Вахту принял

Виктор Некрасов
 На фото: свежеиспечённый директор школы.

В конце августа 1986 года  в семейной, непринуждённой обстановке  состоялся  разговор с директором школы Хлудневой Валентиной Андреевной. Не могу в деталях воспроизвести его, да и не так это и важно. А суть вот в чём.  В сентябре ей  исполнялось 55 лет  и ,  соответственно, вставал вопрос: продолжать работать директором  или же уйти на пенсию по старости и вести несколько часов математики.  На то время существовало правило, если   работаешь директором, то пенсию не получаешь.  Прямо – таки дурацкое положение! Если же ты работаешь простым учителем, то получаешь пенсию и, соответственно, за  проведённые уроки. К ста двадцати рублям официально начисленной пенсии ей ещё добавлялось сорок рублей за звание «Заслуженный учитель РФ». Отказываться от такой пенсии было просто неразумно. Надо сказать, что  работала она  все годы на пределе возможного, с полной отдачей.  И это, несомненно, сказалось на её здоровье.


Обратившись к врачу по поводу болезни сердца и пройдя полное обследование,  Валентина Андреевна узнала про  целый букет заболеваний,  которые  были уже в запущенном состоянии. Она решила уйти на пенсию, а школу, в которую  вложила столько сил и энергии,  передать достойному преемнику. Этим кандидатом в директора школы  предпочла  меня. Предложение, конечно, лестное, но и  ответственность огромная, надо сказать. Одно дело принять  небольшую школу от посредственного руководителя и немного прибавить в работе, в показателях, в рейтинге, как сейчас говорят.  Совсем другое дело - принять крупную среднюю школу от такого метра, как моя тёща  Хлуднева В.А.  Здесь совсем другой уровень.  По всем показателям  школа была одной из лучших  в районе.   К чему уж тут прибавлять! В недалёком прошлом я уже  был в роли руководителя на партийной работе  и  к  власти абсолютно не стремился. Мало того,  я и покидал ту работу без малейшего сожаления.  К тому времени я уже был зрелым учителем истории и обществоведения,  любил  и  хорошо знал свои предметы и ничего не хотел менять в своей жизни.  Но моя тёща ещё и обладала даром убеждения. Одним словом ,  я сдался на милость победителя.


С первого сентября   до начала декабря  я прошёл обучение  на факультете переподготовки руководящих кадров при Курском педагогическом институте. Надо сказать, что  обучение  будущих руководителей   было  очень хорошо организовано и дало мне много полезного как в вопросах ведения документации, так и   в подготовке и проведении педагогических советов, совещаний при директоре,  а также  многих вопросов административно-хозяйственной деятельности руководителя.


 В середине декабря я фактически приступил к работе как  временно исполняющий обязанности директора школы. Дело в том, что Валентина Андреевна  слегла с сильнейшим воспалением лёгких в районную больницу и  болела до середины января. После  её выздоровления  приказом заведующей  районным отделом народного образования  Тишаниновой Нины Тихоновны я был назначен директором  Верхнематрёнской средней школы. По существующей тогда практике меня, как и всех других руководителей, утвердили в этой должности  на бюро райкома КПСС. Надо полагать, что вопрос о моём  назначении  был предварительно согласован с партийным руководством района   и само утверждение было простой  формальностью.


 Последним этапом этой цепочки было утверждение заведующим областным отделом народного образования. Для директоров неполных средних школ последним этапом  утверждения был РОНО, а для директоров средних школ-ОБЛОНО. Владимир Ефимович Тонких, руководивший областным отделом народного образования, принял  меня очень тепло. Расспросив  об обстановке в школе, о завершении эксперимента,  пожелал успехов в предстоящей работе и  вручил приказ о моём утверждении в должность директора. Таким образом, в январе 1987 года я стал директором Верхнематрёнской средней школы  и в этой должности работал до ухода на пенсию.