Один день Григория Борисовича - 15

Григорий Рейнгольд
Чтоб отвлечься от неприятных мыслей посмотрел на часы: 17 часов 21 минута.
- Обо всём этом надо, конечно, поговорить, но серьёзно и обстоятельно, да и во внеурочное время… А сегодня у нас подготовка к контрольной работе. А сама работа по теме «Параллельность прямых и плоскостей» будет через неделю. Кстати, учиться надо хотя бы для того, чтоб экзамены сдать, и для того, чтобы контрольную написать...
- А мы по решебнику!
Решебник - это такая книга, где приведены решения контрольных работ из экзаменационного сборника. Кто-то на таких книгах большие деньги зарабатывает. Решебники - просто беда для школы…
- А работы на экзамене теперь не из сборника будут, решебник не поможет, - сказал учитель, - ну ладно, за работу. Кто полностью сделал домашнее задание?
Так, шесть человек. Так, им карточки, чтоб не бездельничали. За это они лишнюю хорошую оценку получат, от зачёта им будет освобождение, а все остальные уже скоро зачёты сдавать будут. Тут посмотрим, кто как разговаривать умеет!..
- Разберём двадцать седьмую задачу. Алёша Федоренко, читай условие!
Спортсмен знаменитый открыл учебник и читает:
- Параллелограммы а бэ цэ дэ и а бэ цэ один дэ один лежат в разных плоскостях. Докажите, что четырёхугольник цэ дэ дэ один цэ один тоже параллелограмм.
- Ну что ж, иди к доске, вместе думать будем.
Пошёл Федоренко к доске всем своим видом показывая, что он делает учителю большое одолжение. Ниже достоинства ему у доски задачу решать, да не самому даже решать, а стоять как дураку и писать что скажут, да на всякие непонятные вопросы отвечать. Он спортсмен известный, кандидат в мастера спорта, зарплата у него как у начинающего спортсмена куда выше, чем у учителя со стажем. Он как хороший спортсмен списывать умеет, свою четвёрку за полугодие получит, а тут стой у доски…
- Что такое параллелограмм?
- Параллелограмм это… ну, короче, четырёхугольник с параллельными вершинами.
- Ха-ха, ну ты Лёха даёшь! Это тебе не голы забивать… - шум в классе.
- Конкретно прогнался!
- Косяк!
- Погодите кричать, значит, я должен принять ответ: «Параллелограмм это четырёхугольник с параллельными вершинами»?
Спортсмен смутился.
- Нет…
- А какой твой ответ?
Молчание.
- Ну давай подумаем, почему параллелограмм называется параллелограммом? Как называется тема, которую мы сейчас проходим?
- Параллельность прямых и… А вспомнил, параллелограммом называется четырёхугольник, у которого все стороны параллельны!
- Параллельны чему?
- Друг дружке.
- Вот это гон!
- Косматый!..
В классе опять смех. Алексей покраснел как рак.
- А какие прямые называются параллельными?
- Которые не пересекаются.
- … и лежат…
- … в одной плоскости!
- Хорошо, а что такое четырёхугольник?…
И пошёл такой детальный разбор задачи, что если писать всё по порядку, то и книги не хватит… Всех Григорий Борисович работать заставил, теорию вспоминать, применять её… Когда эта задача всё же закончилась, то посмотрел учитель на часы, а времени уже 17.39. Да, совсем слабые ученики есть, и составляют они не меньше половины класса. У них, если разобраться, и девятиклассное образование туфтовое, хотя, может это только по математике… Не всем она посильна, не всем нужна. Федоренко, вообще её ненавидит, хотя и собирается экономистом стать…
Ещё одну только задачу и успели разобрать до звонка, домашнее задание записали, Григорий Борисович журнал заполнил, а тут и звонок. 17 часов 55 минут. В кабинет информатики скорей, но перед уходом надо ещё раз состояние кабинета проверить. Так, вроде всё нормально. Порядок! А что это там под последним столом среднего ряда? Подошёл - шелуха от семечек! Мысль работала чётко, как в экстремальной ситуации. Кто там сидел? Алексей Федоренко и Вася Соколовский. Ах вы, сукины дети! В погоню! Быстро кабинет закрыл, оставлять нельзя, и вперёд. Посмотрел расписание десятого «А» - сейчас химия. Но кабинет химии закрыт. Что такое? Может учитель болеет? Побежал в гардероб. Так и есть. Одевается десятый «А». Ну хорошо, а где Федоренко и Соколовский? Вот Федоренко, а Соколовского не видно. Григорий Борисович немного дух перевёл, и Федоренке говорит:
- Пройдем-ка ко мне в кабинет, - а голос уже сильно изменился от возмущения.
- А в чём дело, Григорий Борисович? - ученик почувствовал что-то неладное по виду учителя.
- Пройдём, там поговорим!
Всегда бы такой голос был, легче работать было бы, а то его ещё до нужной кондиции довести нужно. Тон учителя не допускал возражений и ученик сдался. Григорий Борисович круто повернулся и пошёл к себе в кабинет, за ним под насмешки одноклассников шёл Федоренко. А как они всё-таки ухитрились семечки щёлкать на уроке его. На перемене всё было чисто. Григорий Борисович шёл не торопясь, показывая всем своим видом, что сейчас предстоит крупный разговор. Вот и кабинет. Григорий Борисович отпер дверь и пропустил вперед Федоренко.
- В чём дело, Григорий Борисович? - опять спросил Алексей, стараясь держаться солидно.
Григорий Борисович показал рукой на кучу шелухи, небольшую совсем, и, немного помедлив, спросил, даже не спросил, а утвердил:
- Это ваша с Соколовским работа?!
Звонок прозвенел на шестой, последний урок второй смены, уже 18 часов ровно. Чёрт возьми, надо бы уже за компьютером сидеть.
- Я семечки не щёлкал! - ответил Федоренко с прежней солидностью, но значительно резче.
Ему было всё ясно, и он уже строил линию защиты.
- Но откуда взялась шелуха, перед вашим классом я проверял, было чисто.
- Да вы, Григорий Борисович, посмотрите, рядом с моим стулом чисто! - и показывает, что шелухи больше рядом с соседним стулом, - видите, это не я, и в карманах у меня семечек нет, можете проверить, да я у доски почти весь урок простоял, - уходить собрался.
- Нет, я сейчас не буду разбираться, кто больше виноват, ты или Соколовский. Я тебе замечание в дневник запишу и докладную директору, и ты подметёшь под партой, а Соколовский завтра своё получит!
Думает Федоренко, что делать? Портить отношения с учителем математики не хочется, в конце полугодия у него четверку незаслуженную выпрашивать, подметать за приятеля тоже неохота, он толком веник не умеет в руках держать.
Григорий Борисович, боясь, что пройдёт воинственное настроение, стараясь, чтоб в голосе было побольше металла, сказал:
- Быстро за работу, веник, совок и мусорное ведро вон там в шкафу, - и показал где.
Баскетболист хотел было идти на принцип, да благоразумие верх взяло, решил на мировую пойти, говорит:
- Я, короче, ни в чём не виноват, и ничего вам делать не должен. Я семечки не щёлкал. Но раз Васька убежал, я за него сейчас подмету, чтоб вам помочь, а завтра с ним сам разберусь, по-свойски. Вы только, Григорий Борисович, замечание мне не пишите, Роберт Владимирович (баскетбольный тренер) меня вчера только за курение ругал, ему за меня достанется, а он только после болезни, - и так просительно в глаза посмотрел, что у учителя зло прошло.
- Ладно, работай, - сказал Григорий Борисович стараясь не смотреть на ученика.
Тот достал инструменты, начал подметать. Старается, да выходит плохо. Смотрел-смотрел учитель на эту работу, потом не выдержал, опять злость появилась, говорит:
- Вы даже подметать не умеете! Смотри, как это делается. Ты хоть видел как мать твоя дома подметает?..
- Да я дома-то бываю редко, всё сборы…
Учитель взял в руки совок, веник. Подметает и поучает:
- Веник от пола не отрывай, совок подставляй ровно и заметай на него потихоньку, да не оставляй ничего, видишь: у меня всё чисто?
- Вижу.
Григорий Борисович из совка обратно на пол шелуху высыпал (баскетболист даже растерялся от такого поворота, он думал, что учитель за него всё и сделает) и говорит, вручая ученику инструменты:
- Теперь сам!
Впрок наука пошла, раз два и всё чисто. Федоренко всё сложил куда положено, попрощался, с трудом сдерживая злость и благодаря Бога, что позора его никто не видел и ушёл со словами:
- Ну, завтра я этому Ваське конкретно задам...