Первая эмиграция. Моя Крупская

Осипов Владимир
(3-я Часть из "Моя Крупская". Текст редактирован частично)
часть 1 - http://www.proza.ru/2011/12/10/1888
часть 2 - http://www.proza.ru/2011/05/12/1593

Энгельс — К. Марксу в 1851 году:
«Всё более и более убеждаешься в том, что эмиграция — это такой институт, благодаря которому каждый человек неизбежно должен превратиться в дурака,  осла или просто мошенника, если он совершенно не устранится от эмиграции и не удовлетворится положением независимого литератора, которому нет решительно никакого дела до так называемой «революционной партии».
(См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, стр. 148.)
       Для начала Крупская отправилась в Прагу. Мужа там не нашла. Затем, поехала в Мюнхен. Долго мыкалась она, бедняжка, пока не обнаружила конспиратора на заднем дворе пивной.
Крупская:
«Отворяется дверь, сидят за столом: Владимир Ильич, Мартов и Анна Ильинична. ...я стала ругаться: «Фу, чёрт, что ж ты не написал, где тебя найти?» 
       Мне кажется, выражения были покрепче. Удивительно, как Крупская вообще разыскала своего благоверного? С её-то сообразительностью.
       «Когда я приехала в Мюнхен (середина апреля 1901г.), Владимир Ильич жил без прописки, назывался Мейером. Комнатёшка у Владимира Ильича была плохенькая, жил он на холостяцкую ногу, обедал у какой-то немки. Утром и вечером пил чай из жестяной кружки, которую сам тщательно мыл и вешал на гвоздь около крана.
Вид у него был озабоченный.»
       Да, Вова, Мюнхен это не Шушенское. Здесь дураков за рубль пятьдесят + сапоги — поискать надо.
«В то время в Мюнхене, кроме Владимира Ильича, жили Мартов, Потресов и Засулич. «Глупая ваша «Искра»», — говорила вначале шутя Вера Ивановна. Из всех членов группы «Освобождение труда» Вера Ивановна  чувствовала себя наиболее одиноко. ...одевалась небрежно, курила без конца, в комнате её царил невероятный беспорядок, убирать свою комнату она никому не разрешала. Кормилась довольно фантастически. Помню, как она жарила себе мясо на керосинке, отстригала от него кусочки ножницами и ела.»
        Вера Засулич, (1851 - 1919) тяжело ранившая столичного градоначальника Трепова — оправдана. Револьвер она покупала не сама, ей помогли сподвижники. Потом поменяли на больший калибр, дали «медвежий».
        Засулич на тот момент (второй эмиграции) стукнуло 50 годков. А ума, эта дама, судя по всему, так и не нажила. Образование Засулич? Никакого. Некогда было учиться - по кружкам болталась.
Лев Троцкий: «Ленин и старая «Искра»
         «Писала она (Засулич) очень медленно, переживая подлинные муки творчества. «У Веры Ивановны ведь не писание, а мозаика», — сказал мне как-то в ту пору Владимир Ильич. И действительно она наносила на бумагу по отдельной фразе, много ходила по комнате, шаркая и притаптывая своими туфлями, без конца дымила свёрнутыми от руки папиросами, нашвыривала во всех углах, на всех окнах и столах окурки и просто недокуренные папиросы, осыпала пеплом свою кофту, руки, рукописи, чай в стакане, а при случае и собеседника.»
       Здесь Троцкий ни в коем случае не издевается над Засулич. Напротив, он называет её человеком по-особенному очаровательным.
«Спорить по-настоящему Засулич не спорила, публично выступать тем более не умела.
Для того чтобы понять её, нужно было хорошенько вдуматься в ход её мыслей.»
Крупская:
«Павел Борисович Аксельрод в гораздо большей степени, чем Плеханов и Засулич, был организатором.»
       Тут же Крупская описывает невероятные организаторские способности Павла Борисовича. Бурливой энергией обладал сей господин.
       «Павел Борисович на три четверти потерял работоспособность, он не спал ночей напролёт, писал с чрезвычайным напряжением, месяцами будучи не в состоянии окончить начатой статьи, почерк его было почти невозможно разобрать: так нервно он писал. Почерк Аксельрода производил на Владимира Ильича всегда сильное впечатление. «Вот дойдешь до такого состояния, как Аксельрод, — не раз говорил Владимир Ильич — ведь это просто ужас один». О почерке Аксельрода он не раз говорил с доктором Крамером, который лечил его во время его последней болезни.»
       Атеросклероз — заболевание, которое поразило Ленина, по оценкам современных медиков, начало развиваться у него очень давно с 14-летнего возраста и носило наследственный характер. Отец Ленина умер, едва ему исполнилось 50 лет от внезапного удара, причиной которого так же было хроническое поражение сосудов головного мозга.
       В ответах на Анкету Института Мозга в 1935 г. Крупская вспоминает, что Владимир Ильич:
«Рукописи писал всегда сразу набело. Помарок очень мало. Легко и свободно писал и говорил.»
       Кому очень интересен подчерк Ильича может взглянуть на фотокопию обращения В.И. Ленина «К гражданам России». 1917 г., октябрь. (Очень распространенный фотодокумент). Интересно было бы узнать мнение доктора Крамера по поводу подчерка вождя. Конечно, Ильичу попалась плохая бумага, кривые перья, он торопился, писал при лучине на неровной поверхности и т.д. и т.п.
Анкета Института Мозга:
«Говорил быстро. Стенографисты плохо записывали. Может быть, впрочем, и не потому, что быстро или не столько потому, а потому, что
1) стенографисты у нас были тогда плохие и 2) конфигурация фраз у него трудная.
Плавная и свободная. (речь) Слова и фразы подбирал свободно, не испытывая затруднений.»
       Другими словами, изъяснялся он внятно, но косорукие стенографисты неправильно записывали, и не потому что «конфигурация фраз у него трудная», а потому, что:
1) Владимир Ильич был картавый.
2) Ни черта невозможно было разобрать.
Кржижановский:
«Броски изощренной мысли, вооруженной громадным ассоциированным материалом, (вероятно, имеются в виду витиеватые речевые переплёты вождя), нередко были препятствием для гладкого литературного стиля. Владимир Ильич даже сделал специальную проверку. Во время одного из выступлений он сразу посадил для записи двух испытанных стенографисток и потом горестно сообщил, что таким путём он убедился в том обстоятельстве, что «вина» на его стороне.»
Ильф Е. Петров «Золотой телёнок»:
«Говорил он довольно громко и, казалось, даже отчётливо. Но в его речи был какой-то неуловимый дефект, превращающий слова в труху. Беседа усугублялась тем, что Гаргантюа любил поговорить и после каждой фразы требовал от собеседника подтверждения.
— Ведь верно? — говорил он, ... — Ведь правильно?
Только эти слова и были понятны в речах Гаргантюа. Всё остальное сливалось в чудный убедительный рокот.»
Крупская:
       «До моего приезда Владимир Ильич жил просто без паспорта. Когда я приехала, взяли паспорт какого-то болгарина, доктора Иорданова, вписали туда ему жену Марицу и поселились в комнате, нанятой по объявлению в рабочей семье. Я решила, что надо перевести Владимира Ильича на домашнюю кормёжку, завела стряпню.»
       Очень показательный момент. Т.е. приехала Крупская и привезла паспорт какого-то болгарина? Одно не понятно, для чего нужно было жить под чужим паспортом?
       Как она стряпала - я помню: «Вначале случалось я опрокидывала ухватом  суп с клецками, которые рассыпались по исподу. Потом привыкла».
       Позже, в 1928 году в статье «Необходимые навыки» Н.К. поделится с пролетариями ценным опытом ведения домашнего хозяйства, приобретённым в эмиграции:
«Приборка.
Уборка помоев. Куда лить помои. Как вынести, не расплескавши, не обливши ничего. Упражнения в том, чтобы не проливать.
Приготовление пищи.
Вскипятить воду, молоко, заварить чай, сварить кофе, сварить яйца всмятку, вкрутую, сделать яичницу, испечь картошку, брюкву, сварить картошку в шелухе,..
Приготовление обуви — сандалий, из меха и т.д.».
«Необходимые навыки» 1928 г.
       Пока Надежда Константиновна упражнялась в «выносе помоев, не расплескавши», варила картошку в шелухе и оттачивала скорняжное мастерство, приготовляя меховые сандалии и т.д., Владимир Ильич бегал по комнате на цыпочках, пытаясь собрать воедино разбегающиеся мысли.
«Дома постоянно ходил по комнате, быстро из угла в угол, иногда на цыпочках «из угла в угол». Обдумывал что-нибудь.»
«Такой быстрой бесшумной ходьбой на цыпочках создавалась ещё большая сосредоточенность.»
(Анкета Института Мозга)
«Через месяц перебрались на собственную квартиру в предместье Мюнхена Швабинг, (5 мая 1901г.), в один из многочисленных только что отстроенных больших домов, завели «обстановочку» и зажили по-своему.
Владимир Ильич, когда я приехала, рассказал, что он провёл, что секретарём «Искры» буду я. Работы сразу навалилась масса.»
       Главное, как пишет Крупская – «обстановочку» завели. Какой же работы «навалилась масса»? Что за работа такая изнурительная?
«В начале первого — приходил Мартов, приходили и другие, шло так называемое заседание редакции. Мартов говорил не переставая, причём постоянно перескакивал с одной темы на другую. Владимир Ильич страшно уставал от этих ежедневных 5-6 часовых разговоров, делался от них совершенно болен, неработоспособен. Раз он попросил меня сходить к Мартову и попросить его не ходить к нам.»
       Вот тот «труд» - после коего болят суставы и ломит поясницу! Ах, простите великодушно, совсем забыл, что теоретические выкладки это тоже своего рода работа… и отрицательный результат не менее ценен, чем положительный.  Но ежедневно изнурять себя 5-6 часовыми разговорами про «вафли-туфли»? Нужно же отдыхать как-то после такого. Расслабляться.
«Из этого, однако ничего не вышло, через два дня дело пошло по-старому. Мартов не мог жить без этих разговоров. После нас он шёл с Верой  Ивановной, Блюменфельдом в кафе, где они просиживали целыми часами.»
       В этом месте я у Крупской не понял. Кто куда шёл? Мартов шёл с Верой Ивановной или Ульянов с Блюменфельдом иже с ними – в кафе? (Мартов – Цедербаум, не путать с  Блюменфельдом ).
Горький о Мартове:
«Он (Мартов) весь содрогался, качался, судорожно расстёгивал воротник крахмальной рубашки, размахивал руками; обшлага, выскакивая из рукава пиджака, закрывали ему кисть руки, он высоко поднимал руку и тряс ею, чтобы водрузить обшлаг на его законное место.
Иногда его первая речь звучала почти истерически, обилие слов делало её непонятной, а сам оратор вызывал впечатление тяжёлое.»
Мартов:
«В России только два коммуниста: Ленин и Коллонтай.»
(Не анекдот!)
       Блюменфельд набирал «Искру» сначала в Лейпциге, потом в Мюнхене в немецких Социал-демократических типографиях. Русский шрифт для революционной «Искры» попросту украли из Лейпцигской типографии, где печатались для России церковные книги.
Крупская:
«В октябре мы ездили из Мюнхена в Цюрих объединяться с «Рабочим делом». Объединения не вышло.
«Искра» работала вовсю. Готовилась программа партии. Для обсуждения её приехали в Мюнхен Плеханов и Аксельрод. Заседание было тяжёлое.
Перед голосованием Аксельрод заявил, что у него разболелась голова, и он хочет прогуляться. Владимир Ильич ужасно волновался. Так нельзя работать».
       Читая Крупскую думаешь, что газета "Искра" это Ленинский ребёнок. Он её (Искру) хоть и не рожал, но зато сам вырастил - выкормил, можно сказать выстрадал, ночей не спал. Однако, возвращаясь к книге жандармского генерала Новицкого - одолевают смутные подозрения. Упоминается Аксельрод, как редакционный работник "Искры" и журнала "Заря", упоминаются искровцы и организаторы группы "Освобождённого труда" Дейч, Плеханов и Засулич; даты рождения-смерти, чем отличились на революционном поприще, где закончили дни свои... не упоминается только Ульянов (Ленин) с Крупской. Неужели у профессионала - охранителя Новицкого память отшибло?
       И почему, все эти господа на склоне лет остались при своих убеждениях, а Ульянов, в 1901 году превратившись при помощи очередного фальшивого паспорта в Ленина, ударился в социал-демократическое сектантство? Кипучая деятельность г-на Ульянова, по мнению г-на Новицкого яйца выеденного не стоила (?) настолько, что даже мельком упоминать сию "глыбу" не имело смысла? 
Крупская:
«Мама поехала на лето в Россию.»
       Стоп! Чья мама?
       Какая - такая мама? До этого момента никакой мамы не было. Свою маму, как мы помним, Крупская оставила в Питере. После этого в мемуарах Надежды Константиновны никакие мамы не упоминаются. Старушка, притащилась в Мюнхен самостоятельно? А болгарский паспорт ей так же подделали? Скучали там по ней сильно? Приехала и опять нервно курила папиросы одну за другой? А уж любимый зятёк - наверняка обрадовался несказанно.
       Старая брюзга постоянно, ещё с Шушенского, хворает. Её мучают то сопли, то суставы — кашель постоянно, а Володя, как заботливый зять, обязан таскаться по аптекам и бегать за папиросками для тёщи. 
«Мама всё хворает, кашляет, плохо спит. Сегодня ходила она с нами на купанье, страшно устала, а всего-то ходьбы минут 15, не больше.»
Ульяновой 16 июля 1901 г. Из Мюнхена)
«Вот мамочка что-то всё прихварывает, то ревматизм, то слабость, то простудится.»
Ульяновой 2 августа 1901 г. Из Мюнхена)
«Этот раз и я хотела поехать вместе с Володей, но опять не удалось — работы подоспело много да и мама у меня что-то расклеилась,.. У ней была инфлуэнца, очень сильная,..»
Ульяновой 4 марта 1903г. Из Лондона)
«Поживаем мы в Женеве так себе: мамочка прихварывает часто. Выбились мы как-то из колеи, работается плохо.»
Ульяновой 15 января 1904 г. Из Женевы)
       Это только первая эмиграция. Забегая вперёд, скажу, что во второй, старушка так же не разочарует:
«Мама хворала несколько раз, было воспаление лёгких, и доктор сказал, что вообще лёгкие не в порядке, нужен отдых, хорошее питание и всё прочее.
Теперь мама поправилась, но всё же подалась за болезнь здорово, кашляет и хандрит.»
августа. 1911 из Лонжюмо (Франция) М.А. Ульяновой).
Ей же 21 сентября из Парижа:
«Мама последнее время опять простудилась и всё кашляет.»
март 1912 г. из Парижа А.И. Ульяновой-Елизаровой:
«Мама понемногу прихварывает.»
март 1913 г. М.А. Ульяновой из Кракова:
«Мама ухитрилась простудиться и около недели уж скрипит всё. Жаль что её выходить нельзя.»
декабрь 1913 г. М.А. Ульяновой из Кракова:
«Мама прихварывает, то флюс, то кашель.»
июнь 1914 г. М.А. Ульяновой из Пронина:
«Мама что-то всё прихварывает, сердце у неё всё бунтует.
...и на[строение у] ней плохое.»
        Славная компания подобралась!
        Одна мясо ножницами стрижёт, другой трясётся как отбойный молоток, третий тараторит по шесть часов безостановочно, хоть рот ему зашнуровывай. Под занавес вся шатия-братия разлаялась, только морды ещё друг дружке не побили. Вдобавок выяснилось, что печатать «Искру» в Мюнхене далее невозможно, владелец типографии отказался категорически. Решили уехать. Куда? Захотелось в Лондон.            
Прилежаева :
«Свои статьи и книги с декабря 1901г. Владимир Ильич стал подписывать: Ленин. Почему он взял такую фамилию? Может быть, назвался именем суровой и мощной сибирской реки? Может быть.»
       В журнале «Заря» впервые появилась статья за подписью «Н. Ленин». Без всяких прилежаевских «может быть», у Ульянова появился очередной фальшивый паспорт и Владимир Ильич сделался  Николаем Лениным.
       Но вот ещё вопрос на которой я пока не нахожу ответа — На какие деньги? Все эти съезды-переезды, квартиры, печать газет, собственных брошюрок — за чей счёт? За счет полоумных издателей?  Возможно. Но, маловероятно. Ульянов получает гонорары за свои труды? Какой обыватель в здравом уме и доброй памяти купит сочинение под названием; «Что делать?», «Материализм и эмпириокритицизм»?
       Это что — научная фантастика, любовный роман, детектив? Ладно бы он подписывался одним именем, т.е. работал "на авторитет", так нет же, всё с точностью наоборот - 146 псевдонимов. Вы бы отдали свои денежки за сочинения никому не известного Мейера или Фрей «Как жить?» или «Глоссематика и структурализм»?
Дридзо:
«Во время эмиграции в Париже, в Лондоне, в Швейцарии надежда Константиновна и Владимир Ильич жили очень скромно. Надежда Константиновна вела их несложное домашнее хозяйство — закупала продукты, готовила обед, мыла посуду, да ещё старалась не греметь, чтобы не мешать занятиям Владимира Ильича. Надежда Константиновна старалась купить всё подешевле, готовила самые простые кушанья — суп, котлеты, каши, и Владимир Ильич с удовольствием ел всё это, да ещё похваливал.
Надежда Константиновна как-то с гордостью рассказала, что умеет приготовить двенадцать сортов яичницы.
Надежда Константиновна привыкла экономить каждую копейку. Особенно это было необходимо тогда, когда им приходилось жить на партийные деньги.»
        Вот-вот… в этом самом месте – про партийные деньги. Как только речь заходит про партийные деньги у наших мемуаристов начисто отшибает память. Эти таинственные «партийные деньги» как бы возникают из ниоткуда и их всегда страшно мало. Приходится недоедать – так их (партийных денег) не хватает. Питаться за свой счёт на ум не приходит - это для настоящего социал-демократа просто не прилично.
Крупская:
«В Лондоне никому не придёт в голову дома стирать бельё. За бельём приедут, дёшево, быстро выстирают и через несколько дней вернут обратно. В Париже самая бедная работница ничего не шьёт себе дома — ни платье, ни бельё для себя, для детей, для мужа. Всё можно купить в магазине за дешёвку, по мерке и по вкусу. В любом городе Швейцарии в столовках кормятся целые семьи; обед в столовке обходиться не дороже, чем домашний. Но, если хозяйка даже стряпает дома, ей много меньше хлопот, чем у нас: и молоко, и мясо, и овощи ей принесут на дом.»
«О быте работниц» 1928 г.
      А ведь не читала Дридзо «О быте работниц»! Хотя, трудности у Крупской, несомненно были. Попробуйте унять себя, когда приходится жить на партийные деньги! Да ещё если эти деньги лежат в вашем кармане. Да ещё если над вами единственный контролёр — ваш супруг. А сей благородный муж в своей жизни никогда не работал, ему даже на ум такая глупость прийти не могла. А пиво он любит, и чистые сорочки любит и в ресторашечке бифштекс скушать любит. Заработать денег? Да вы с ума совсем сошли, что ли... а кто же будет в библиотеке мировую революцию придумывать?! 
Крупская:
«В Лондон мы приехали в апреле 1902г.
Ильич изучал живой Лондон. В газетах он отыскивал объявления о рабочих собраниях. Внимательно слушал, а потом говорил: «Из них социализм так и прёт!»
По каким только собраниям мы не шатались!»
Лев Троцкий:
«В одно из воскресений я отправился с Владимиром Ильичом и Надеждой Константиновной в социалистическую лондонскую церковь, где социал-демократический митинг чередовался с пением революционно-благочестивых псалмов.»
Крупская:
«На «Искру» работала типография в Баку. В Новгороде, пробовали завести другую типографию — провалилась. Прежняя типография в Кишинёве — провалилась. Питерцы пробовали наладить транспорт через Стокгольм. Мы слали на Стокгольм литературу пудами. Потом, в 1905г., мы узнали, в стокгольмском Народном доме, где нашей литературой был завален целый подвал.
Налаживали транспорт через Египет, Персию, Львов. Ели все эти транспорты уймищу денег, энергии, доходило вероятно, не больше одной десятой всего посылаемого.» 
      Фантастика! Почему не через Аляску? Как при такой постановки дела вообще что-то попадало в Россию?
«В начале сентября 1903 г. приехал Бабушкин, бежавший  из екатеринославской тюрьмы.
Ему и Горовицу помогли бежать  из тюрьмы и перейти границу какие-то гимназисты, выкрасили ему волосы, которые скоро превратились в малиновые, обращавшие на себя всеобщее внимание. И к нам он приехал малиновый.»         
Даже теперь, в нашем продвинутом во всех отношениях веке, когда во что только не красят волосы, человек с малиновой головой выглядит, по крайней мере - подозрительно. Какими же глазами смотрели на Бабушкина, тогда в 1902 году, консервативные чопорные англичане? 
«При редакции «Искры» в Лондоне была одно время коммуна, в неё входили Засулич, мартов и Н.А. Алексеев. Туда мы направляли всех приезжих. И вот один день варит один, другой — другой, третий — третий. Получалось так, что один варил всё яйца, другой кормил только бараниной. Засулич несколько лучше всё делала. Отличалась коммуна ужасной грязью.»
«Доклад на конференции по бытовой пропаганде» 1929 г.
По словам Крупской, именно Бабушкин навёл порядок в этой «коммуне». Всё вымыл, вычистил и всех накормил. (См. Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил»)
«Из приезжавших в Лондон из России товарищей помню ещё Бориса Гольдмана — Адель и Доливо-Добровольского — Дно.
Бориса Гольдмана я ещё знала по Питеру, где он работал по «технике», печатая листки «Союза борьбы». Дно поражал своей тихостью. Сидит, бывало, тихо, как мышь. Он вернулся в Питер, но скоро сошёл с ума, а потом, выздоровев наполовину, застрелился.»
Жалко товарища.
В общем, в туманном Лондоне наши товарищи не прижились, засобирались в Женеву.
«Начали собираться. Нервы у Владимира Ильича  так разгулялись, что он заболел тяжёлой нервной болезнью «священный огонь», которая заключается в том, что воспаляются кончики грудных и спинных нервов.
Когда у него появилась сыпь, взялась я за медицинский справочник. Выходило, что по характеру сыпи это стригущий лишай. Тахтарев — медик не то четвёртого, не то пятого курса — подтвердил мои предположения, и я вымазала Владимира Ильича йодом, чем причинила ему мучительную боль.
Дорогой в Женеву Владимир Ильич метался, а по приезде туда свалился и пролежал две недели.»
Профессор Александр Гофман:
(Стенограмма)
«Очень большое количество случаев, когда среди этих революционеров были психически ненормальные люди и ещё больше их потомство, страдавшее психическими заболеваниями.
Вот у крупных революционеров довольно много больных людей. Была одна публикация, было описано состояние Ленина и что с ним происходило в течении жизни.
Три состояния:
Первое обычное состояние — это очень сосредоточенный, очень энергичный, немногословный, крайне педантичный аккуратный  человек, ограничивающий себя в контактах с окружающими, всё для дела, невероятной работоспособности и организованности. Несколько суховатый в обращении с окружающими.
Второе состояние, которое Крупская называла состояние «раж». То состояние, когда он приходил в состояние возбуждения, причём, внешне это выглядело так; он начинал жестикулировать, ругаться, поносить окружающих. Споры принимали такой характер, что люди останавливались на улице, так он жестикулировал, кричал и возмущался. И Это состояние «раж» могло продолжаться достаточно длительное время.
Заканчивалось это всё, по описанию, тем, что мы называем состоянием депрессии, когда работоспособность терялась и несколько месяцев надо было приходить в себя.
Это другая фаза, т.е. с точки зрения психиатра это называется циклотимия - периодические расстройства настроения.
   Потом наступала норма обычная, в которой он продолжал работать. Т.е. это был человек с совершенно бесспорными отклонениями в психической деятельности. Причём я думаю, наиболее неприятными для окружающих, вот эти состояния гнева, когда он ругал всех окружающих, не стесняясь в выражениях, причём самых ближайших из своих сподвижников и это, т.е. одно другому не мешало.»
Крупская:
«В Женеве (апрель 1903г.) мы поселились в пригороде, в рабочем посёлке Secheron, — целый домишко заняли: внизу большая кухня с каменным полом, наверху три маленьких комнатушки.»
Скромненько так, без претензий — целый домишко, комнатушки. Если убрать уничижительные окончания получим отличный двухэтажный дом. Крупская постоянно прибедняется и выглядит это довольно странно, этакая мышь церковная, последний свечной огарок догрызает.
В 37 году Крупская вспоминает:
«Мы жили за границей бедновато, большей частью в комнатах, нанимаемых за дешёвую плату, где жил всякий народ, кормились у разных хозяек, в дешёвеньких ресторанах.»
«Ленин о коммунистической морали» 1937г.
Т.е. откровенно врёт. И «бедновато» ни как не стыкуется с «дешёвеньким рестораном». И если она по-хозяйству «всё сама», то для чего кормиться у разных хозяек?
Готовился 2 съезд.
«В редакции «Искры» пошли всякие недоразумения. Положение стало невыносимым.
Со съездом переконспирировали.
Бельгийская партия придумала для ради конспирации устроить Съезд в громадном мучном складе. Своим вторжением мы поразили не только крыс, но и полисменов.»
Крамольников (профессиональный революционер):
«В Петербурге на бывшей Николаевской улице, в доме № 33, в квартире зубного врача Ю. И. Лаврентьевой была явка делегатов съезда. Помню боевой пароль и отзыв.
Пароль — «Мы объединяемся в партию!»
Отзыв — «Долой бонапартизм!»
    Устроили явку у какого-то почтенного немца. Пароль был замысловатым: — «От русского папы Льва Тринадцатого». В случае какого-либо недоразумения на явке не миновать бы нам полиции либо сумасшедшего дома!
В целях конспирации мужчинам нередко давали женские имена и наоборот. Так, делегат Фридолин был известен под кличкой «Варенька», Лядов — «Русалка», а Землячка — «Осипов».
Вульгарный анекдотец по этому поводу:
Пригород Женевы. Стук в дверь. На пороге человек в зелёных очках, с фальшивой бородой и усами.
— Здесь посылают на Луну?
— Здесь посылают на хер!!! А русские социалисты прячутся этажом выше!
Крупская:
«На съезде было 43 делегата... на 1 съезде в 1898г. было всего ведь 9 человек... Чувствовалось, что за 5 лет порядочно ушли вперёд.»
Да, это мощно. В среднем по восемь с половиной человека в год. Выросли несоизмеримо!
Энгельс — Марксу:
«Разве мы в продолжении стольких лет не притворялись, будто у нас бог весть какая партия, между тем как у нас не было никакой партии, и люди, которых мы, по крайней мере официально, считали принадлежащими к нашей партии... не понимали даже элементарных начал наших теорий»
( К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, стр.151)
Прилежаева :
«На 2 съезде было тридцать семь заседаний. Ленин выступил сто двадцать раз с речами и репликами. Захватывающе он говорил. Большинство делегатов было за Ленина. Их стали называть большевиками.»
Крупская:
«Съезд кончился. Раскол  был налицо.
В Женеве, куда мы вернулись со съезда, началась тяжёлая канитель.
Те кто помогал деньгами, явками и пр., под влиянием агитации меньшевиков отказывали в помощи.»
Ощущение такое - взрослые тёти и дяди постоянно играют в какие-то игры, с прятками и догонялками. Они сами придумывают себе строгие правила игры, тут же нарушают их, ссорятся из-за этого, обижаются друг на друга. Эти злые дети строят друг другу мелкие пакости, ябедничают, заводят интриги.
Крупская:
«Помню приехала в Женеву  одна  моя старая знакомая. В детстве мы с ней так чудесно играли в путешественников... Зашёл разговор о помощи...
«Мы не можем вам дать теперь свою квартиру под явки, — заявила она, — мы очень отрицательно относимся к расколу между большевиками и меньшевиками.»
Ну уж и посылали же мы с Ильичём ко всем чертям этих «сочувствующих» ...воображающих, что они своими явками и грошами могут повлиять на ход дела в нашей пролетарской партии!» (подч. авт.)
Крупская серьёзно считала себя пролетаркой. А то как же?
И муж её, несомненно, являлся чистокровным пролетарием!
По Крупской:
«Пролетарием называется человек, который не имеет никакой собственности и живёт только тем, что получает за работу по найму в чужих людях, или, как говориться в книжках, живёт продажей своей рабочей силы. Рабочий — пролетарий, так как живёт продажей своей рабочей силы.»
«Женщина — работница.» 1899 г.
Крупская, за все шесть лет обучения в гимназии, ни разу не соизволила заглянуть в словарь В. Даля, иначе не давала бы таких сомнительных определений.
По Далю: ПРОЛЕТАРIЙ м. бобыль, бездомокъ или безземельный, безпрiютный, захребетникъ; пролетарiатъ м. пролетарство ср. состоянье, бытъ и сословье пролетарiевъ; бобыльство, бездомничество, безземелье, захребетничество.
       Пролетарка Крупская — захребетница. С этим невозможно спорить.
Но, какую рабочую силу она продаёт? Она же ничего не умеет делать. Ни она, ни её муженёк. Оба они — паразиты. Ничего не создают – только разрушают.
       «Надо рассказать о том, как работал Ленин и ряд других крупных работников умственного труда.»
«Задачи школ взрослых повышенного типа» (доклад) 1936 г.
       Ленин — работник умственного труда? Упаси вас Господи причислить эту революционную пару к узкой прослойке интеллигенции. Владимир Ильич отчего-то питал к этой прослойке особую ненависть (знал эту публику изнутри). И если бы его назвали «интеллигентом» он, несомненно, оскорбился бы.
       А трамвайные ругательства в фазе развитого социализма? «Интеллигент паршивый!» И если не паршивый, то обязательно — «вшивый». Это ещё с тех времён память, когда довели-таки будущую прослойку до парши и вшей.
Восленский: «Номенклатура»
«Несмотря на все попытки вождей изображать из себя потомственных пролетариев, рабочими они никогда не были.
Одна легенда порождала другую. Было провозглашено, что руководство и аппарат партии целиком относится к рабочему классу. И вот оплывшие нежным жирком партработники, ни часу в жизни не пробывшие в цехе, выводили холёной рукой в анкете в графе «социальное происхождение»: «рабочий».
Происхождения самого что ни на есть — пролетарского: сын дезертира и Паши проститутки.
       Взгляните на нынешних борцов за «народное счастье». 
       Красавцы! В каких костюмах они жгут глаголом перед толпой люмпенов  и обалдевших пенсионеров? В каких машинах приезжают на митинги. Где живут и учатся их детки? Почему с охраной? Кого бояться?
       По определению социалистов рабочий или крестьянин — это человек,  создающий материальные ценности. Т.е.  вещи, которые можно пощупать руками. Интеллигент (то-о-онкая такая прослойка) — человек создающий ценности духовные. Все остальные — служащие, никаких ценностей не производящие, но состоящие на службе у рабочих-крестьян. Т.е. «слуга народа» по определению не может жить лучше хозяина. Не может, но почему-то живёт, да ещё и указует по-царски самому хозяину! Стесняюсь спросить, а кто ввёл такую моду - паразиту в норковой шапке учить «электорат» (это они теперь так народ называют) правилам социалистического общежительства?
       Ах, пардон, это право (носить чужую шапку) он завоевал в 17 году. Не сам лично, конечно, «кровя отворял», но уж больно идейки красивые: «Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем» поделим то, что ещё осталось на обломках империи. По моему мнению, такой политический деятель — самый обыкновенный жулик. Аферист. Торговец сновидениями. Негоциант пшиками и пуками собирающий с нищих деньги на запуск в космос «Народного телевизионного спутника». Можно ли придумать более мерзкое занятие?
Василий Васильевич Розанов:
«В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается.»
Крупская:
«Владимир Ильич перед съездом Лиги, задумавшись, наехал на велосипеде на трамвай и чуть не выбил себе глаз. Повязанный, бледный ходил он на съезд Лиги.»
Бонч-Бруевич:
«Одно время, после второго съезда, Владимир Ильич жил в городе Лозанне, на Женевском озере.
— Пойдёмте-ка, сказал он мне, — я покажу вам, какой замечательный подарок мама прислала мне с Надей!
Мы спустились вниз, во дворик дома. Здесь стояли только что распакованные новенькие, прекрасные два велосипеда: один мужской, другой женский.
— ... Смотрите, пожалуйста, какие чудесные велосипеды! — говорил Владимир Ильич, осматривая их, подкачивая шины и подтягивая гайки на винтах.  Надежда Константиновна вся сияла и радовалась радости Владимира Ильича.»
        Вот был бы Бонч пролетарием, знал бы, что гайки — на болтах, а не на винтах. И я радовался, что радуется надежда Константиновна, радости В.Д. Бонч-Бруевича за Владимира Ильича, который был рад от такой радости.
«— Рад, как ребёнок! — шепнула мне Надежда Константиновна
— До свидания, товарищи! Надя, садись! — крикнул Ильич и быстро вскочил на велосипед.
Надежда Константиновна, раскланиваясь с нами, уверенно выехала за ним, и они быстро скрылись за поворотом шоссе.»
        Бонч это - Прилежаева в штанах. Такой же неугомонный фантазёр и сказочник. Сочинитель мерзопакостных рассказиков для детей младшего школьного возраста.
Крупская:
«Мы с Владимиром Ильичом взяли мешки и ушли на месяц в горы. Мы выбирали самые дикие тропинки, забирались в самую глушь, подальше от людей. Пробродяжничали мы месяц: сегодня не знали, где будем завтра, вечером, страшно усталые, бросались в постель и моментально засыпали.
Мешки были тяжеловаты: в мешке Владимира Ильича уложен был тяжёлый французский словарь, в моём — столь же тяжёлая французская книга,  которую я только что получила для перевода. Однако ни словарь, ни книга ни разу даже не открывались за время нашего путешествия...
Анкета Института Мозга:
Ужасно любил природу. Любил горы, лес и закаты солнца.
«Лезет на живописную гору, а думает совсем не о горе, а о меньшевиках».
      Заметьте, наши туристы забираются по диким тропинкам в самую глушь, но спать бросаются непременно в постель. И кормятся они в «дешёвых ресторанах», а не из ласточкиных гнёзд. Пока Ильич с Надей борятся, таким образом, за… А за что они, вообще, борятся?  Катаясь на велосипедах и думая о меньшевиках, ползая по живописной горе. Знают они, что происходит в России?
ПЕЗИК:
 25 июня 1905 г. восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический».
«Ленин принимает меры для оказания помощи восставшему кораблю. Со специальным заданием он направляет в Одессу  М. И. Васильева-Южина. «Постарайтесь, — говорит он, — во что бы то ни стало попасть на броненосец, убедите матросов действовать решительно и быстро. Добейтесь, чтобы немедленно был сделан десант. В крайнем случае не останавливайтесь перед бомбардировкой правительственных учреждений. Город нужно захватить в наши руки. Затем немедленно вооружите рабочих и самым решительным образом агитируйте среди крестьян. На эту работу бросьте возможно больше наличных сил одесской организации. В прокламациях и устно зовите крестьян захватывать помещичьи земли и соединяться с рабочими для общей борьбы.»
Васильев-Южин: «Жизнь Ленина»
«Владимир Ильич явно волновался и, как мне тогда казалось, несколько увлекался. В таком состоянии я раньше никогда не видел его. Особенно меня поразили и, каюсь, очень удивили тогда дальнейшие его планы, расчёты и ожидания.
— Дальше необходимо сделать всё, чтобы захватить в наши руки остальной флот. Я уверен, что большинство судов примкнет к «Потемкину». Нужно только действовать решительно, смело и быстро. Тогда немедленно посылайте за мной миноносец. Я выеду в Румынию.
— Вы серьёзно считаете всё это возможным? — невольно сорвалось у меня.
— Разумеется, да! Нужно только действовать решительно и быстро. Но конечно, сообразуясь с положением, — уверенно и твёрдо повторил он.
Я опоздал. Броненосец «Потемкин» уже ушёл из Одесского порта, а в Одессе вместо восстания вспыхнул пьяный погром."
         Налетели, похватали что нужно и обратно! Только быстро! А ведь Ильич явно бредил. Не знал он, что происходит на самом деле. Не опоздай Васильев-Южин на «Потёмкин», действительно послали бы в Румынию миноносец за Лениным? А такой праздник, как прибытие некого Ленина в Одессу из Румынии обратило бы пьяный погром в восстание? Насколько далеки были заграничные господа социал-демократы от реальности, описывает г-жа Лазуркина.
Лазуркина:
«О кровавых событиях, произошедших в Питере (9 января 1905 года), мы узнали из утренних газет 10 января.
Денег на поездку не было, но мы сразу же организовали сбор средств на русскую революцию: пошли по кафе, ресторанам, булочным, где охотно давали нам звонкую монету. Мы наполнили ею пять мешочков, сшитых Надеждой Константиновной, и вечером того же дня я с Невским уехала в Россию.»
       Вот так, запросто, пошли по кафе-ресторанам с мешочками собирать на «Русскую революцию». Что за публика им подавала? Каким нужно быть идиотом, субсидируя подобное мероприятие? Поди я сейчас с мешочком собирать на «Швейцарскую революцию»? Мол, исторические предпосылки уже созрели, так раздуем же пожар, братья. Господа, поможите, чем можете швейцарскому пролетарию!
      Где бы я оказался через пятнадцать минут?
      Вы скажете, — время было другое.
      Позвольте не согласиться. Сколько революций за последние годы прокатилось туда-обратно? Сколько мешочков нужно сшить для революции?
Крупская:
«Весть о событиях 9-го января долетела до Женевы на следующее утро.
Вскоре приехал в Женеву Гапон.
Через некоторое время после приезда Гапона в Женеву к нам пришла под вечер какая-то эсеровская дама и передала Владимиру Ильичу что его хочет видеть Гапон.
Владимир Ильич, придя со свидания с Гапоном, рассказывал о своих впечатлениях. Тогда Гапон был обвеян дыханием революции. (Заметьте, не Гапон пришёл к Ленину на свидание, а Ленин идёт к Гапону. Это к расстановке авторитетов. Прим. авт.)
Говоря о питерских рабочих, он весь загорался, он кипел негодованием, возмущением против царя и его приспешников. «Только учиться ему надо, - говорил Владимир Ильич — Я ему сказал: «Вы, батенька, лести не слушайте, учитесь, а то вон где очутитесь, — показал ему под стол.
         Ильич писал в Питер: «Я с ужасом, ей богу с ужасом, вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали! А говорят учёнейшие люди.»
           (Вот это последнее – мне оч-ч-чень понравилось! Прим. авт.)
           Подготовка вооружённого восстания — таков был лозунг большевиков. О вооружённом восстании толковал и Гапон.
        Гапон взял на себя задачу снабдить питерских рабочих оружием. В распоряжение Гапона поступали всякого рода пожертвования. Он закупал в Англии оружие. Наконец дело было слажено. Найден был пароход — «Джон Графтон».
Из всего предприятия, однако, ничего не вышло. «Графтон» сел на мель, и вообще к намеченному острову подъехать оказалось невозможным. Но и в Питере Гапон ничего не смог сделать.
        Пришлось жить под чужим именем, адреса эсеров, где надо было условиться о приёме транспорта оказались мифическими. На Гапона всё это произвело ошеломляющее впечатление.»
         Гапон Георгий Аполлонович (1870 - 1906) — священник, полицейский агент, создатель лояльных правительству рабочих организаций. Гапон возглавлял знаменитое мирное шествие рабочих к царскому дворцу 9 января 1095г., которое было расстреляно войсками. После расстрела шествия Гапон уехал за границу. Друг Гапона эсер Рутенберг узнал, что Гапон — провокатор. 28 марта 1906г. Рутенберг пригласил священника на дачу в Озерках, близ Петербурга, где батюшку благополучно удавили бельевой верёвкой.
«Чуть не каждый вечер собирались большевики в кафе Ландольт и подолгу засиживались там за кружкой пива, обсуждая события в России, строя планы.»
       Меньшевики, должно быть, собирались другом кафе, засиживались там не менее долго и строили планы коварные.
«Ильич уже сговорился детально в письме о своём возвращении в Россию. «Хорошая у нас в России революция, ей-богу!», пишет он там. И, отвечая на вопрос о сроке восстания, он говорит: «Я бы лично охотно оттянул его до весны... Но ведь нас всё равно не спрашивают».
Две недели просидел он в Стокгольме и приехал в Россию в начале ноября. (8 ноября) Я приехала вслед за ним дней через десять.»
        Ну и старый анекдот в тему - под занавес первой эмиграции.
        Перед отъездом в Россию решил себе Ленин новый костюмчик справить. Приходит в Женеве к лучшему портному:
— Вот, батенька, купил великолепный отгез. Нельзя ли из него сшить костюмчик?
— Нельзя! — отвечает портной, — вы такой большой революционер, а отрез такой маленький.
Приезжает Ленин в Стокгольм, идёт к самому известному модельеру:
— Вот, у меня есть отгез! Хочу сшить костюм!
— Мы не решаемся. Ведь вы такой большой революционер, а отрез такой маленький.
Тогда, совсем уже расстроенный Ленин идёт на окраину города где висит вывеска: «Рабинович. Перелицовка и штопка».
— Костюм сошьёте из этой ткани?
— Обо б чём разговор? Приходите послезавтра костюм будет готов!
В назначенный срок ему выносят брюки. Примерил — сидят великолепно. Выносят пиджак — великолепно сидит. Выносят жилет с карманчиками.
— Как? Вы ещё и жилет сшили?
— А что тут удивительного?
— Ну, я такой большой еволюционег! Лучшие модельегы Стокгольма и Женевы не гискнули из такого маленького отгеза...
— Это для них вы большой человек, а для меня вы — говно!  Моня, принеси ему ещё и кепи!
Далее:
http://www.proza.ru/2012/10/05/1082