Артур короткие встречи после

Игорь Исетский
      Артур: короткие встречи после... 

      Иллюстрация художника и автора Проза.ру (Антоныч 3) - Евгения Антоновича Смирнова: http://proza.ru/avtor/anton58
     Моя личная признательность Евгению Антоновичу, бескорыстному мастеру кисти и слова.

(Этим рассказом я завершаю книгу "Мерцающий Артур".)

     Во второй половине 80-ых годов, когда я служил следователем в милиции,  неожиданно нагрянул из Свердловска Артур Мерцаев. Явился прямо ко мне в отдел.
    
     Женился он осенью, приехать к нему на свадьбу я не имел возможности.
     И вот встретились. Вечером сходили в ресторан. Выпили по 150 грамм коньяка.
     Время сухого закона. В кабаках подавали по «сотке». Мне по блату (знакомые официантки) продали 300 грамм «конины» на двоих. Закуска, естественно.
    
     Артур любил покушать. Да и я к вечеру проголодался.
     Вспомнили, как в годы учёбы Мерцаев обнаружил одну пельменную в закутках «Эльмаша» (район Свердловска). Там пельмени изготовляли лепщицы. Очень вкусные, уверял Артур.
    
     Мы вместе сходили туда. Мерцаев настоял, чтобы я заказал себе две порции, хотя я всегда насыщался одной или полутора.
     - Я вчера четыре осилил, а сегодня намерен взять пять, - сказал Артур.
    Подошла официантка.
     Мерцаев сделал заказ:
     - Пять порций.
     Женщина посмотрела на меня и уточнила:
     - Вам три и две в разную посуду?
     - Мне - пять порций… - важно поднял голову Артур.
     Работница кафе округлила глаза и у неё вырвалось:
     - Тебе, одному?!
     На что Артур обиженно произнёс:
     - Не тебе, а вам. Почему с клиентами на ты?
     Тётенька извинилась и всё ещё обалдевшая глянула в мою сторону…
     Огромную тарелку с известным сибирско-уральским блюдом Мерцаев одолел без проблем.

    …Сейчас перед нами застыла работница местного заведения после моей просьбы принести ещё спиртного.
    - Больше никак невозможно, Игорь Николаевич, - почти жалостно сказала официантка Нелька. - Здесь вашего брата из УВД полно заседает. Арестуют, черти.
     - За что? - возмутился я. - Ерунду несёшь. Подавай, как всегда, в чашках, с понтом чай.
     - Ага, они знают, как у нас чаёвничают мужчины.
     Конечно, я мог уговорить Нелю, но зачем её подводить?
     Она больше своего начальства опасалась. Те внимательно следили за соблюдением норм выдачи спиртного (что не касалось, конечно, милицейских чинов повыше).
    
     …Мы стоим в некотором недоумении у входа в ресторан.
     - Не знал, что у вас так строго, - сказал Мерцаев. - У нас без талонов часто продают, привёз бы.
     - Помню. Но ты, как снег, на темя. Хоть бы позвонил. Через участковых договорился бы. Гастрономы под ними. А сейчас уже закрыто всё.
     Двое парней, вертевшиеся неподалёку, направились к нам.
     «Начинается, - подумал я. - И именно сегодня, когда прикатил мой старый дружок».
    
     Я посмотрел на Артура:
     - Эти быки явно не имеют хороших намерений. Может, вернёмся назад, я там оперов вызову, пусть пакуют их?
     - Всего-то двое. Сами, что ли, не справимся?
     - Смотри, не хотелось омрачать встречу…
     Один из мужчин грубо обратился к нам:
     - Слышь, орлы, дайте-ка закурить.
     - Хрен не заболит? - так знакомо и не очень приветливо улыбнулся Артур.
     - Ты, падла, поговори тут... Бабки-то не все оставили в кабачине, одолжите без шума?
     - Любезные, - сказал я спокойно, сжав кулаки в карманах, - без шума вряд  ли получится.
     - Это понятно! - пьяно крикнул главный в "дуэте" и резко отвёл руку назад. Я успел  увидеть: на пальцах нападавшего что-то блеснуло. Наверняка кастет. Не пытаясь увернуться, сильно пнул мужика в голень. Он дико заорал и медленно присел наземь.
      - Ты же мне ногу сломал, сука! - натурально заревел жлобина лет тридцати пяти.
     Я нагнулся к нему, сдёрнул с руки оловянную штуковину, крепко ухватил длинную шевелюру парня:
     - За суку испорчу причесть.
     Краем глаза увидел, что Артур ударил второго мужлана по ушам, тот схватился за голову, а Мерцаев, сильно толкнув нападавшего в грудь, уложил его рядом с ноющим подельником.
     Я лишь крикнул:
     - Артур, не добивай его! Тут патрульные часто гоняют. Сделаем им подарок.
    
     Мы стояли, мужики пришли в себя и стали просить отпустить их.
     Таких пожалей. Они тут же найдут новую жертву.
    
     Минут через пять к нам подъехал проезжающий мимо «уазик» из роты ППС (патрульно-постовая служба). Из машины вышел знакомый сержант Кохалашвили и подошёл ко мне.
     - Георгий, - обратился я к нему. - Забирай нарушителей. Вот кастет, у этого отобрал, - указал я на притихшего разбойника. Может, и у второго что имеется.
     - Игорь, так погнали в отдел, напишешь рапорт.
     - Некогда. Друг приехал. Оформите сами. Глядишь, премию выпишут.
     - Дождёшься… Но всё равно спасибо. Сам знаешь, от нас как можно больше протоколов требуют за смену. А тут с холодным оружием попался. Считай, раскрытое преступление.
     - Меня только не приплетайте. Терпилой  ещё не проходил… Чё народ-то смешить? Напишите, что задержали пьяных и при личном досмотре… Не мне тебя учить.
     - Хорошо, лейтенант. Так и сделаем.
     Мужиков обыскали и посадили в заднее отделение автомобиля.
     Я сказал Артуру:
     - Сколько раз посещал местные рестораны – всегда тихо. Приехал ты – приключения.
     - Зато встряхнулись, - засмеялся Артур. - Что делать-то будем?
     - Пошли-ка в судебно-медицинский морг. Тут недалеко.
     - Ты чего? Вроде, и выпил немного…
     - Вдруг там мой кореш дежурит, Юра Греков? У них спиртяга всегда имеется.
     - Ну, тогда другое дело.
    
     Нам повезло. Дежурным экспертом оказался именно Греков. Есть в жизни удача. А то неожиданно объявился товарищ, а я его и угостить толком не могу.
     Юрий Николаевич обрадовался нашему приходу.
     - Заходите, заходите, - улыбался он, открывая двери. - Сегодня день хороший. Происшествий мало. Я ужинаю и скучаю. О тебе, не поверишь, Игорь, вспомнил. Думаю, вот зашёл бы, компанию составил.
    
     В уютной «дежурке» стояли диван, стол стулья. В кастрюле – горячая картошка. На скатерти хлеб, лук, соль.
     Греков достал стаканы и спирт в медицинской склянке.
     Артур боязливо поинтересовался:
     - Юрий Николаевич, а покойники находятся в здании?
     - Посмотреть хочешь?
     - Нет, вы что, боюсь.
     - А Игорёк ничего, привык. На вскрытиях неоднократно присутствовал.
     - Он в Афгане насмотрелся. Конечно, ему проще…
    
     РОВД, в котором я работал, находился через дорогу. Сходил туда. Проконтролировал, чтобы моё имя не оказалось в служебных бумагах. Но Кохалашвили заверил, что всё в порядке. Написали доклады в точности, как я предложил.
     Вернулся минут через пятнадцать.
     Мерцаев, раскрасневшийся, о чём-то увлечённо рассказывал Грекову.
     Увидев меня, гордо заявил:
     - Меня Юрий Николаич водил в мертвецкую. Там трупы на столах лежат. Я перестал испытывать к ним страх.
     - Приближаешься к некрофилии, - пошутил я. - Завтра зайди туда. Заколотит ещё на подходе…
     Мы хорошо посидели до глубокой ночи и улеглись спать на кушетках в соседней комнате.
     …На следующий день Артур уехал домой.

     В другой раз я посетил Артура Мерцаева во время отпуска, когда поехал в Уфу на приём в научно-исследовательский институт глазных болезней. Решил избавиться от близорукости.
     Мерцаев тогда работал адвокатом в городе Благовещенске недалеко от столицы Башкирии. В Свердловске далеко не просто попасть в коллегию адвокатов. А деньги ему требовались немалые. Он решил вступить в строительный кооператив. Квартира, понятно, требовалась молодой семье. Подрастал сынишка.
     В общем, Артур вкалывал на полную катушку.
     Я заранее созвонился с ним. У дядьки Мерцаева, уфимца, имелись связи в нужном мне НИИ.
    
     Самолётом добрался до Уфы. Доехал до автобусного вокзала. Ознакомился с расписанием и пошёл прогуляться по городу.
     Слышу за спиной крик:
     - Игорь!
     Оглянулся. Смотрю, ко мне мчится Артур.
     Мы обнялись.
     - Ты же вечером собирался приехать, - удивился я.
     - Пришлось утром рвануть в областную прокуратуру.
     Надо же, в далёком большом городе я случайно встречаю друга…
    
     Глаза мне обследовали без очереди, назначили операцию, но в Уфу я не поехал.
     Вскоре в Свердловске, недалеко от родного города, открыли филиал НИИ известного офтальмолога Академика Святослава Фёдорова – «Микрохирургия глаза».
     Там мне полностью восстановили зрение.

     Прошли годы. Артур вернулся в Свердловск. Въехал с семьёй в трёхкомнатную кооперативную квартиру в центре города. Занялся бизнесом. Дела шли хорошо, но подводила излишняя доверчивость.
     По просьбе знакомого взял в свою фирму не особо внимательную бухгалтершу. Та не уплатила в срок налоги. В результате – огромный штраф.
     Со временем ушёл из дела. Мерцаева приняли, наконец, в областную коллегию адвокатов.
     Крутится-вертится. Работа по нему. Здесь его не проведёшь.
    
     Сын супругов Мерцаевых вырос, окончил военное училище. Сразу женился (родовой закон!). И вскоре Артурчик стал дедушкой. На свет появился ещё один мальчик – Денис Мерцаев.
     За четыре года до этого жена Артура - Светлана - родила девочку. Здоровенькую, очень смышлёную.
     В доме снова зазвучал детский голосок…
    
     С Артуром мы регулярно перезваниваемся и подолгу говорим. Компьютерной связью он никогда не пользуется.
     - Да ну его, - отмахивается Мерцаев, - только включать и выключать умею…
   
     20/21.12.2011.