Однажды, своих иностранных подруг по университету я привела в магазин «Сувениры». Девушки, увидев русские сувениры, защебетали на своем языке, мелодичностью напоминающем скрип калитки, а затем спросили меня на более понятном английском.
- Кати, почему в магазине русских сувениров продается голландская керамика?
- Так это же, гжель! Наш промысел, национальная гордость!
- Не может быть, у нас тоже есть такой голландский дизайн…
Интересно, - подумала я. В тот момент я не придумала лучшего, как пошутить, что мол наш царь так полюбил Нидерланды, что по прибытии в Россию, приказал брить бороды, курить табак и пользоваться сине-белой посудой.
Юмора девушки не поняли, но про Петра I кое-что слышали, поэтому мой бред приняли за чистую монету.
Позже, я узнала, что Гжельская керамика не имеет никакого отношения к царю Петру Первому. В ХIХ веке купцы-староверы организовали в Гжели промышленный выпуск дешевой продукции.
Дизайн не мудрствуя, лукаво заимствовали с иностранных образцов. Готовые изделия оптом поставляли в Москву. В отличие от товаров с клеймом Императорского фарфорового завода, гжельская посуда была недорога и доступна.
Впрочем, голландцы тоже не просты. Их сине-белая посуда появилась как дешевый аналог китайских изделий. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то в Европе нелегально копировали товары из Поднебесной. Продукция из Китая была высокого качества и стоила баснословно дорого. Желающие сэкономить, покупали европейские подделки вроде сине-белой посуды.
Другое дело, что любое копирование, если им заниматься творчески, постепенно отходит от эталона, превращаясь в самобытное искусство. Так произошло и с голландским фарфором, и с нашей гжелью.