Фонтан, Рояль, Камолетти и Ох, уж эта Анна!

Наталья Ахмедова-Вапаева
Мои зимние каникулы идут полным ходом, когда, как,  у супруга, очень напряжённое время,  с годовыми отчётами и текущими соревнованиями. Но, несмотря на всю занятость, мужа – на работе, а мою – по дому, мы в обязательном порядке посещаем Азербайджанский государственный русский драматический театр им. С. Вургуна.

Прошедшего года, как-будто и не было, настолько всё живо и свежо. Мы вышли из метро,  и пошли по направлению к театру, уже  знакомой мне дорогой, точнее сказать, я повела мужа в верном направлении, чему супруг был очень рад. До начала спектакля было 40 минут и, подойдя к кассе, мы смогли купить билеты только лишь на предпоследний ряд. Мне очень нравится подход администрации к продаже билетов. Зритель видит схему оставшихся свободных мест и сам уже выбирает по своему вкусу, объявляя решение кассиру. Цена билетов приемлемая, если перевести на рубли – 220, в манатах, это -6. В афише значилось «Премьера», значит,  спектакль был показан,  не более четырёх  раз. Погода стояла волшебная, температура плюсовая и совершенное безветрие. Светящийся фонтан пригласил нас к себе, мы не отказались встретиться с ним, и немного поболтали.
Уже прозвенел третий звонок, зрители заполняли вестибюль и фойе перед входом в зал, а меня, как и в прошлом  году, пленили звуки знакомого рояля, за которым  скромно сидел всё тот же молодой человек, и,  касаясь своими руками клавиш, зачаровывал потрясающими звуками «Ноктюрна» Фредерика Шопена. Ну, почему в других театрах этого нет, почему хорошему не хотят учиться, перенимать замечательные идеи?......

Зал был почти полон, уже должен был начаться спектакль, но, из-за его высочества «Пробки», администрация взяла на себя право задержать немного начало. Приветливые дежурные узнали нас с мужем, проводив на наши места и пожелав приятного просмотра. И вот, спектакль по пьесе М.Камолетти "Ох, уж эта Анна" в постановке заслуженного деятеля искусств Ираны Тагизаде начался.
С первых же минут я поняла, что в нём будет много музыки и  танца, это радовало, жанр «комедия», так же окрылял, так как впереди была трудная рабочая неделя, и загружать себя чем-то сложным совершенно не хотелось.
Французская речь на первых трёх минутах заставила встрепенуться зал, неожиданный переход на русский язык всех успокоил.
Автор пьесы, Марк Камолетти - один из самых популярных драматургов во Франции. Он пишет пьесы в специфическом жанре "театра бульваров", это некий незамысловатый сюжет, чаще на избитые, но наболевшие темы такие, как «Он вернулся из командировки», или «Она изменяет ему с соседом». Публике, чаще,  нужен именно такой сюжет. Всё понятно, весело, гротесково и наивно одновременно….. Комедия "Ох, уж это Анна!" - типичная комедия положений с чисто французскими нюансами. Спектакль повествует о супружеской паре, которая принимает в свой дом на работу новую служанку - деревенскую девушку Анну. И вот наступает день, когда муж должен срочно уехать в командировку, жена - проведать родителей, а Анну отправляют к ее родственникам в деревню. Но дом остается пустым совсем ненадолго...Служанка из экономии никуда не поедет, жена приведет домой любовника, а муж - любовницу. И вся ответственность за то, чтобы не произошла семейная катастрофа, ляжет на плечи Анны... некий водевиль в двух актах, где первый заканчивается на самом интересном месте, что уж точно заставит зрителя вернуться на своё место, чтобы досмотреть спектакль до конца. Камолетти превосходно справляется с тонкостями драматургического мастерства, и, как полагается в любом  водевиле, происходит мгновенная смена картин, тянущая за собой зрителя, как на поводу в следующую картину.
Вот этого, мне, как режиссёру,  не хватило. Музыкальные вставные номера были отличные, но, с моей точки зрения, немного затянутые. Я понимаю создателей, милая, синхронная, красивая хореография и всего-то один куплет песни? «Нет, пусть лучше будет два» -  решает режиссёр. Мне хотелось как можно скорее перенестись по фабуле в следующий эпизод, чтобы конец танца, как за хвост цеплялся  за следующее событие но, танец заканчивался, ставилась точка,  и… спектакль продолжался.
Нет, вы не подумайте, что это было плохо, это просто я такая привереда. Мне нужна скорость, я не приемлю спад в динамике, даже, если сцена идёт на «пианиссимо». Внутренний метр и внешний ритм должны совпадать. Тут и стиль,  и характеры и всё, что со сцены «кушает» зритель, должно постоянно оставлять его в состоянии небольшого голода. Зритель должен хотеть ещё, ещё и ещё.
Не совсем поняла  использование популярных итальянских шлягеров 80-х. Ставка была сделана на узнаваемость,  и она сработала. Но, почему именно итальянских? Скорее всего, творческая группа спектакля  использовала эти песни именно, как вставные, яркие номера.
Зрителю хотелось подпевать актёрам, уж мне – то точно. Самый известный шлягер «Mamma Maria» я знаю наизусть, так как приходилось петь эту песню, в своё время,  по несколько раз за вечер.
Кстати о вокале. У меня не было пока  возможности пообщаться с кем – либо, кто имеет прямое отношение к спектаклю, но, я обязательно это сделаю, так как я  хочу убедиться  в своих умозаключениях, что все актёры пели эти шлягеры сами. Конечно же, была записана фонограмма, а на сцене, уже шла  имитация. Но, пели – то они САМИ! Молодцы! Для театра, вполне профессиональные аранжировки и сведение, сделанные Зауром Фархадовым.
Другие украшения спектакля выполнены: Художником по костюмам О.Аббасовой, хореографами - Р.Кулиева и Р.Турккан. В главных ролях: народный артист Азербайджана С.Мирзагасанов, заслуженные артисты Р.Амирбекова, Ф.Атакишиев, Е.Спицина, Э.Асланова. Также в спектакле заняты Ф.Нестеренко, Ю.Байтимова, М.Мардаханова, М.Воробжанская, Е.Гусейнли, Д.Атаева, С.Османова, Р.Алиев, Я.Трифонов, З.Терегулов, О.Амирбеков, Э.Муртузов.

Ну, а что же Анна? Как же ловко она разводит жену и мужа, собирающихся (уверенных в отсутствии другой половины), согрешить в собственном доме, он - с молодой подругой, она - соответственно, с молодым другом... Роль Анны исполнила актриса Инна Имранова.  Героиня спектакля великолепно сыграла свою роль, думаю, что у неё нет дублёрши, хотя…. Анна была постоянно  в эпицентре всех внезапных поворотов сюжета и забавных недоразумений.  Постоянная интрига и запутанность действий, уморительные диалоги и неожиданная концовка -  со всем было под силу  справиться служанке Анне. А её нервный тик, появляющийся  эпизодически, заставлял зал постоянно стонать от хохота. Браво! Сюжет незамысловат, если не сказать анекдотичен. Тема извечна - муж, жена и любовник, но, несмотря на избитость темы, спектакль был интересен каждому пришедшему в театр русской Драмы в городе Баку 18 декабря 2011 года. До встречи 23-го декабря. Мы придём к Вам на «Любовные интриги в Новогоднюю ночь»