на Венгрию в 1070, 1091, 1094 гг., на Византию в 1087, 1095 годах. В XII веке кн. Владимир Мономах нанес поражение половцам в 1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116 годах, в результате битв в Подонье осталась небольшая орда хана Сарчака, 40 тыс. половцев ушли на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, где их использовали для борьбы с турками-сельджуками.

После смерти Владимира Мономаха (1125) произошло объединение половцев на р. Дон, в 70-80 гг. натиск половцев на Русь усиливается, в 1223 г. половцы разгромлены монголами на Кавказе и в битве на р. Калке, где они выступали как союзники русских князей. В результате монгольского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, часть переселилась в Венгрию, где им были представлены территории для поселения и военная служба.

Черные клобуки (тюрк. каракалпаки – черные шапки), это объединение тюркоязычных племен сложилось из берендеев, торков и печенегов, являясь вассалами Руси, были обязаны охранять южные границы; в XIII в. частично смешались с русскими, во время нашествия монголов часть ушла в Болгарию и Венгрию, остальные вошли в состав Золотой Орды.

В документах XIII века есть упоминания о влахах Трансильвании, часть королевского домена носила наименование "земли влахов", известен также "лес влахов и печенегов" в горах Себена (Сибиу, Румыния). Летописи Валашского и Молдавского княжеств XV-XVII вв. сообщают о притоке в XIII в. "римлян" или "румын, которые отделились от римлян"; в 1202-1204 гг., в результате IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь, откуда начался отток населения, евреев Византии живших к северу от Константинополя называли – романиотами.

 В 1228 г. на землях Восточного Прикарпатья и левобережного нижнего Дуная венгерской католической церковью была создана Половецкая (Куманская) епископия, основание епископии говорит о вовлечении тюркского населения в зону христианства, на землях епископии в Ниж. Подунавье проживали в основном тюркские (половецкие) племена. Во время монгольского нашествия в 1241 г., произошло массовое переселение половцев вглубь венгерского королевства - куда они подевались в более позднее время? Наша историческая (скорее политическая) наука "потеряла" несколько миллионов человек, несомненно, коренного тюркского населения Трансильвании, Валахии и Молдовы, а также и степной зоны Украины.
 
Таким образом, евреи (иудеи) сыграли исключительно важную роль в формировании Венгерского государства и способствовали включению его в систему европейских экономических и политических отношений. С началом гонений, а затем и официального изгнания в 1349 и 1360 гг. евреи и очевидно половцы (уже христиане) переместились за юго-западную границу Венгрии. Здесь на свободной пограничной территории (монголы к этому времени отошли), были основаны два  княжества Валахия и Молдова, в формировании которых евреи приняли деятельное участие. Следовательно, культура Венгрии, а также Валахии и Молдовы (язык, литература, традиции, обычаи и т.д.) должна содержать в себе значительные заимствования лексики иврита и понятий иудаизма. Следующая глава посвящена анализу лексики венгерского языка и определению связи имен, терминов с еврейским языком.