Победивший себя

Дмитрий Кульпин
     Помню в детстве, на праздник победы - 9 мая, я со своими родителями оказался на Красной площади в Москве. Мама упорно указывала мне пальцем на трибуны говоря: "Смотри, вон там Брежнев стоит".  Я же был маленьким и за спинами больших людей так и не смог увидеть образ нашего дорогого вождя. Это событие заставило меня задуматься о том, что очень часто наши глаза, чьими-то спинами, закрывают нам лик Бога. Есть множество вещей ослепляющих наше духовное око и одно из них - тщеславие. Как справиться с ним? Пусть примером для нас послужит человек сумевший преодолеть в себе этот порок.

"Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". (Лк. 19;1-10)
    
     Закхей был довольно богатым человеком в своём городе, занимающим высокое социальное положение; он был чиновником Римской империи, сборщиком податей, знатным человеком и должен был держать себя соответственно своему положению. А вот отношение в народе к мытарям было двоякое. За глаза их конечно ненавидели, как в прочем и в наше время не очень жалуют налоговую инспекцию, но она по крайней мере наша, родная; а те ко всему прочему слыли ещё и как предатели своего народа. Только за глаза та может быть и ругали, а вот в глаза скорее льстили, угождали..., судя по исповеди Закхей пользовался своим положением. А вот теперь попробуем немного задуматься, что побудило Закхея избрать такую странную, скандальную профессию? Евангелие нам открывает не большую деталь о его личности - он был маленького роста. Рост его был не просто ниже среднего, а резко выделялся среди других людей и возможно в детстве был предметом насмешек. Это мы сегодня воспитываем своих детей в духе толерантности и полит корректности и при виде человека с тем или иным дефектом говорим, что не стоит показывать на него пальцем ему и без того плохо. В то время дефект в развитии тела рассматривался, как следствие греха. Вспомните логику учеников Иисуса при виде слепорождённого - "кто согрешил, он или родители его?" И вполне возможно, что в маленьком Закхее зародился комплекс неполноценности относительно своего роста, который он и пытался перебороть, доказать, что всё-таки он большой человек, по крайней мере в глазах окружающих.Так он начал создавать в себе тот образ, который по его мнению, поставит его на должную высоту, так зарождается тщеславие. "Тщеславие - стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность подтверждения своего превосходства, иногда сопровождается желанием, слышать от других людей лесть" - так это понятие выражено в словаре. Тщеславие - это состояние зависимости от реакции людей на нашу личность. В конечном итоге человек сам начинает верить в образ, который создал.
    
     Может быть вы замечали, что все  имена библейских героев не случайны. Имя выражало саму суть человека, оно выбиралось не по красоте звучания, а было характеристикой героя. Имя "Закхей" значит "праведность", "справедливость". Как же нелепо звучит имя нашего героя в контексте его жизни, как он называется и как поступает, неужели в выборе имени произошла  ошибка? Ошибки нет, ибо настал некий час, и этот человек маленький по сути, но большой в глазах окружающих, жизнь которого была в противоречии с его именем и как бы с его внутренним призванием, слышит о приближении Христа. У него появляется неодолимое желание увидеть Его, но не может за спинами людей...Задумаемся, часто ли наша зависимость от мнения окружающих закрывала нам лик Христа? Вспоминаю, как моя мама видя, что моё обращение ко Христу окончательно и бесповоротно сказала: "Хорошо, ты просто верь в душе, но никому не говори ничего, а то что люди то про меня скажут, сын у неё баптист".  Наше "я" сложно и многопланово, мы можем быть одним при одних обстоятельствах и совершенно иными при других. Ни одно из этих ложных, или частью ложных лиц не является нашим подлинным "Я", в достаточной мере, чтобы видеть Бога. Худшее же проявление тщеславия, когда мы кичимся не своим положением или богатством, а духовными дарами и добродетелями. Невольно вспоминается, пример связанный с жизнью Антония Великого. Когда Антоний достиг полного бесстрастия, победив в себе все соблазны, то в нём заговорило тщеславие: "Вы только взгляните, какой я святой, не такой, как прочие". Тогда к нему был голос Бога: "Антоний, Антоний, ты даже не достиг праведности башмачника из Александрии". Антоний разыскал этого башмачника и стал допытываться: "Чего ты знаешь такого, чего я не знаю?" Башмачник удивлённый визитом такого человека проговорил: "Не знаю о чём вы спрашиваете. Знаю только одно, что все спасутся, только я один погибну". Тогда Антоний понял, как ему не хватает смирения. По свидетельству отцов Церкви, тщеславие - первый враг, с которым стоит бороться, он же и последний, который бывает побеждён.
    
     Если хотите узнать не поражены ли вы этим грехом, задайте себе вопрос, насколько для меня важно то, что скажут обо мне люди. Если при этом тесте вы почувствуете, как тщеславие заслоняет вам лик Христа, подобно Закхею, сделайте попытку забраться на свою смоковницу. На самом деле, это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого нужно преодолеть внутренний барьер. Что стоило это Закхею? Первое действие, он забежал...В культуре того времени бегать, для знатного человека было признаком дурного тона, бегали рабы и дети. Второе действие - залез. Залезть на дерево, для Закхея, означает признать себя маленьким, при этом не побояться подвергнуться глумлению и насмешкам своих сограждан. Жажда видеть  Христа в нём была настолько велика, что в данный момент мнение людей потеряло своё значение. Такое бывает с нами в минуты восторженной радости или великого отчаяния, вспомните Давида, танцующего перед ковчегом Завета, или Иова пред лицом его друзей. Это сродни покаянию, в этот момент Закхей был самим собой не Закхей-багач, мытарь, гражданин, а Закхей-человек и вот тогда он был замечен Христом. В его адрес прозвучали слова: "Закхей слезай скорее, ибо мне нужно быть у тебя дома".
    
     Чтобы эти слова прозвучали и в наш адрес, необходимо найти верное средство от тщеславия. Этим средством может быть например самоуничижение, при условии конечно, что оно искреннее, а не наигранное. Никакое суждение окружающих не обескуражит тебя, если сам о себе думаешь ещё хуже. Также абсолютная гордость избавляет человека от привязанности к мнению окружающих. Примером тому может послужить небольшая история. Однажды игумен одного монастыря заметил, как два монаха оскорбляли одного молодого послушника и при этом тот оставался не возмутим. Игумен поразился стойкости этого молодого человека и решил поинтересоваться, как он достиг такого бесстрастия в столь юнном возрасте. На это послушник ответил: "Разве можно обижаться на лающих псов...".  Я же думаю, что лучший способ - это познать себя, кто я есть в действительности? А как этого достичь? Очень просто, начните соблюдать заповеди Божьи. Когда-то в молодости я подтягивался на перекладине раз десять. Прошло уже много лет, но внутренне я ощущаю себя, как и тогда и думал вполне смогу повторить это сейчас. Однако стоило мне лишь повиснуть на перекладине то понял, как себя переоценил.  Подобным образом законом познаётся грех, попробуйте прожить хотя бы один день ни одним помыслом не отклонившись от заповедей Господних. Если вы честны с самим собой, то вскоре  ощутите, что в действительности мы всё ещё духовные карлики. Если всё же в своих глазах мы кажемся сами себе вполне порядочными и добродетельными, попробуйте проверить мотивацию своих добрых дел. Для этого есть конкретные заповеди Христа о том, что когда творим милостыню, то левая рука не должна знать, что делает правая. Нам же порой хочется на весь мир раструбить, какие мы хорошие. Также и когда молимся, Господь советует зайти в тайную комнату, чтобы молитва была не напоказ. Если при свершении доброго дела вам вдруг захочется, чтобы вас заметили, оценили, похвалили, промолчите, скройте. Возможно вы почувствуете внутреннюю ломку, борьбу, со своими страстями, но в этой борьбе рождается такое качество, как смиренномудрие, лучшее оружие против тщеславия. Исцеление не приходит сразу, если мы просим Бога о смирении, то должны быть готовы к тому, что Он пошлёт обстоятельства, где оно будет закаляться. Как-то у Микель-Анджело спросили легко ли делать статую, на что он ответил, что очень легко, просто берётся глыба мрамора и отсекается всё лишнее. Так и здесь берётся общая глыба человеческой личности и отсекается всё не нужное, наносное.
    
     Закхей сделал свою часть дела признав себя грешником, теперь Иисус входит в его дом и заметьте ту перемену, которая произошла с Закхеем. Он уже готов отдать в четверо всем кого обокрал. Спадают созданные им личины. Открывается истинная  суть заложенная Творцом в Закхея и лишь отражающаяся в его имени.  Величие души этого маленького человека оказалась не в знатности и богатстве, а в справедливости и праведности. Дальше Иисус произносит свою знаменитую фразу: "Я пришёл взыскать и спасти погибшее...". Под погибшем имеется в виду потерянное, лежащее не на своём месте, используемое не по назначению. Теперь Закхей действительно сын Авраама и не только по плоти. По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Палестинской Кесарии. Если и мы хотим этих перемен в жизни, то должны быть готовы изменить её, ценой чего-то... Бога увидит не тот, кто высоко поднялся над другими, а тот, кто глубоко упал в своих собственных глазах. Пусть этот образ - Закхея поможет нам, более преображаться в образ Христа.