МышлЕние и мЫшление

Артем Кресин
                МышлЕние и МЫшление
Проблема произношения этих слов в моей памяти развивались в следующей последовательности.  До 1967 года я сам и все окружающие меня люди говорили  - мышлЕние, и у меня никогда не было сомнений в правильности произношения этого слова. В 1967 году у нас на производстве организовали группу инженеров по подготовке к сдаче экзаменов  кандидатского минимума. Как известно, для этого нужно подготовиться к сдаче трех экзаменов: специальность, философия, иностранный язык. Для изучения философии к нам был приглашен относительно молодой очень интеллигентный кандидат философских наук, который готовил  докторскую диссертацию..
Поскольку философия  свои многие постулаты строит на исследовании  мыслительных процессов, в его речи постоянно мелькало слово «мЫшление». Однажды он сделал в своей лекции лирическое отступление и сказал: Вы, наверное, удивляетесь, моему произношению слова «мЫшление». Дело в том, что я вырос на произношении слова «мышлЕние», однако недавно приобрел словарь произношений для дикторов радио и телевидения, и к моему удивлению, там рекомендовано говорить «мЫшление». Поскольку моя специальность связана с частыми выступлениями перед различными аудиториями, я должен говорить на правильном русском языке. И я заставляю теперь себя говорить «мЫшление».  Это высказывание преподавателя осталось у меня в подкорке, но я, как и все окружающие меня, продолжал говорить «мышлЕние».
Пришли восьмидесятые годы и на трибуне появился  Михаил Сергеевич Горбачев, который во всеуслышание стал произносить  слово «мЫшление». Пока действовала инерция преклонения перед властными лицами, введенная нашими предыдущими правителями, никто на это произношение внимания не обращал.
Когда цензурные вожжи им были ослаблены, то, как это обычно и бывает, первой критике подвергся  сам автор этого послабления. И первое, что попало под огонь критики  политиков и театральной сатиры, было произнесение им слова «мЫшление».
Я вспомнил объяснение нашего «философа» двадцатилетней давности, и поскольку я имею противный, занудный характер, решил покопаться в этом вопросе.  Для этого я полез в толковые словари. Что же они мне показали.
Толковый словарь под редакцией Ожегова.  Дано оба варианта, как равноценные.
            Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. Л.А. Введенской. Оба варианта, как равноценные
             Словарь Ефремовой. Оба варианта, как равноценные.
Таким образом, исследователи русского языка  к концу двадцатого века узрели тенденцию переноса ударения со второго слога на первый, аналогично произношению исходного слова «мЫсль»,  поэтому в тот период были равноценны обе формы произношения.  Совершенно неизвестно,  где бы это ударение успокоилось, если бы процесс шел естественным путем.  Однако любители острого словца  вмешались в этот процесс, для удовлетворения своих политических целей, подвергнув уничтожающей критике ударение на первом слоге, считая, что они этим подчеркивают якобы низкую культуру Горбачева М.С. и свою собственную отвагу, людей, не боящихся властей.  И теперь надолго ударение задержится на втором слоге. И эта задержка не будет естественной,  поскольку она была  искусственно, создана для удовлетворения чьих то амбиций.