Красота и смерть в натюрморте

Койфман Валерий
К выставке  «Красота и смерть. Жанр натюрморта с животными от эпохи Возрождения до модерна» (Карлсруэ, 19.11.2011 – 19.2.2012)


  Можно с большой долей уверенности утверждать, что хорошие художественные выставки раскрывают историю искусств не хуже, чем толстые тома монографий. Это неудивительно, ибо зритель имеет счастливую возможность испытать ни с чем, ни сравнимое чувство прямого «общения» с шедеврами мастеров  изобразительного искусства, собранными в одном месте из лучших музеев и частных собраний.
  Даже простое перечисление некоторых выставок, проходящих сейчас в мире и переходящих на начало 2012 года поражает воображение: «Леонардо да Винчи: художник Миланского двора», Лондон, Национальная галерея;  «Эрмитаж в Прадо», Прадо; «Берта Моризо: женщина-импрессионист», Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса; «Итальянская живопись XIX века из музеев Италии. От неоклассицизма до символизма», Эрмитаж; «Поль Сезанн», Милан, Королевский дворец; «Рим эпохи Караваджо», Рим, Палаццо Венеция; «Диего Ривера», Н.-Й., Музей совр. искусства; «Поль Гоген», Музей Гренобля; «Портрет эпохи Возрождения: от Донателло до Беллини», Н.-Й., Метрополитен; «Фантен-Латур, Мане, Сезанн», Париж, Музей Делакруа; «XVIII век в Вероне: Тьеполо, Чиньяроли, Ротари», Верона, Палаццо Делла Гвардия.
 
  Среди художественных выставок, проходящих сейчас на территории Германии, наибольший интерес вызывает экспозиция в Kunsthalle Karlsruhe (до 19. 02. 2012): „Von Sch;nheit und Tod. Tierstillleben von der Renaissance bis zur Moderne“ («Красота и смерть. Жанр натюрморта с животными от Возрождения до модерна»).
Карлсруэ, столицу Бадена, называют «резиденцией права», ибо здесь расположены Федеральный суд, Генеральная прокуратура Германии, а также Федеральный конституционный суд. Вблизи от последнего, вдоль элегантного ботанического сада, расположились корпуса Kunsthalle. Ценители прекрасного с удовольствием изучают шедевры этого одного из лучших художественных музеев Германии. Дополнительную известность музею создают и проходящие здесь не менее двух раз в год великолепные специализированные выставки, привлекающие многочисленных посетителей со всей Европы.
  Не исключением является и нынешняя, по-своему уникальная экспозиция, впервые целиком посвященная натюрмортам с животными. Природа в ее богатом разнообразии рассматривается устроителями этой выставки, как близость красоты и смерти. На ней можно проследить динамику развития этого вида натюрморта, к тому же, собранные под одной крышей картины из различных эпох, позволяют делать выводы об их некоторых общих чертах.
  Кроме работ из собственной музейной коллекции, организаторам удалось показать более 90 высококлассных работ из Амстердама, Антверпена, Брюсселя, Лиссабона, Лондона, Мадрида, Мюнхена, Парижа, Стокгольма, Вены, Цюриха, Штутгарта и т. д.
На выставке представлены 120 работ выдающихся художников: А. Дюрера, П. Рубенса, Ф. Снайдерса, И. Бейкелара, В. Кампи, Ж.-Б. Шардена, Ж.-Б. Удри, Я. Веникса, Ф. Гойи, Г. Курбе, Э. Мане,  А. Сислея, Ф. Базиля, М. Бекмана, Д. Энсора, Х. Сутина  и многих других.

  В XVII веке натюрморт, называемый еще «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life), окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра европейской живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Именно произведения этих художников «золотого века» натюрморта, образуют два основных центра тяжести выставки в Карлсруэ. Далее акценты делаются на произведениях итальянской и французской живописи, а также на малоизвестных «звериных» натюрмортах импрессионистов, экспрессионистов и представителей модерна.
  Принято говорить о нескольких устойчивых типах натюрмортов: цветы и фрукты; лавки и рынки; кухни и кладовые, натюрморты с дичью и охотничьи трофеи; так называемые «завтраки»; музыкальные инструменты; натюрморты «vanitas» (лат. «суета») на тему бренности человеческого существования и тщеты земных амбиций; «ученый» натюрморт; пронк-натюрморты (от голл. pronken - показывать, выставлять), показывающие обстановку жизни коллекционера, ученого, художника; иллюзорные натюрморты-обманки, или тромплеи (фр. trompe-l'oeil).
  В Карлсруэ представлены полотна, которые современники именовали «лавками», «рынками», «кухнями», «кладовыми» или «трофеями охоты», нашлось здесь место также для натюрмортов-обманок и пронк-натюрмортов. Выбор оказался действительно богатый и разнообразный, как говорится, на любой вкус. Процветание в XVII веке натюрмортов, откровенно и безжалостно демонстрирующих смерть наших «братьев меньших», с которыми мы сталкиваемся на выставке «Красота и смерть», было связано с бытовавшей тогда теорией, утверждавшей,  что поскольку у животных нет души, то и созданы они лишь для самовоспроизведения и обеспечения потребностей человека. Люди, любя природу и зверей, воспринимали их убийство, как неизбежность (если не убьет охотник, то убьет хищник). Можно предположить, что в связи с этой теорией и возникли разного рода жестокие с точки зрения современного человека натюрморты, демонстрирующие с подробностями, например, мертвых лебедей, павлинов, аистов, журавлей. Кроме всего прочего, нужно помнить о небывалом интересе в XVII веке к естественным наукам и собственно к анатомии человека и животных. Ее художники изучали так же подробно, как и хирурги.

  Антиподами по духу и концепции выступают на выставке работы выдающегося фламандского художника Франса Снейдерса (1579-1657) и великого испанца Франсиско Гойи (1746-1828).
  На выставке показаны несколько ярких больших работ Ф. Снейдерса, которого считают одним из основоположников фламандского натюрморта. Это  великолепное пиршество для глаза, словно меню праздника, составленного веселым обжорой Гаргантюа, нечто олицетворяющее стихию жизни  и с порога отвергающее смерть.
  Ф. Гойя лишь однажды обратился к натюрморту, создав цикл «12 кухонных картин». Голландцы и фламандцы сделали бы из этого зрелище, дразнящее аппетит, но Гойя же делает нечто трагическое, источающее запах убийства. На выставке представлен его шедевр - «Ощипанный индюк, рыба и сковорода» (Мюнхен, Старая пинакотека). Как и весь цикл, эта работа проникнута острейшим ощущением присутствия смерти. Никогда до Гойи натюрморт с битой дичью и выловленной рыбой не леденил смертельным холодом, не завораживал абсолютной неподвижностью. Гойя сделал это в те страшные времена, когда в Испании обесценилась и сама человеческая жизнь.   
  Посетители выставки получили также редчайшую возможность увидеть сразу три натюрморта выдающегося представителя «парижской школы», друга А. Модильяни - Хайма Сутина (1893 - 1943). Его картины тревожат и завораживают зрителя, а палитра несет в себе такой пламень, такую необузданную страсть, что остаться равнодушным просто не возможно.
  Большинство же мастерски выполненных больших и малых работ с выставки словно убеждают зрителя, что это вовсе не «мертвая натура», а роскошная живая природа, изобильный и цветущий мир, окружающий человека. В них художник мог проявить свои таланты, давая волю воображению в фактуре, объеме, ракурсах. Такие виды натюрморта были понятны и востребованы: когда-то их заказывали даже зажиточные бюргеры и крестьяне, стремившиеся украсить свой дом и приблизиться к традициям досуга аристократии, например, к охоте.

  Невольно поддаешься очарованию этих роскошных сгустков природы, удивляясь всякой всячине, которую, казалось бы, случайно «натащили» в свои работы мастера натюрморта XVII-XVIII веков. Однако постепенное осмысление символического видения изображенных «персонажей» и предметов, вовсе не случайно собранных вместе, заставляет говорить о высокой культуре стран, где высоко ценили замечательное искусство натюрморта за то, что «мертвая природа», вторгаясь в «живую» жизнь не только отображала, но и поясняла ее.