1. 30

Нина Марченко
Вспомнила свою первую поездку за границу в Германию Демократическую. За несколько месяцев до ее воссоединения с Западной Германией. Маршрут: Берлин, Эрфурт, Веймар и снова Берлин. В автобусе ко мне подсела немолодая дама,  предложившая поселиться в одном номере, т.к. в любых поездках нас селили в номерах на 2 персоны. Свой интерес ко мне она объяснила просто – она хорошо говорит на немецком, но очень боится, что ее будут уговаривать бегать по магазинам. А я на такую не похожа. Я сказала, что мне все равно, не понимая, как мне повезло с соседкой.
Из истории я помнила, что Восточная Германия расположена в местах прежнего обитания западных славян. Эти племена были воинственны и жестоки. Известно, что это были язычники, практиковавшие человеческие жертвоприношения. Их религия была родственна язычеству варяжскому и вообще скандинавскому. В средние века германцы завоевали их, ассимилировали и христианизировали. Когда я оказалась в Берлине, то подумала, как они похожи на нас. Чисто внешне.
Моя же соседка оказалась преподавателем Института иностранных языков, знатоком немецкой культуры, но при этом все прежние годы бывшая «невыездной» из-за поповского происхождения. Первое впечатление произвел Эрфурт. Огромный средневековый город  с бесконечным количеством фахверковых домов. У нас, когда надо было показать в кино средневековье, снимали одни и те же 2…3 дома в Прибалтике. В первый же вечер, как только приехали, мы пошли гулять по городу. Гуляли вдвоем. Знамение времени – присутствие человека из органов было уже не обязательно. Смутило только то, что очень приставали мужчины. И пьяных было много. Но моя соседка разобралась. Была масленица. А, по народным немецким поверьям, сексуальные игры в эти дни способствовали хорошему урожаю летом. Мы перестали обращать внимание, тем более что эти заигрывания не были опасными. Это не Кавказ. Еще смешным было то, что наша гостиница находилась на улице Гагарина. Я хорошо отношусь к нему, но думаю, и здесь местные деятели переименовывают исторические места в зависимости от конъектуры.
Днем были в центре Эрфурта в католическом Храме Пресвятой Богородицы. Поболтали с прихожанкой, приехавшей на час раньше и ждавшей начала службы. Весь день ходили с экскурсией по городу. И только к вечеру, когда вышли на торговую площадь за полчаса до закрытия магазинов, как ошалелые побежали в магазин пряностей. Я успела купить только палочку ванили. Такие вот были времена. В Москве не было специй. Когда уезжали, я переживала, что не успела купить леденцовую посыпку для кулича. Я знала о ней по рассказам предков, а тут увидела, но не успела купить. И чай купила бергамотный, а хотела попробовать жасминового.
На другой день на автобусе поехали в Веймар. По городу шли с трудом. Был сильный гололед. Очень интересной оказалась экскурсовод немка. Она говорила, что их город, хоть и княжеский, был очень мал и беден. Пока княгиней не стала русская принцесса. И, что до революции 1917г. приезд богатых русских туристов оживлял город. Потом были в доме Гете. Тут моя приятельница не выдержала плохого перевода. Она стала громко переводить сама. Видели домик Дюрера.
Замечательно провели время в Берлине. Моя соседка сказала, что ей нужна тренировка и мы целыми днями ходили по маленьким кафе, общаясь с немцами, очень доброжелательными, особенно со старушками, готовыми описать всю свою жизнь.
Да, забыла рассказать про очень симпатичного нашего гида поляка. Он говорил: «на экскурсию собираемся в 9 часов в вестибюле в польтах». В его обязанности входило нас кормить. И он выполнял это так блестяще, что я отказалась от намеренья похудеть. Он каждый раз менял рестораны, изыскивая самые интересные. Нас закормили колбасами, которых перед обедом приносили видов 20. При этом говорил: «имейте в виду – немцы едят мясо раз в неделю». Однажды наши дамы стали его выспрашивать с восторгом: «неужели немки моют окна каждую неделю». Гид подумал и сказал: «Моя семья польская и, когда соседка немка говорит - вы на этой неделе не мыли окна, мне это не нравится».