Чёрное яблоко
На дворе мороз не шуточный . Под сорок. Последние дни декабря 1954 года.Два предстоящих события волновали всех школьников: ёлка, праздничный карнавал вокруг неё и , конечно же , каникулы зимние. О том , что поздно вечером привезли в школу ёлку, не знали ,может быть , только недотёпы. Гошка наказал бабушке(маме-старой) , чтобы она разбудила его завтра рано-рано. Утром, когда бабушка потёмну ещё только встала и зажгла керосиновую лампу, Гошка сразу соскочил с полатей , где он спал с младшими сестрёнками и братишкой.
-Мама стара, сколько часов уже?
-Часы одни,-пошутила бабушка,- а время только шесть утра. Ложись , поспи , рано ещё вставать тебе.
Но Гошка уже одевался, сопя спросонья, натягивал штаны и рубашку.
- Мама- стара, ёлку вчера привезли, надо пораньше идти.
- Да зачем в такую рань-то , Гошенька?
Но внук , едва ополоснув лицо из рукомойника , уже намеревался одеть фуфайку.
-Подожди, горе ты моё, выпей хоть стакан молока с хлебом.
Гошка торопливо съел ржаную горбушку и выпил молоко.
Бабушка поняла , что задерживать внука дальше бессмысленно, знала его упрямство.
Завязала, несмотря на возражения , шапку под подбородком, проследила , чтобы валенки одел с онучами(портянками) для тепла, застегнула на все пуговицы фуфайчонку. Гошка от нетерпения не мог стоять на месте, умоляюще поскуливал:
Мама -стара, ну скорее, идти надо.
Бабушка ещё раз оглядела его, помогла перекинуть через плечо холщовую сумку, заставила надеть варежки(испотки, как она называла) и открыла дверь со вздохом:
-Ох , ты , горюшко моё луковое. Иди , да смотри, чтоб собаки не покусали.
Гошка уже не слышал бабушкины наставления, ожидание встречи с ёлкой несло его чуть не по воздуху. Луна, в радужном от морозного воздуха обрамлении, удивлённо смотрела на одиноко спешащего в такую рань по улице маленького человечка. Холод щипал нос и щёки, небольшой предутренний ветерок , хиус,усиливал злость мороза. Спасали испотки , связанные бабушкой деревянным крючком, он закрывал ими лицо.
Вот и школа. На снегу у крылечка лежали маленькие ёлочные веточки.Гошка подобрал несколько штук, по прошлому году он помнил , что пахучие зелёные иголочки очень пригодятся . Сегодня с утра начнётся игра, в которой участвуют все ученики. Подходишь к любому и спрашиваешь:
Ваша зелень!
Если нет веточки , или хвоинок ёлочных — подставляй лоб для щелчка. С этой целью и запасся Гошка веточками. И для себя , и для самых- самых друзей, если им не достанется «зелени».
В открытую Гошкой школьную дверь ворвался мороз клубами пара. Техничка — истопник удивлённо уставилась на Гошку:
Ты чего в такую рань пришёл ? Чего тебе дома не сиделось?
Но увидев Гошкин восторженный взгляд на лежащую посреди зала ёлку, всё поняла:
Проходи , да не вздумай баловаться, а то выставлю на мороз ,- добродушно проворчала тётя Груня. Не успел Гошка раздеться, как увидел входящего дружка своего закадычного Веньку.
-Вот , ещё один выделок огуречный заявился,- прокомментировала тётя Груня.
Венька солидно подал Гошке руку для приветствия, Гошка сразу же произнёс:
- Ваша зелень!
На что друг вытащил из кармана ёлочную веточку . У друзей глаза светились радостью и ожиданием необыкновенных событий наступающего дня.
А входные двери всё чаще запускали в клубах морозного воздуха ранних обитателей школы, где запах хвои оттаявщей за ночь ёлки возбуждал настроение ребятишек.
На уроке шушукались , перемигивались, с нетерпением ждали перемены: слышно было, как в зале устанавливали ёлку. После звонка обступили поставленную в центре зала лесную красавицу, которую хотелось потрогать рукой , от неё исходил терпкий хвойный запах, мальчишки пошустрее норовили лечь под ёлку, попрыгать под ней , изображая диких лесных зверушек.
На следующем уроке учительница второго класса Евгения Андреевна , где учился Гошка , объявила , что будут готовить украшения для ёлки. Девчонки принялись мастерить разноцветную бумажную мишуру , они раскрашивали цветными карандашами тетрадные листочки, кто-то разрезал бумагу на аккуратные полоски, самые старательные склеивали цепь.Венька нарисовал танк и, высунув кончик языка от усердия, вырезал рисунок ножницами. Гошка мастерил самолёт. Домой в этот день уходить не хотелось. Вместе со старшеклассниками наряжали ёлку. Свой самолёт Гошка примостил , как ему казалось, на самом видном месте и любовался им .А Венька своим танком. Не было , наверно, таких в школе, кто не приготовил украшение лесной красавице , от того она всем казалась сказочно нарядной. Конечно у старшеклассников поделки были и сложнее , и красивее. Каких только зверушек не было на ветках, фонарики, домики, дворцы сказочные, гномики, чертенята, и конечно Кощей с бабою Ягой. Вдоль стен зала висели разноцветные гирлянды, бумажные цепи , флажки.Вокруг ёлки , под ёлкой, на вершине её — всюду поселилась сказка..
Вечером при свете керосиновых ламп бал-маскарад состоялся. Без новогодних костюмов редко кто был, чувствовали такие себя неуютно. Наряды готовили , конечно же , задолго до наступления новогоднего праздника. Главное, чтобы маска лицо прикрывала. Не до богатых нарядов в начале пятидесятых было.Вот медведи в вывернутых наизнанку родительских полушубках, волки в подпоясанных верёвками фуфайках, зайчики с длинными бумажными ушами и пришитым к штанишкам коротенькими хвостиками, у лисичек же они длинные рыжие . Разбойники с измазанными сажей физиономиями и деревянными пистолетами и ножами, разукрашенные той же сажей черти и бесы, марлевые снежинки и принцессы с коронами картонными и накрашенными акварельными красками щёчками, лешие и водяные с длинными бородами из конских хвостов. Шум, гам , весёлый смех . Под ёлкой одно за другим инсценированные представления. По классным комнатам различные аттракционы, где можно конфетку или игрушку выиграть, блеснуть ловкостью и умом.
Гошка после обязательной от второго класса инсценировки басни Крылова, где он был муравьём, быстренько преобразился в разбойника. Венька помог ему перевязать чёрной повязкой глаз, нарисовал сажей из печки усы, ею же обвёл глаза.На поясе Гошки торчали два
сделанных им самим деревянных пистолета и кривая сабля. Венька восхищённо смотрел на друга, сам он в костюме медведя был весь в поту, побегай-ка в овчинном полушубке.
Друзья успели побывать почти на всех аттракционах: бегали наперегонки в мешках, срезали ножницами с завязанными глазами висящие на верёвочках фантики, Веньке удалось даже конфетку выиграть,от которой он дал откусить немножко Гошке.
Но вот подошёл к концу праздник. И тут директор школы объявил, что колхоз впервые на новогодний праздник закупил подарки и сейчас их будут раздавать . С радостными криками ученики разбежались по своим классам.
Евгения Андреевна внесла большую коробку, поставила на стол, по очереди стала раздавать подарки. Получившие с восторгом заглядывали в бумажный кулёк, Гошка с Венькой в напряжении вытягивали шеи,- вдруг им не достанется. Но вот и они в руках держат заветные кулёчки, сосредоточенно рассматривая их содержимое. Несколько пряников, конфеты «в бумажках», горошком и «в подушечку», мармеладки и тёмно коричневое, почти чёрное ...яблоко. Запах его перебивал все остальные.На урок рисования учительница приносила как-то муляж яблока, оно было нарядно красным, блестящим. Это же - сморщенное. Просто яблоки помёрзли пока их доставили в сибирские сёла. Дома Гошка угостил всех конфетами, яблоко аккуратно поделил поровну(правда его кусочек оказался чуть побольше ) Он маленькими долечками откусывал от него и не сразу проглатывал , держал во рту , наслаждаясь необыкновенным ароматом и вкусом . Это было его первое в жизни яблоко. Самое вкусное!
Декабрь 2011год.
© Copyright:
Павел Старцев, 2011
Свидетельство о публикации №211122000641