ДИ или деградация искусства

Дядя Вадя
Как остановить деградацию искусства?
Хотя ДИ на самом деле аббревиатура известного с 2003 года журнала «Диалоги Искусства». На его страницах с завидным постоянством публикуют репродукции экспонатов и пояснения к ним из ведущих художественных галерей России, читай Москвы. ДИ пытается представить различные направления в искусстве сегодняшнего дня. Но это с каждым годом трудней и трудней сделать, ибо художественный продукт всё навязчивей и удручающе напоминает отбросы, отработанный сухой остаток жизнедеятельности, то бишь продукт вторичный.
Вспоминается классика, а именно Войнович «Москва 2042». Там есть такие строки: «кто сдаёт продукт вторичный, тот сексуется отлично».
Это про современное искусство. Мастер как в воду глядел, в мутную московскую.
Художники ничтоже сумняшеся перерабатывают окружающую их действительность в каловые массы. Хотя кала везде полным полно, а другого они не видят. Не хотят видеть. «На другое нет спроса» - говорят художники. Это они со слов коммерсантов от искусства. А тем в свою очередь поют хором в уши искусствоведы. И голосят они так уже пол века.
Более конкретно, пожалуйте: Теодор В. Адорно в работе «Негативная диалектика» пишет прямо: «Истинным в искусстве может быть только отрицательное, которое НЕ ДАЁТ остановиться движению (в преисподнюю, разумеется) и разоблачает любую позитивность, как ложную».
Понимаете в чём дело, искусствоведам, этим приевшимся элитарным снобам, надоела гармония. Они устали от неё. Они пресытились Ренессансом, барокко, тем более рококо, обожрались классикой, поперхнулись соцреализмом, упились модерном и уткнулись носом в постмодерн. «Слезай, приехали!» - сказали они сами себе.
Постмодерн всегда вторичен по определению. Он питается всем, что наработала культура за двадцать с лишним веков. Много всего, да! Можно изгаляться годами, пририсовывать усы Джоконде, малевать матерные слова на холсте, а лучше всего их резать матерно.
Людей, называющих себя художниками, развелось немерено, их тьмы и тьмы, и тьмы. Толку, правда, мало, но тусовка наличествует. Один пронумеровал зёрна на кукурузном початке, другой вырезал фигуры людей из поролона, типа кинозал, третий подсуетился и покрасил берёзы красной краской, четвёртый гроб таскал по городу на верёвке. И думаете кого или чего он «хоронил»? Вдохновение, господа и дамы в первую очередь.
Тут как тут искусствовед с ноутом подмышкой, тиснул статейку в СМИ. Что и требовалось. Собственно, только это и требуется. Засветиться надыть! И тогда полноправно выставляться со своим вторичным продуктом на выставках.
Тяга к искусству есть, особенно у молодых людей. Они хотят сказать что-то своё, но их обманывают, парят мозг. Зачем, дескать, ТРАТИТЬ молодые годы на учёбу, освоение мастерства живописи, графики, скульптуры, когда модно просто снять штаны и пукнуть в ведро, чтоб громче было. Эдакий перформанс создать, тут же заснять на видео и запустить в Инет, как ВИДЕОАРТ.
В сетях Инета есть всё, полагают инфанты. Уже всё сделано до нас и всё сказано. Зачем напрягаться? Кстати, эту незатейливую мысль вдалбливают ежедневно. «Не надейся и не пытайся переплюнуть великих» — поучают неудачники. Их, конечно, больше, чем тех кому улыбнулась удача.

И никто не скажет этим мальчикам и девочкам, что только они сегодняшние смогут реально отобразить и понять своё время. Никакие прошлогодние и прошловековые мастера, увы, не смогут.
Да, это трудно, нужно набить руку лет десять, как минимум. Заострить глаз, навострить ухо, нюх не потерять и иметь вкус. Со вкусом беда. Потребляют всё подряд. Всеядность пропагандируется. Смешение стилей. Винегрет. От пережОра — несварение, тошнота и рвота. По крайней мере, такие ощущения возникают после посещения Музеев Современного Искусства.

Сбитые с толку покупатели, вкладывают деньги в этот бардак. Не так часто, как хотелось бы толпам художников, но экспонаты покупают. И ещё дают премии, прикрытые громкими именами.
Например, премия Кандинского, работы которого запомнить невозможно, но Имя есть. Премия работает не так давно с 2007года.
Премию дают за художественные достижения последних двух лет.
Четыре номинации: Художник года (40000 евро); Молодой художник года до 30 лет (трёхмесячная командировка во Флоренцию на виллу Романа); Проект года Media Art (10000 евро); Приз зрителей по результату SMS-голосования (5000 евро).
Выставки с этими работами бродят потом по миру. Что же за работы такие? А вот примерно такие, как работы за 2007 - 08годы.
Художник года — Ал. Осмоловский «Хлеба». Из дерева различной конфигурации сделаны срезы, затонированные морилкой. Всё!
Молодая художница — Владлена Громова. Ну что сказать, кусок мокрой какашки на простыне, снятый на видео. Пра контейнеры для мусора даже говорить не хочется. Всё!
Известная фигура Влада Мамышева-Монро в номинации Media Art. Косит под кинодиву долгие годы в перформансах. Иногда норовит член показать из-под юбки. Издёвка такая вот, что присуще всем «произведениям» современного искусства. Практически все художники ныне большие хохмачи и шутейники, в лучшем случае иронисты. Ничего серьёзного, Бог не дай!

Как же такое могло случиться с искусством?

Современная живопись, как вид искусства (возьмем пока только её), как культурное явление, как традиционное направление, увы, находится на обочине общественного внимания. Это внимание захвачено, окупировано по всем правилам военной стратегии другими более радиКАЛЬНЫМИ видами художественных практик. Такова реальность рынка. Артрынок стал главным институтом в сфере искусства.
В своё время (конец 19 — начало 20 века)импрессионисты, далее фовисты, далее кубисты, сюрреалисты, экспрессионисты обогащали изобразительное искусство новыми подходами, новым виденьем. Но там было на что посмотреть. Далее экспериментаторы Кандинский, Малевич, Мондриан довели «языковую» природу художественного творчества до предела. Чтобы двигаться дальше, художникам нужно было пронести через себя все эти достижения, переболеть ими и посмотреть новыми глазами на современность. Что же они увидели?
К сожалению, они видели сплошные крушения и надругательства над всеми человеческими ценностями в виде войн и революций самых кровавых и разрушительных за всю историю. Многие художественные ценности просто перестали существовать. Хотя такое бывало и раньше, но не в таких мировых масштабах. Апокалипсис, сотворенный руками человека, послевоенные руины и атомные грибы над всем этим. Есть от чего содрогнуться в вере добрых сил и справедливости. Казалось, что волшебные силы искусства не работают. А они работали, с большим трудом затягивали, врачевали душевные раны целых народов. Величественная фреска «Херосима» Ири и Тосико Маруки до сих пор лечит, помогает осмыслить величие трагедии народа. Не «чёрные квадраты» и не «Фонтаны» Дюшана. Они только раздражают своей псевдозагадочностью.
Абстрактная живопись подоспела вовремя. Это чисто прикладное направление для ткани, интерьеров и керамики стали вставлять в рамы, петь дифирамбы. Долгие годы пели, пели и допелись. Пусть картины их невозможно запомнить, так и не надо. «Не надо помнить» - говорят оправдываясь искусствоведы. Пусть живопись станет спонтанной, интуитивной, по-настоящему свободной от всех правил, композиций, рисунка. Пусть колорит картин будет безумный, идиотский, это близко к гениальности. Под это дело даже была сфабрикована теория некоего тюремного психолога Ч.Ломброзо. Он почему то решил, что гениальность это не титанический труд, а безумие, отклонение от нормы. Естественно, все идиоты полезли в гении. В таком перевёрнутом с ног на голову мире приходится жить и заниматься творчеством.
Коммерсанты тут же унюхали конъюнктуру ибо запахло деньгами. Безусловно, желание соединить искусство с деньгами — это подлость по определению. Нельзя низводить плоды эксклюзивного творческого труда до уровня простого товара. Впрочем, нашлись хитрые художники, которые стали наваривать деньги на этом без особого труда. Фамилии их слишком известны, чтобы здесь упоминать. Поп-арт вместо живописи. Этикетки - вместо картин.

Наблюдая ярмарку тщеславия от искусства просвещённый зритель начинает прозревать, видя, чувствуя, что в современном искусстве, которое ему впаривают, не пахнет искусством. Запашок вторичного продукта всё сильнее. Сарказм, ирония, абсурд достигли своей предельной точки высера.
Любой вид искусства, как впрочем любое проявление жизнедеятельности человека имеет периоды расцвета, созревания, увядания и период выделения сухого остатка. И не следует на нём заморачиваться. Есть более фундаментальный закон философии жизни, по которому всё во вселенной движется. Это колебательный процесс. За периодом выделения сухого остатка неизбежно придёт период расцвета. Необходимо только его дождаться. Но не сидя сложа руки и распуская слюни.
Вы никогда не задумывались над часто повторяемой фразой в СМИ:
«этот безумный, безумный, безумный мир». Был американский фильм с таким названием. Знаковый фильм о человеческой алчности, которая безумна. Власть денег помутила сознание многих и наших соотечественников в том числе. Мир безумен, поступки абсурдны, понять ничего не возможно, поэтому пусть катится всё в Тартар.
Позиция идиота очевидна. Слюнявого гения, решающего на компе очередную бредовую задачку, играющего, но не способного к осознанному труду, даже для своего прокорма. Кому-то такой расклад выгоден: политиканам, бизнесменам, уголовникам.
Все виды искусства, как в зеркале отражают всю эту картинку. В первую очередь киноискусство, театр и песенный шоубизнес. Визуальные же искусства, где пребывает и наша живопись — на обочине. А теперь представьте, что все зеркала в стране, в мире — кривые! Люди бродят в мире кривых зеркал. Да, это комната смеха, господа и дамы в первую очередь. Художники — шутейники, камедиклабы, хохмачи.

Но хочется верить в живопись, ибо она будет востребована согласно поговорке: лучше один раз увидеть, чем десять раз всё прочее. Таково восприятие человека. Грядёт фундаментальная переделка генетики, но пока этого не произошло, можно надеяться.
Можно противостоять.
Такие попытки делаются в том же кино. Экранизируются фантазийные проекты спасения человечества от самого себя. Нас, впрочем, интересует живопись.
Безумию рынка, как это не парадоксально, может противостоять обычный музей. Это хранитель высоких образцов, подобно Палате мер и весов. И в музеях сохранился тот же поздний Малевич, его «Автопортрет» и другие картины. И мы видим, что Казимир, отболев супрематизмом и кубизмом, отдал предпочтение реалистической манере письма, склонной к импрессионизму. И это не случайность, это возрождение, которое не хотят замечать. Вспомним периоды творчества Пикассо, его «Девочку на шаре», его «Любительницу абсента». За эти картины ему можно простить все прочие ...измы. Они сохранились в музеях. Сохранились картины наших художников, задавленных выхолощенным соцреализмом. Константин Звездочетов — мэтр авангарда семидесятых всегда мечтал о музее современного искусства. Сегодня возвели ММСИ, где прошла его выставка. Но он не доволен. Константин заявляет, что за двадцать лет в искусстве ничего не изменилось, НИЧЕГО, просто измельчали персонажи. «Хорошо, что пока существуют,-  говорит он, - такие киты, как Шилов, Глазунов, Церителли, Бурганов. Есть кого комментировать, есть над кем издеваться».
Кроме музеев имеются частные коллекции.
Современную живопись покупают не охотно, но в надежде на будущую славу автора. Характерный пример с творчеством австрийского художника Эгона Шилле из коллекции Леи Бонди-Джарей.
Искусствоведы, у которых ещё осталась хоть капля совести, начинают понимать, всю бесперспективность пути в никуда. Поток бессмысленных поделок нарастает и уже трудно эту невнятность как-то оправдать и преподносить.
Не так давно открыли новый «клондайк» в искусстве — перформанс. Сколько «художников» - столько и представлений! Так думали многие, смотря, как изголяются над собой и зрителями творцы. Оказалось, что вариантов представлений не так много. Все они так или иначе связаны с оголением задниц. Остаётся только прилюдно вешаться, травится и резаться. Что и происходит с той или иной степенью достоверности. Возможно скоро «художницы» будут изображать роды, более того будут демонстрировать операции на людях и животных. Медицина ведь тоже искусство. Почему не назвать хирурга — художником. Трепанация черепа = эксклюзивный перформанс. Тем не менее, предел подойдёт быстро.
Привычно оглянемся на Запад.
А там ничего нет. Всё тот же сухой остаток, вторичный продукт муссируется и размазывается, консервируется в банки. Имитация живого достигла предела: силиконовые скульптуры с пигментацией, с наклеенными волосками, с искусственными глазами производят ужасное впечатления «живых трупаков». Делается это сканером и вырезается автоматом. Компьютерные изыски продолжаются в сторону объёмности: 3D -графика — узоры становятся всё более замысловаты, от которых быстро устаёшь.
Конечно, Запад завален былыми художественными ценностями, на которых ещё можно продержаться. Народ из Азии и обоих Америк приезжает поглазеть, купить репродукции, приобрести на аукционах шедевры за безумные деньги.
Тем временем Россия просыпается от извечной тирании. Народ привыкает к свободе и осмысленно оглядывается. Подмечает, интересуется. Я был в нашей глубинке, в дальних селениях, где из духовных ценностей только полуразрушенная церквушка и замусоленная подшивка старых, подчеркну именно старых, доперестроечных журналов «Огонёк» с репродукциями картин. Так вот там в глубинке, всегда находились два-три любителя живописи, пытающихся осмыслить действительность. Они переносят эти смыслы на бумагу, холсты, ваяют скульптуры. И пока есть этот негасимый интерес, он докатится до больших городов, до галерей и выставочных форумов.
Насчет церквушек, беспокоится не стоит, восстановят. Есть желающие нагреть руки.
Надежда на возрождение духовности в России крепнет. Она испокон питала поэтами и художниками весь мир. Да, они уезжали, их выгоняли безумные властители, но они возвращались, хотя бы своими произведениями. Художники ещё есть и тот же ДИ продолжит свои диалоги, продолжит вручать премии, продолжит заполнять залы ММСИ достойными его экспонатами.
Просто художникам нужно вернуться к своей королеве, к Живописи. Российские художники перестают оглядываться на Запад, где ничего нет нового, и многие идут своим путём, ведь им есть что сказать.