Наследники

Соломон Гройсман
                9. Наследники
      
                В 2005 году Зоя Сергеевна переоформила документы владения дачей на свою дочку Ирину, - мою невестку. В связи с чем несколько изменились источники материальных затрат по содержанию дома, но это не повлияло на ритм жизни его обитателей, на их заботы по саду и жилым помещениям.
 
     Так  сложилось, что за последние шесть лет  на даче, в основном, живём  мы втроем:  Николай Александрович,  Зоя Сергеевна и я. Наши  дети ушли в работу, а отдых предпочитают на море или за рубежом.

      Внуки переросли детский возраст и не разделяют наш образ жизни. Навещают нас от случая к случаю. А жаль. Поясняют, что для них дача очень скучное место. Я думаю: «это пока». Жизнь на даче циклична, приходит повторяющийся виток, он зависит от возраста, материальных возможностей, появления детей, для которых дача необходима.

      Задумываясь над возникающими противоречиями между старшим поколением и младшим, я пытаюсь их объяснить  себе следующим образом: «Жизнь старшего поколения прошла в советское время, когда все получали приблизительно равную зарплату. Подработать на стороне было практически невозможно. Хотелось жить в большем достатке. Садовый участок был как бы приработком за счёт получаемого урожая. Люди к этому привыкли и не могут смириться с иным образом жизни. Иное положение сейчас. Сын, невестка и внуки рассуждают иначе: «То, что вы получаете от сада, можно купить на рынке, не прикладывая труда на участке. А деньги для этого следует зарабатывать. Участок должен быть только для отдыха». Вот уж  не согласен! Под понятием «получить» молодёжь  подразумевает выращивание овощей и фруктов к столу. Для старшего поколения это слово имеет более широкое понятие, означающее, помимо собираемых урожаев, труд в удовольствие, модное слово «фитнес клуб» на дому,  влияние на среду нашего обитания. Не совпадает в нашем понимании слово «отдых». Здесь следует задаться вопросом, что считать отдыхом?  Для меня это перемена характера труда, дающая моральное удовлетворение. Не признаю лежание сутками на диване или под лучами палящего солнца. Переубеждать молодое поколение - дело сложное, но, я полагаю, нужное. Следует рассказывать о прожитой нами жизни, вырабатывать у них уважительное отношение к труду, истории прожитой старшим поколениям. Учить уважать и чтить то наследие, которое перейдёт к ним. Будут ли помнить предков? Недавно произошёл случай, заставивший меня вновь задуматься над проблемами памяти.

      В один из дачных сезонов сад одарил нас необычно большим урожаем яблок. Приступили к производству сока, используя  соковыжималку фирмы «Бош», но она нас не удовлетворяла по производительности. Импортные соковыжималки предназначены для получения 1-2 стаканов сока к обеду, а у нас совсем другие масштабы. По той же причине оказался неэффективным  метод получения сока  выпариванием.

      На помощь пришла соседка, порекомендовав белорусскую соковыжималку производительностью до 50 килограммов в час.  Подсказала, в каком магазине  её можно купить. Я  отправился в Москву и приобрёл удовлетворяющий нас агрегат. Переработка яблок пошла полным ходом. Но через два дня моя радость сменилась печалью. Началось сильное искрение. Заглянул в инструкцию, где были гарантийные талоны, и, не обнаружив номера телефона  мастерской, приехал в Москву. В магазине пояснил, в чём дело, и попросил продавщицу назвать номер телефона гарантийной мастерской по ремонту белорусских соковыжималок. Пролистав все странички тетради, где были записаны гарантийные мастерские на продаваемый товар, продавщица заявила:
      - У нас нет белорусских соковыжималок, и никогда мы ими не торговали.   
      Я возмутился и указал на  полку, где стояли образцы садовых агрегатов.  Продавщица достала инструкцию и обратилась ко мне: 
      - Если вы мне не верите, то посмотрите,  что  здесь написано.
      Я прочёл на титульном листке инструкции: «Завод-изготовитель, г. Минск,  Заводская улица, д. 5». Продавщица пояснила прочитанное мною.
      - Минские соковыжималки у нас есть, а белорусских  нет.    
      Я стоял, остолбенев, как актеры в заключительной сцене спектакля «Ревизор». Внимательно всматриваясь в лицо молодой, симпатичной продавщицы лет двадцати. Придя в себя,  спросил:  «Девушка,  где вы учились?»  Она ответила:  «В Москве».

      Впечатление о происшедшем долго не покидало меня.  Не мог забыть разговор с продавщицей. Всего двенадцать лет прошло после развала Советского Союза, а память человеческая уже утратила события столь недалекого прошлого. И это привело меня к не совсем оптимистической мысли: «Будет ли помнить молодое поколение прожитое нами время? А может быть всё быстро забудут, в том числе и о труде, который вложили дедушки и бабушки в садовый участок, который достанется им в наследство. Лучше всего помниться то, что создаётся своими руками». Вот почему меня волнует, когда молодёжь игнорирует работу в саду.

      Шло время. Внук Коля окончил институт, женился и у него с женой Лидой родилась дочка  Женечка. Летом 2007 года, когда  ей исполнилось два года, её привезли на дачу. Ира взяла отпуск. Уже прорыв в понятии о необходимости дачи. Сбылись мои слова о том, что в ряде случаев дача необходима.  Начался новый виток в истории садового участка.   

      Через год после рождения из автомобиля Женю вынесли в «корзине» пристёгнутой к сиденью, как того требуют новые правила дорожного движения при перевозке детей, словно рассаду. Поставили на ножки и пошагала она, ещё не твёрдой походкой, по тропкам и лужайке. Я с улыбкой до ушей направился ей навстречу, произнося фразу: «Кто к нам приехал?!». Она строго посмотрела на меня и закрыла ладошками лицо – застеснялась незнакомого человека. Вскоре подружилась со всеми обитателями дачи.  Быстро пополнялся её запас слов, ей много читали и поясняли цветные картинки. Все пытались уделить ей внимание. Соорудили песочницу и лепили в формочках куличики.

    Ещё через год Женю опять привезли на дачу, в связи с чем  Ира опять взяла отпуск. Перед нами предстала девочка-говорунья забавная, как все малыши в этом возрасте.  Обитатели дачи наперебой пытались чем-либо занять Женю. Она охотно откликалась на любые предложения.

      На мольберте с грифельной доской рисовали  цветными мелками домики и зверюшек... Женя пыталась подражать взрослым. Лучше всего ей удавалось нарисовать дым из трубы домика. Но больше  нравилось мочить в ведре тряпку и вытирать ею доску, после чего её переодевали в сухую одежду. Охотно играла в мяч, заливаясь смехом. Были и другие игрушки, отличавшиеся современным уровнем технической оснащенности. Трёхколёсный велосипед с тремя кнопками на панели, нажатие которых сопровождалось продолжительным мычанием коровы, лаем собаки, криком петуха. Кухня, где нажатие кнопок сопровождалось звуками шкворчания жареных котлет, течение воды… Она могла подолгу играть с куклами, не привлекая внимания взрослых, что вызывало у нас удовлетворение.

      Иногда Женя нас удивляла некоторыми высказываниями. В воскресенье приехали её родители и она вышла на крыльцо их встретить. На  лице - большая радость и мы услышали её приветствие: «Блин, родители приехали». На другой день Женя сидела на руках у мамы, обнималась и целовалась. Накануне я привёз книжку с красочными картинками и загадками в стихотворной форме.  Мне не терпелось показать её девочке.  Я подошёл к Жене и предложил послушать интересные стишки. Но она отвернулась от меня. А я всё-таки хотел, чтобы она их послушала. И вдруг на моё предложение услышал: «Отвали». Выражения взрослых прилипало к ней с удивительной быстротой. Забавно было видеть её идущей  вперевалочку по тропинке в мокрых трусиках (такое случалось) и громко сокрушаться: «Ай-я-яй! Ай-я-яй!». Это  в два года. 

      Дети до пяти лет активно запоминают всё услышанное. Я до четырёх лет, проживая в еврейском местечке, на слух от взрослых запомнил множество слов и речевых оборотов на идиш. Эту особенность раннего детства ребёнка надо при возможности использовать, лучше всего при  изучении иностранного языка. Взрослым не следует  произносить слова из современного  лексикона, засоряющие русский язык.   

      На солнечной полянке поместили надувной бассейн и заполнили его тёплой водой. Женя с величайшим удовольствием плескалась в нём, заливаясь смехом, переходящим в визг, а мы взрослые с восторгом снимали эту сцену фотокамерой, уже на память для других поколений.

      Для нас, стариков, большое благо иметь свой садовый участок, когда в любой момент можно очутиться в оазисе цветущей  природы, отключиться от будничной суеты и почерпнуть новый приток сил. Садовый участок - это свобода, раскованность, независимость.

      Несмотря на все трудности, старшее поколение любило и любит  садово-огороднический участок. Правда, труд на даче превратился  для нас в «добровольную» обязанность. Чем становишься старше, тем  больше начинаешь ощущать, что время не бежит, а мчится  неудержимым галопом, нанося сокрушительные удары по твоему физическому состоянию. Но ты, словно не понимаешь намёков, пытаешься строить планы, что «надо»  сделать, и то и другое. И только постель успокаивает тебя, давая понять, что осталось совсем мало времени на твои «надо». Твоё тело вступает в противоречие с твоей душой - закон природы.

      Всё о чём рассказано в этом очерке вещи известные и  всё же я решил напомнить наследникам наши взгляды на  дачный участок с надеждой, что, становясь взрослее, они смогут нас понять и продолжить начатое  нами полезное дело.

      Сезоном 2008 годом я  закончил рассказ о нашем загородном участке,  но обстоятельства  заставили меня продолжить повествование. В конце августа 2009 года, находясь на участке, мне позвонил внук и сообщил, что моя московская квартира ограблена. Приехав в Москву, я увидел взломанные двери, все вещи выброшены из своих мест на пол. Украли деньги, которые копил к ремонту и некоторые золотые предметы. Материальная потеря меня, конечно, сильно расстроила, но куда больше повлиял грабёж на моё моральное состояние. Мне дали понять, насколько я беззащитен. Задумался, смогу ли я продолжить избранный мною ритм жизни будущим летом? Наверно смогу, но каждый день будет волнительным испытанием. Живя в саду  4-5 месяцев в году, ты наиболее ярко наблюдаешь круговорот природы - жизни на земле.
                Ноябрь 2009
  Фото Правнучки Жени