Чрево Петербурга

Валерий Пятинин
     Я вышел из метро «Сенная площадь»: моросил холодный дождь, у входа-выхода станции стояли  темные личности с табличками «куплю всё», толпы людей с хмурыми лицами хаотично сновали по своим нуждам... Был полдень 2-го февраля 2011 года.  Сенная площадь когда-то была гигантской клоакой: трактиры и кабаки, ночлежки, доходные дома... Здесь была «биржа труда» и место обитания униженных, оскорбленных и грешных людей – чрево Петербурга.  На душе стало как-то неуютно, тоскливо и тревожно. Я старался побыстрее миновать это гнусное место...  Вдруг, откуда-то, - мне показалось что сверху, зазвучала громко и отчетливо прекрасная мелодия флейты...  Я сначала растерялся в поисках исходящих звуков, но тут же увидел сидящего на ящике из под стеклотары молодого и слепого музыканта, который через микрофон с допотопным усилителем играл незнакомую мне мелодию. Я остановился, потому, что во мне что-то произошло – я увидел свет лившийся с  верху, а звуки флейты поднимали меня над землей и тянули туда – к небу...  Резко изменилась вокруг вся атмосфера, - я не ощущал уже дождя и снега, не замечал людей.  Я смотрел на музыканта, он не казался мне святым или просто профессионалом – лицо обыкновенное и ничем не отличается от прочих «слепцов», просящих подаяние, да и чаша для денег была пуста... Но, всё же что-то было такое, что было нельзя сразу понять и осознать. Сам Бог играл, используя руки и губы этого слепца! Да и никто из людей не мог так играть, да ещё и нечеловеческую, а такую небесную музыку!  Играл не он, через него пело и играло всё существование! Слепой музыкант просто исчез, он стал инструментом самого Бога. Я забыл себя, не стало разногласия с окружающим, я просто слушал,  забыв обо всём на свете. Я впитывал звуки флейты, дождя, человеческого гула толпы и проезжавших машин. Я словно умер и воскрес одновременно... Неведомая сила текла через меня. Это был проблеск чего-то запредельного. Всё, что было вокруг, стало единым Целым!  Слепой музыкант не просил милостыню и признание, он был свободен и независим от всего и всех... Он играл и играл несмотря ни на что: дождь и снег, толпу зевак, бойкую торговлю... Я вспомнил, что здесь на Сенной с 18 века стояла с  Успенская церковь, в народе её звали «Спас-на-Сенной», и которую в 1961 году взорвали. Это был пятиглавый в стиле барокко храм, где действовало благотворительное общество с богадельней и приютом – школой. В 1938 году церковь превратили в склад, а в 1961-м уничтожили... Сенная площадь – чрево Петербурга до 20-го века была местом, где подвергали публичным телесным наказаниям за воровство, грабеж и мошенничество. Это место трущоб  и стихийных рынков. Помню, в 90-х годах прошлого века здесь была толкучка по обмену, съему и сдачи жилья, торговые палатки и ларьки, грязь и вонь... 10-го июня 1999 года обрушился пятиметровый бетонный козырёк павильона метро, - погибло 7 человек.  Сенная площадь – зеркало нашей убогой и неустроенной жизни многих и многих нас, где каждый человек творит собственный ад или рай.  Звучала божественная флейта слепого музыканта... Я принимал всё плохое и всё хорошее, счастье и несчастье, - это был единый поток пульсирующей жизни и всего,  что меня окружало.  И эта жизнь наша становилась гармонией со всем, своего рода – оркестром, где всегда звучит божественная музыка...  Я посмотрел на чашу слепого музыканта, - она была через край полна денег. Но, это его не останавливало, он всё играл и играл... Возможно сам Бог через него посылал  свою мелодию любви и сострадания к нам, -  грешным и безгрешным, хорошим и плохим, несчастным и счастливым?!   Ну, не мог же этот слепец один всего этого так легко достичь, да ешё в таком месте – на Сенной...    И тут  меня словно «током дернуло», –  ровно 50 лет прошло, когда в ночь с 1-го на 2-е февраля 1961 года  храм Спас-на-Сенной был уничтожен...

Февраль 2011 года.