Удачное копирование

Катя Лисина
    Однажды, своих иностранных подруг по университету я привела  в магазин «Сувениры».  Девушки, увидев русские сувениры, защебетали на своем языке, мелодичностью напоминающем скрип калитки, а затем спросили меня на более понятном английском.
-  Кати, почему в магазине русских сувениров продается голландская керамика?
-  Так это же, гжель! Наш промысел, национальная гордость!
 - Не может быть, у нас  тоже есть  такой голландский дизайн…

    Интересно, - подумала я. В тот момент  я не придумала лучшего, как пошутить, что  мол наш царь так полюбил Нидерланды, что по прибытии  в Россию, приказал брить бороды, курить табак и пользоваться  сине-белой посудой.
Юмора девушки не поняли, но про Петра I кое-что слышали, поэтому мой бред приняли за чистую монету.

   Позже, я узнала, что Гжельская керамика не имеет никакого отношения к царю Петру Первому. В ХIХ веке купцы-староверы организовали в Гжели промышленный выпуск дешевой продукции.

    Дизайн не мудрствуя,  лукаво заимствовали с иностранных образцов. Готовые изделия оптом поставляли в Москву.  В отличие от товаров с клеймом Императорского фарфорового завода, гжельская посуда была недорога и доступна.
Впрочем, голландцы тоже не просты. Их сине-белая посуда появилась как дешевый аналог китайских изделий. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то в Европе нелегально копировали товары из Поднебесной.  Продукция из Китая была высокого качества и стоила  баснословно дорого.  Желающие сэкономить, покупали европейские подделки вроде сине-белой посуды.

   Другое дело, что любое копирование, если им заниматься творчески, постепенно отходит от эталона, превращаясь в самобытное искусство.  Так  произошло и с голландским фарфором, и с нашей гжелью.