Направо пойдешь, налево пойдешь...

Валерий Айзенштейн
Гороскопов я не читаю - не очень верю ни в судьбу, ни в какую-либо предопределенность. Каждый миг рождает десятки новых реальностей.

Прочел где-то замечательную, на мой взгляд, фразу:
Человек - сам ****ец своего счастья.

Не в том смысле, разумеется, что "каждому воздастся по делам его", это уж совсем ерунда - никому ничего не воздается, и никто ничего не получает по заслугам (что, может быть, кстати, не так уж и плохо).
Шум давар ло кашур ле шум давар...*
Речь только о причудливых цепочках случайных событий...

Я приехал в Израиль за год до Великой Зимы 91-92 года и через какое-то время название моей профессии (инженер-гидротехник) стало прочно ассоциироваться в моем сознании с поджатыми плечами собеседников.

Где-то в середине лета все-таки попал на интервью в небольшую проектную фирму, которая занималась абсолютно, стопроцентно тем же, что я делал в прошлой жизни. Уходить оттуда не хотелось - тишина, журчание кондиционера, человеческие лица за чертежными досками... Кальки, резинки, карандаши...
Хозяин конторы был приветлив, хотя ничем и не обнадежил, пообещав позвонить, если что...

Прошло месяца три... Ежедневно, а то и еженощно я вступал в тесные производственные контакты с еврейским пролетариатом, все отличие которого от пролетариата российского состояло в абсолютном отсутствии похмельных явлений.
 
Нет, ничего трагичного в моей работе на заводе не было - во-первых, я точно знал, что это закончится, а во-вторых, это было даже интересно.

В один из дней с неожиданной смелой инициативой выступил мой младший братик.

       - А давай-ка устроим тебе интервью на радио, - предложил он, - может быть, работа человеческая сыщется.

Речь шла о радио РЭКА - радио для новых репатриантов на русском языке, которое начало работу полгода назад. Общительный брательник был знаком с быстро ставшей популярной ведущей этого радио.

Меня почти невозможно убедить сделать что-либо, что кажется мне не логичным.
Что за бред вообще?! Кто из работодателей в 91-м году понимал по-русски да еще и слушал при этом радио для репатриантов?

Отмахнулся как от мухи, но жужжание продолжалось, стало назойливым... Наконец, мне позвонила сама Ведущая. Отказать женщине - это гораздо, гораздо хуже, чем сделать что-либо нелогичное.

Мы встретились в радийном кафе за полчаса до начала программы.
Сочетание слов "прямой эфир" вызывало мелкую дрожь и озноб - как в детстве перед заходом в кабинет стоматолога.

Вообще-то, у меня нет страха перед публикой - играл когда-то немного в любительском театре, капитанствовал в КВНовской команде... Но в этом случае воспаленное воображение рисовало несметные полчища радиослушателей, прильнувших к приемникам и жадно ловящих каждое слово.

       - Ну, что вы! - рассмеялась моя визави. Ее прекрасные лучистые глаза внушали спокойствие и уверенность. - Мы будем просто беседовать. Вы и микрофона-то не увидите.

Нужно ли говорить, что решительно ничего, кроме микрофона, я не видел? Огромная черная пористая хрень заполняла собой все пространство, мешала дышать, не оставляла места для ставших вдруг огромными рук...

Бесконечно долго тянулось...

За порогом страшной комнаты время обрело краски и звуки. В окна светило яркое солнце... Оказалось, что интервью продолжалось 15 минут и прошло очень хорошо. Выяснилось, что я внятно отвечал на вопросы, что-то рассказывал сам, ш у т и л (я содрогнулся)...

В конце эфира Ведущая сказала, что если, дескать, кого-то из работодателей заинтересует такой специалист, то вот его телефон. Да, забыл сказать - было 11 часов утра... В такое время все работоспособные новоприбывшие боролись за выживание - работали или рыли землю в поисках этой самой работы. Радио слушали родители-пенсионеры. Они поняли то, что поняли - на удивление одинаково...
Расхожий штамп, но так и было - на следующее утро я проснулся знаменитым. Телефон звонил не умолкая...

       - Здравствуйте. Моя мама слушала вас вчера по радио. Вы набираете инженеров-гидротехников?

       - Добрый день. Я инженер-гидротехник...Запишите пожалуйста данные...

       - Доброе утро, - подрагивающий от волнения женский голос, - у меня диплом инженера-гидротехника, но я не работала по специальности...

       - А что вы там платите?! - этот уже, видимо, видал виды...

       - Извините пожалуйста, вы предлагаете работу агротехникам? - с возрастом никакие качества не улучшаются и слух - не исключение.

       - Что вы людям голову морочите?!! Здесь не знают, что такое гидротехника! - этот явно позвонил, чтобы сообщить, что я на него могу не расчитывать.

       - Запишите меня...

       - И меня...

В какой-то момент я сдался... Взял тетрадку и стал записывать всех звонящих. (Кстати, уже потом, когда я работал и ориентировался в пространстве, действительно помог устроиться по специальности троим из этого списка).

Самое невероятное, что я косвенно действительно устроился благодаря этому интервью. Познакомился "через третье рукопожатие" с человеком, уже прожившим в Израиле лет двадцать. Он иногда звонил, помогал советами... Как-то спросил меня о поисках работы по специальности. С грустью я поведал ему о своей синей птице, которая поманила и улетела полгода назад.

        - И ты ни разу не позвонил? - спросил он, - послушай, так здесь не делают, если ты не звонишь - значит не заинтересован.

Кстати, я и сейчас не уверен в его тогдашней правоте, и точно знаю, что не позвонил бы... Тут же, чтоб отделаться, набрал номер. Того, что произошло дальше, просто не могло произойти...

       - Ну, конечно, я тебя помню! - ответил хозяин конторы таким тоном, будто я вышел от него час назад. - Ты можешь завтра выйти на работу?

       - Ээээ... на работу? Да, я завтра иду на работу, - я тупил изо всех сил. Не думаю, что он встречал в обозримом прошлом проявления такого идиотизма, но продолжал, тем не менее, настаивать:

       - Ты ведь помнишь, где мы находимся? Рабочий день начинается в восемь часов. До завтра.

Я тихо опустил трубку на рычаг и уставился в пространство. За окном уже вторую неделю без перерыва лил сильнейший дождь. Уже грянули удары Великой Зимы - той самой, которая по всем гидролого-статистическим расчетам, случается раз в 50 лет, и в расчете на которую мы проектируем все водопропускные сооружения. Тогда снесло пару мостов, размыло целые участки дорог, затопило все, что только было можно...
Но я еще ничего этого не знал, сидя у телефона... "Гудит как улей родной завод....." - вертелось в голове.

Мой первый проект был совсем небольшим и довольно простым. Но от его названия  кружилась голова - "Каскад декоративных водопадов в Иерусалимском ботаническом саду".  Лет пять назад случилось мне там побывать. Все течет...
Нам не дано предугадать...   (с)

*Ничто не связано ни с чем (ивр.)