О. Павел Флоренский. Таинственный вихрь...

Борис Пинаев
 Моё давнишнее наблюдение.
 Как запоют "Иже херувимы",
 так подымается таинственный вихрь,
 дующий снизу вверх,
 и он уносит из эмпирий меня, служащего.

 С этого момента я перестаю быть, как все и со всеми,
 и делаюсь ИНЫМ,
 и пребываю в ином месте.
 Это -- полная изоляция.
 Ощущение такое, что всю службу
 подымаешься-подымаешься в гору,
 воздух делается реже,
 ветер сильнее.

 А как дойдёт до херувимской,
 так оказываешься на вершине,
 и тут
 ветер благодати
 срывает с вершины и уносит вон,
 и паришь в ином мире.

 Но КАК попадаешь обратно -- на землю,
 мне неясно.

 +++

 Религия ведет к таинственно-страшному
 и непостижимому объединению двух миров,
 и это делается культом.

 +++

 ...Культ есть совокупность святынь, Sacra,
 т.е. вещей священных,
 таковых же действий и слов, --
 включая сюда реликвии, обряды, таинства...
 вообще всего, что служит установлению
 связи нашей с ИНЫМИ мирами --
 с мирами духовными.

 +++

 Культовый ритуал, священнодействие, таинство, --
 а не мифы и догматы,
 и тем более не правила поведения --
 составляют ядро религии:
 всё же остальное вокруг культа наслояется,
 служа вспомогательным моментом культа
 и получая самостоятельное значение
 только через некоторое, в большей или меньшей степени,
 РАЗРУШЕНИЕ целостной религии.

 Миф вне богослужения,
 догмат вне богослужения,
 правило поведения само по себе --
 уже есть секуляризация религии,
 уже есть акт вражды к религии,
 уже есть омирщение...

 +++

 Священник Павел Флоренский. Философия культа. М.: Мысль, 2004.