Гонорар

Евгений Радужный
                ГОНОРАР
Инженер Сергей Криворучко был приятно удивлён, когда, привычно заглянув в почтовый ящик, обнаружил извещение о денежном переводе на сто рублей.
– От кого бы это? – размышлял он по дороге на почту. – Может, дивиденды от РАО ЕЭС прислали? (В своё время он вложил свой ваучер в энергетиков.) Судя по сумме, похоже. Как раз на бутылку пива хватит. А может, от матери? Старушка иногда присылала ему небольшие деньги, отрывая от пенсии, что было, конечно, нелишне при его инженерном окладе. Но вряд ли. А может, Васёк Курочкин должок прислал? Когда-то он брал в долг у него червонец, так теперь возвращает с учётом инфляции?
Каково же было недоумение Криворучко, когда он, получив деньги, прочёл на талоне к переводу: «Гонорар». И штамп – «Редакция газеты «Широкая колея». Сергей знал эту газету, частенько читал её, любил разгадывать печатавшиеся там кроссворды. Но с какой стати гонорар?
«Ошибка, явная ошибка», – подумал Криворучко и обратился к оператору почты:
– Девушка, а не напутали чего-нибудь с этим переводом?
– Фамилия ваша? Ваша. Адрес ваш. Чего же вы хотите? Если деньги лишние, зайдите рядом в кафе. Купите кофе с булочкой, – отпарировала та, не отрываясь от компьютера.
Но не таков был Сергей Криворучко, чтобы кушать кофе с булочками на деньги, которые, быть может, выстрадал в ночных бдениях какой-нибудь автор лирических стихов или критической статьи. Он направился в газетный киоск, купил «Широкую колею», нашёл там номер телефона редактора и, не мешкая, позвонил. Ему повезло. На том конце провода ответили сразу же:
– Слушает редактор газеты.
– Здравствуйте. Мне, Криворучко, прислали гонорар. Вы ошиблись, я никогда…
– Сто рублей? – перебил его редактор.
– Да, сто.
– Здесь нет никакой ошибки, гонорар точно – вам. Вы его заработали, так что с чистой совестью можете тратить эти деньги, – сказал редактор.
– Да, но за что? – прокричал в трубку Сергей. – Я никогда ничего не писал и не посылал в вашу газету.
– Вот как раз за это гонорар, – уставшим голосом пояснил редактор. – Видите ли, завалили нас читатели: статьи, рассказы, стихи, очерки. Все пишут. Бьёмся всей редакцией, чтоб переварить всю эту словесную массу. Сами уже ничего не пишем – некогда. Да когда нам писать? Завтракаем с критическими заметками читателей, обедаем с романами начинающих авторов, ужинаем с мемуарами бывалых людей, засыпаем с виршами непонятых гениев. Прямо не продохнуть. Как приуменьшить этот поток? Вот мы и решили внедрить у себя в газете поощрение тех, кто не пишет. Так сказать, новая форма в работе…
– Постойте, так вы же разоритесь, – не совсем ещё понимая, посочувствовал Криворучко.
– Увы, мой друг, увы. Если бы так… – донеслись вздохи редактора. – Вас, не пишущих, совсем немного. Сбросились всей редакцией по тыщёнке – вот и гонорары для вас, золотые вы наши. Так что будьте спокойны, используйте деньги по своему усмотрению. Только, уважаемый, не на бумагу и чернила. Всего хорошего.
Сергей не внял совету редактора. Вся эта история показалась ему такой забавной, что он купил тетрадь и, придя домой, написал рассказ о случившемся и послал в редакцию газеты.
Гонораров он больше не получал.