Символы Кобленца

Инга Томан
У Кобленца два символа. Один из них – грандиозный памятник первому германскому императору Вильгельму I, сооруженный в 1897 году. Он находится при слиянии Рейна и Мозеля, на «Немецком углу» (Deutsches Eck), где в начале XIII века была резиденция рыцарей  Тевтонского ордена.  Другой символ – озорной мальчуган Шенгель, изо всех сил надувший щеки и плюющий на каждого, кто слишком близко подойдет к нему. Его довольно тщедушная фигурка украшает один из фонтанов (Schaengelbrunnen) в центре города. Какой из символов больше соответствует характеру жителей Кобленца, не знаю. Об этом можно, наверное, судить,  лишь прожив в Кобленце всю жизнь. А потому оставим вопрос без ответа и отправимся лучше на небольшую прогулку по городу.
В конце I века до н.э. при впадении Мозеля в Рейн римляне основали военный лагерь, который к  III веку стал процветающим городом. В 450 году германцы изгнали римлян, и Кобленц опустел на четыре столетия. Его возрождение началось в IX веке при сыне Карла Великого, Людвиге Благочестивом. Одна за другой вознеслись в небо величественные башни его церквей. Самая древняя, посвященная святому Кастору, была построена в IX веке; церковь святого Флориана появилась веком позже, и в XII столетии началось строительство церкви Богоматери (Liebfrauenkirche). Впоследствии они, подобно людям, не раз меняли свой облик, но каждая из них хранит в себе фрагменты детства, теряющегося в глубине веков.
Кобленц дважды погибал, и дважды, подобно  Фениксу, возрождался из обгоревших руин. Первый раз – в конце XVII века, в ходе войны за Пфальцское наследство; второй раз – во время Второй мировой войны, в результате которой около 90% города было разрушено. Впоследствии исторический центр Кобленца восстановили в прежнем облике, причем так тщательно, что, гуляя по городу, трудно поверить в новизну его древних памятников.
Что касается обитателей Кобленца, то среди них не один только Шенгель любит дразнить соотечественников и туристов. Есть тут и другой «юморист»: безобиднее, но зато пострашнее. По преданию, в XVI веке по ложному обвинению был казнен некий рыцарь. И, когда голова его скатилась с плеч, она показала язык и некоторое время вращала глазами. 100 лет спустя невиновность рыцаря была доказана, и чтобы хоть как-то загладить вину своих предшественников, городские власти поместили изображение головы казненного под ратушными часами. Она непрерывно вращает глазами и каждые полчаса показывает язык, напоминая о роковой судебной ошибке. Сейчас в здании ратуши находится Музей Среднего Рейна (Mittelrhein-Museum). Здесь хранится множество произведений средневекового искусства, среди которых особый интерес представляют  скульптуры мадонн XIV-XVI веков, воплощающих представления того времени об идеальной красавице и матери.
Средний Рейн с его живописными берегами и старинными замками был особенно любим романтиками.  Среди них – уроженец Кобленца, философ, историк и публицист Йозеф Гёррес (1776-1848). В молодости он проповедовал революционные идеи, но после сорока стал ревностным католиком и поклонником средневековья. Он написал  исследование по истории Кельнского собора, в котором доказывал необходимость  завершения его строительства, видя в его судьбе и судьбе Германии мистическую связь. Двумя годами позже в Кобленце родился еще один знаменитый романтик – Клеменс Брентано (1778-1842), первым воспевший прекрасную Лорелей… Он является автором дивных сказок и собрания немецких народных песен «Волшебный рог мальчика», которые собрал вместе с Ахимом фон Арнимом во время путешествия по Рейну. С Кобленцом косвенно связана и судьба Людвига ван Бетховена. Здесь родилась и провела детство его мать Мария Магдалена, в доме которой находится ныне музей. Здесь же, в Кобленце, жил друг Бетховена, врач Франц Герхард Вегелер (1765-1848), написавший первую биографию великого композитора. Кстати, имя ее издателя – Карла Бедекера (1801-1859) – стало нарицательным: бедекерами иногда называют путеводители, поскольку он специализировался на этом виде литературы. В них он смог соединить точные практические сведения с подробным описанием  историко-культурных достопримечательностей, что снискало им популярность у самых разных путешественников.  С 1827 по 1872 год издательство Бедекера, которое унаследовали сын и внуки, находилось в Кобленце. И недаром: здесь, на Рейне, где каждый камень готов рассказать  прекрасную или страшную легенду, где каждый клочок земли кого-то или что-то помнит, просто невозможно обойтись без бедекера…
Наша маленькая прогулка по Кобленцу подошла к концу. Разумеется, мы не все посетили и не всех вспомнили. Впрочем, если Вам захотелось самостоятельно продолжить прогулку по Кобленцу, или почитать Брентано, или послушать Бетховена – моя цель достигнута.

(Статья была опубликована в "Московской немецкой газете"