Так чего ж вам надо?

Кира Костецкая
Так чего ж вам надо?
Заметки о современном сервисе.
Провинциальные нравы 3.
( Провициальные нравы 1 здесь: http://www.proza.ru/2011/10/21/1180 )
( Провинциальные нравы 2 здесь:http://www.proza.ru/2011/11/04/1051 )


В нашем доме появилась аптека, на углу, рядом с почтой и Салоном для  новобрачных. Раньше здесь был маленький хлебный магазин - большим быть площадь не позволяла. А дом-то  - обычная хрущёвка, но первые этажи уже там и сям преобразованы в магазины. Вход в хлебный магазин шёл с торца. Новым хозяевам понадобилось заложить кирпичами эту дверь, оштукатурить, покрасить стену в белый цвет. Дверь выдавалась вперёд, поскольку прежними хозяевами хлебного магазина была сделана маленькая прихожая, а затем уж вторая дверь вела непосредственно в магазин. Поэтому сейчас торец дома приобрёл необычный архитектурный вид: замурованная выдающаяся вперёд часть стены на первом этаже и перед ней оставшиеся высокие ступени, ведущие в тупик.  Новая же дверь для аптеки прорублена с угла, так чтобы аптека была бы в одном ряду с почтой и Салоном для новобрачных. С этой целью был срезан и банкомат, также здесь, до аптеки, несколько месяцев устанавливаемый, но прослуживший недолго.Невольно вспомнишь Н.В.Гоголя, внешний вид усадьбы Собакевича в " Мёртвых душах".
Но, конечно, вспомнит тот, кто читал.
Кстати, во время подготовки  фармацевтического заведения к открытию достаточно долго было неясно, что же здесь будет. Но наконец появилась над новой, стеклянной, дверью  вывеска " Аптека", а в самих дверях известная табличка, радостно извещающая: " МЫ ОТКРЫЛИСЬ!"
" Мы открылись" - такие сообщения видишь постоянно в витринах, с разной степенью выдумки располагающие буквы, то аршинные, то поменьше, то чёрные, то разноцветные. Как будто существует инструкция на этот счёт написать именно так, а не, скажем : " Дорогие покупатели, приглашаем Вас в наш магазин! Мы открылись!".
Случайно оказавшись рядом с новой аптекой, я поняла, что мне надо туда зайти. Новые ступени скользкие, мокрые, ковриком, чтобы мы не скользили, не устланные. И никто не заходит в дверь, видно, ещё не знают, не привыкли. Не без опаски, с предосторожностями взойдя по ступеням, толкаю дверь. Ух ты, такого маленького помещения мне ещё не приходилось видеть - всего лишь одно окошечко.  Но над ним, и справа и слева, как положено в витрине, выставлены коробочки с лекарствами. У стены симпатичная новенькая, покрытая лаком, светло-коричневая деревянная скамейка  со спинкой и подлокотниками, а не просто лавка. Людей в аптеке нет, я пока одна.
Собственно эта скамейка и вспоминается мною как что-то единственно приятное, хотя я на неё и не присела.
Аптекаря на месте не было. Мне ещё подумалось: " А хорошо было бы, если бы колокольчик над притолокой мелодично сообщал бы о приходе покупателя: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь..."
- Кто-нибудь здесь есть?.. - вопрошаю я.
 Молчание.
- Алло, товарищ аптекарь, где вы?..
И опять тишина.
Ничего себе: ни аптекаря, ни охраны, где же все?

Тут обозначился какой-то намёк на движение и в узком проёме появилась фигура пожилой приземистой женщины в коротких кудряшках и белом халате. Слава богу - аптекарь!
Нет, подождите, не аптекарь, наверное, техничка, поскольку руки по локоть в толстых синих резиновых, явно не фармацевтических, перчатках - обычно в таких моют полы. Да и по разметавшимся взмокшим светлым кудряшкам и некоторой запыханности ( всё-таки не молоденькая ) было ясно, что женщина сейчас этим и занималась.
Оставила швабру и - к посетителю. Да, но халат: свеженький, беленький, с голубыми тонкими кантиками по отложному воротнику и карманчику на груди - в таких большинство аптекарей и работает...

Не снимая своих толстенных грубых перчаток, техничка, она же аптекарь, достаточно неприветливо спросила:
- Что вам надо?
Ничего себе вопросик . Что может быть "надо" в аптеке?
- Так чего вам надо? - снова, явно с подозрением глядя на меня, спросила она.
 Вроде перед ней не деклассированный элемент находится, вполне приличный человек. Конечно бы, мне бы сразу и уйти - уж больно показалось неожиданно-неприятной вся эта картина - но я задала вопрос:
- А у вас есть пенсионная скидка?
 -Никаких скидок у нас нет, мы - частная аптека.

Вот каков ты, современный частник! Ты и плотник, ты и жнец, и на дуде игрец, как говаривали во времена оно. И к тому же непонятно, для кого ты создал аптеку, если к одному из первых визитёров такое отношение.
Аптек сейчас по всему городу пруд пруди, через каждые пять шагов, и почти все они частные.
Скидка же пенсионерам почти везде присутствует - 5 процентов.

Да, сюда больше ни ногой. Сервис что надо. Тут же память услужливо, чтобы произвести некоторые обобщения, подсказала мне ещё один сюжет. Это событие произошло этим же летом в одном из современных кафе под претенциозным  названием "Жюль Верн", расположенном в торговом комплексе. Кафе симпатичное: украшено канатами, глобусами, картами путешествий - даже матики под тарелки - это полушария Земли, чтобы мы за едой развивали бы и своё географическое чувство, страсть к путешествиям, желательно морским. Почему-то так вышло, что мы с моей взрослой дочерью, приехавшей ко мне на каникулы, в обеденное время оказались единственными посетителями.
Этот факт создал атмосферу уединения, тишины, покоя, способствовал неспешной беседе. Но наслаждались мы этой атмосферой недолго. Из подсобки вышла техничка, в новенькой спецовочке, с новеньким пластмассовым ведёрком и современной шваброй, чья метёлка выполнена в виде матерчатой бороды, разделённой на полоски. А руки защищены вот такими же перчатками, которые я сегодня имела счастие видеть на аптекарше.  Оп-ля! Мы попали в санитарный час. Как-то подумалось, что действия уборщицы ограничатся дальним углом и нас не достигнут. Ничего подобного. Пожилая техничка действовала, как матрос на палубе: лила воду на пол, возила по ней шваброй-тряпкой и неуклонно двигалась к нашему столику возле окна. Да, она подошла к нам вплотную, только что не попросила поднять ноги, чтобы протереть под стульями. Обед был окончательно испорчен. И ни одного официанта не видно, куда-то попрятались.

- Скажите, а вы не могли бы заняться уборкой после нашего ухода? - спросила дочь, отодвинув своё недоеденное блюдо.
- Хозяин нам говорит, что если остался занятым только один столик, то можно начинать мыть полы, - был достойный ответ.
- ?????

 То есть люди, сидящие только за одним столиком, это уже не посетители, перед их тарелками с недешёвыми всё же яствами, на сервировку которых, надо сказать, затрачено столько выдумки и фантазии, можно плескать грязной водой, и этой процедурой, и своим неофициантским видом отталкивать не в меру щепетильного клиента. Написали бы в меню, что нас ждёт экзотическая встреча с драеньем палубы, как было при Жюль Верне во время его кругосветных путешествий.

Конечно же, именно эти негативные явления, коими мне захотелось поделиться с тобой, читатель, не столь уж часты, можно отметить и много положительного в современном сервисе и даже об этом написать, что, наверное, кому-то и под силу, но только не мне:  мои силёнки и так уже истощились при написании данных заметок.

22.12.11

Приложение.
Дом помещика Собакевича.

"Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин -- удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно, маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три."

Н.В.Гоголь. " Мёртвые души". Том первый. Глава 5.