Мой друг Петрович. Яблочный спас

Людмила Москвич
     Ночью приснился Петровичу сон. Снилось ему, что собирает он яблоки на хуторе у кума Егорыча. Хутор  располагался у  Круглого озера за лесом, и славился своим яблоневым садом. На яблочный спас хозяин хутора привозил на ярмарку воз яблок, и все с удовольствием покупали их у него.  А яблоки были всем на загляденье хороши: сочные, сладкие, красивые. Таких  не было ни у кого в округе. Проснулся Петрович, принюхался – в комнате пахло яблоками. Надо же, подумал он, какой душистый сон приснился. Встал, и принюхиваясь побрел на кухню попить водички. На кухне увидел на столе миску с яблоками и вспомнил, что это Катюша купила их вчера  на рынке. В воскресенье яблочный спас, пойдет она со своей подругой Любашей в церковь яблоки святить.  Вот откуда запах!
 
     И так захотелось Петровичу очутиться в саду у Егорыча, посидеть с ним под старой яблоней за кружкой холодного, душистого яблочного винца, послушать его шутки-прибаутки, поговорить «за жизнь», обсудить свои мужские проблемы и проблемы Российского масштаба. Но, нет на свете уже дорогого кума, помер давно  кум. И хутор опустел, а года три назад сгорел старый, всеми покинутый дом. Или от молнии, или кто поджег. И он, Петрович давно не наведывался туда. И так потянуло его навестить хутор, что уже уснуть не мог, все думал и вспоминал сад, что спускался с холма к озеру. Заросли черемухи на берегу, желтые кувшинки на темной воде, камыши, где весной гнездились дикие утки.  И главное богатство хутора, яблоневый сад. Стройные ряды деревьев, раскидистые кроны, увешанные румяными яблоками, тщательно скошенная трава в проходах, аккуратные стога сена в конце сада у озера. А уборка урожая!  Егорыч  созывал  всю родню на помощь.  Весело звучали голоса в саду, девчата затевали песни. Ведрами и корзинами носили яблоки к ящикам. А там старухи перебирали плоды, укладывали их, перекладывая сеном. Из дома доносился запах яблочных пирогов.  Хозяйка готовила угощение для помощников.

     Как давно это было! Уже немного осталось тех помощников – время многих прибрало. Нет уже и хутора.  Лес подступил к усадьбе, на месте дома разрослась малина. Сад одичал без хозяйского присмотра, зарос  травой. Некому скосить ту траву, некому сложить ее в копны. И так стало грустно Петровичу, что решил он сегодня же поехать на хутор, навестить родные места, старый сад. Может и яблочек раздобудет. Поднялся чуть свет, все равно уже не уснуть, и стал собираться. Рюкзак, ведро, мешок ( а вдруг много яблок будет!), пару бутербродов сгоношил, термос  чая налил.  Хорошо, что есть теперь у него мопед, не даром он подсуетился с этой сонной аферой. Хоть жена его до сих пор шпыняет, а на чем бы он ездил? Ну, это Катюша  ворчит для порядка,   сама же понимает, что мопед – это вещь необходимая. А за обман, каким он добыл деньги, Бог его простит.

    Тут и Катюша появилась на кухне. -  Это куда ты собираешься с утра пораньше? Вроде с вечера не планировал. – Удивилась жена. Петрович объяснил ей свою задумку съездить за яблоками на хутор Егорыча. Она сомневалась, но ворчать не стала. Велела только взять куртку,  завернула ему пару котлет,  малосольных огурчиков. И перекрестила со словами -  "С Богом»! Рано утром дороги были свободные, ехать было одно удовольствие. Через час Петрович уже подъезжал к знакомому месту. Дорога заросла кустами, травой, пришлось слезть с мопеда и идти пешком, раздвигая кусты. Даже тропинки не было, видно давно никто не навещал хутор. А вот и усадьба. Кое где еще торчали столбы от бывшей ограды, обгоревшие останки бани,  обуглившийся сруб колодца. Фундамент дома из камней - валунов порос кустами малины и Иван-чая. Раздвигая заросли, пробрался Петрович в сад.   Многие деревья высохли. Их, покрытые сизым мхом, стволы жалко торчали из зарослей травы и всякого дуролома. Но некоторые деревья еще жили и даже плодоносили. Среди засохших ветвей,  выглядывали ветки украшенные нарядными яблоками. Петрович сорвал красно-желтое яблочко, надкусил. Густой, ароматный сок заполнил рот. Чудный запах ударил в нос, заставив его громко чихнуть. Яблоко было ядреное и необыкновенно вкусное. Петрович дошел до пруда. У последнего ряда яблонь он увидел следы кабанов.  Разрыта земля, примята трава. Значит, приходили в сад звери полакомиться яблочками. Да, теперь без хозяев им раздолье.
 
    Петрович вернулся к своему мопеду. Отвязал поклажу, взял ведро и пошел собирать урожай.  Наполненное ведро приносил и высыпал под деревом. К полудню уже образовалась приличная куча. Надо было отдохнуть. Он сел, опершись спиной о ствол, достал провиант, термос с чаем. Поел, вспомнил добрым словом Катюшу. Котлеты с малосольными огурчиками были чудо, как хороши! Потянуло на сон,  Петрович растянулся на траве, подложив под голову свернутую куртку.  Ах, как хорошо было в саду! Солнце мягко пригревало, ядреный дух от яблок, травы и близкого озера кружил голову. Тишина, покой и благодать.  Старик сладко уснул.

    Разбудил его хруст веток, и громкое чавканье. Подняв голову, он увидел огромного кабана, который с аппетитом хрумкал  яблоками, устилающими подножье дерева. Петрович испугался, но и зверюга тоже был в растерянности, когда увидел в пяти метрах у себя под носом человека. Пару секунд понадобилось ему на раздумье, и он ломанул через заросли в глубину леса. Только треск стоял! Петрович вскочил,  догадался заорать ему вослед и поколотить веткой по стволу яблони. Напугал зверя не на шутку!  Можно было продолжить сбор. Дело уже двигалось к вечеру, пора было трогаться  восвояси. Мешок с яблоками он прикрепил перед сиденьем у себя между ног, ведро привязал на заднем сидении, рюкзак закинул на плечи. До дороги надо было катить мопед вручную. Петрович еле дополз до трассы. Пришлось сделать остановку и отдышаться. По дороге уже ехал на своем красном коне, и через  полтора часа добрался до дома. На встречу выскочила жена, она уже истомилась,  ожидая  своего непутевого мужа.  Помогла загнать коня во двор и начала помогать разбирать добычу. Яблоки внесли на веранду, мопед загнали в сарай. Петровича отправила Катюша в баню.  Постаралась растопить баньку, знала, что приедет муженек усталый, натруженный.

    Когда явился Петрович из бани, его уже ждал ужин на столе. Благодать! Так бы каждый день! На веранде стоял густой яблочный дух. Яблоки уже успела жена перебрать, рассортировать. Какие плоды на варенье, повидло. Какие - на хранение. А какие - на компот. Зимой все пойдет в дело. А на яблочный спас испечет Катюша свой фирменный пирог с яблоками. И придут гости, будут хвалить хозяйку и Петровича. А Петрович поведает о своих приключениях. А как же без них? Согласитесь, что за жизнь без приключений, как пироги с таком.