Чёрное яблоко

Павел Старцев
 


   На дворе мороз не шуточный . Под сорок. Последние дни декабря 1954 года.Два предстоящих события волновали всех школьников: ёлка, праздничный карнавал вокруг неё и , конечно же ,  каникулы зимние.                О том , что поздно вечером привезли в школу ёлку, не знали ,может быть , только недотёпы. Гошка наказал бабушке(маме-старой) , чтобы она разбудила его завтра рано-рано. Утром, когда бабушка потёмну ещё  только встала и зажгла керосиновую лампу, Гошка сразу соскочил с полатей , где он спал с младшими сестрёнками и братишкой.
  -Мама стара, сколько  часов уже?
  -Часы одни,-пошутила бабушка,-  а время только  шесть утра. Ложись , поспи , рано ещё вставать тебе.
  Но Гошка уже одевался, сопя спросонья, натягивал штаны и рубашку.
  - Мама- стара, ёлку вчера привезли, надо пораньше идти.
  - Да зачем в такую рань-то , Гошенька?
  Но внук , едва ополоснув лицо из рукомойника , уже намеревался одеть фуфайку.
  -Подожди, горе ты моё, выпей хоть стакан молока с хлебом.
 Гошка торопливо съел ржаную горбушку и выпил молоко.
 Бабушка поняла , что задерживать внука дальше бессмысленно, знала его упрямство.
 Завязала, несмотря на возражения , шапку под подбородком, проследила , чтобы валенки одел с онучами(портянками) для тепла, застегнула на все пуговицы фуфайчонку. Гошка от нетерпения не мог стоять на месте, умоляюще поскуливал:
  Мама -стара, ну скорее, идти надо.
 Бабушка ещё раз оглядела  его, помогла перекинуть через плечо холщовую сумку, заставила надеть варежки(испотки, как она называла) и открыла дверь со вздохом:
  -Ох , ты , горюшко моё луковое. Иди , да смотри, чтоб собаки не покусали.
 Гошка уже не слышал бабушкины наставления, ожидание встречи с ёлкой несло его чуть не по воздуху. Луна, в радужном от морозного воздуха обрамлении, удивлённо смотрела на одиноко спешащего в такую рань по улице маленького человечка. Холод  щипал нос и щёки, небольшой предутренний ветерок , хиус,усиливал злость мороза. Спасали испотки , связанные бабушкой деревянным  крючком, он закрывал ими лицо.
  Вот и школа. На снегу у крылечка лежали маленькие ёлочные веточки.Гошка подобрал несколько штук, по прошлому году он помнил , что пахучие зелёные иголочки  очень пригодятся . Сегодня с утра начнётся игра, в которой участвуют все ученики. Подходишь к любому и спрашиваешь:
  Ваша зелень!
  Если нет веточки , или хвоинок ёлочных — подставляй лоб для щелчка.  С этой целью и запасся Гошка веточками. И для себя , и для самых- самых друзей, если им не достанется «зелени».
  В открытую Гошкой  школьную дверь  ворвался мороз клубами пара. Техничка — истопник удивлённо уставилась на Гошку:
  Ты чего в такую рань пришёл ? Чего тебе дома не сиделось?
  Но увидев Гошкин восторженный взгляд на лежащую посреди зала ёлку, всё поняла:
Проходи , да не вздумай баловаться, а то выставлю на мороз ,- добродушно проворчала тётя Груня.  Не успел Гошка раздеться, как увидел входящего дружка своего закадычного Веньку.
   -Вот , ещё один выделок огуречный  заявился,- прокомментировала тётя Груня.
  Венька солидно подал Гошке руку для приветствия, Гошка сразу же произнёс:
  - Ваша зелень!
 На что друг вытащил из кармана ёлочную веточку .                У друзей глаза светились радостью и ожиданием необыкновенных событий наступающего дня.
  А входные двери всё чаще запускали  в клубах морозного воздуха ранних обитателей школы,  где запах хвои оттаявщей за ночь ёлки возбуждал настроение ребятишек.
   На уроке  шушукались , перемигивались, с нетерпением ждали перемены: слышно было,  как в зале устанавливали ёлку. После звонка  обступили поставленную в центре зала лесную красавицу,  которую хотелось потрогать рукой , от неё исходил терпкий хвойный запах, мальчишки пошустрее норовили лечь под ёлку, попрыгать под ней , изображая диких лесных зверушек. 
   На следующем уроке  учительница второго класса Евгения Андреевна , где учился Гошка , объявила , что будут готовить украшения для ёлки. Девчонки принялись мастерить разноцветную бумажную мишуру ,  они раскрашивали цветными карандашами тетрадные листочки, кто-то разрезал бумагу на аккуратные полоски, самые старательные склеивали цепь.Венька нарисовал танк и, высунув кончик языка от усердия, вырезал рисунок ножницами. Гошка мастерил самолёт.                Домой в этот день уходить не хотелось. Вместе со старшеклассниками наряжали ёлку. Свой самолёт Гошка примостил , как ему казалось, на самом видном месте и любовался им .А Венька своим танком. Не было , наверно, таких в школе, кто не приготовил  украшение  лесной  красавице , от того она всем казалась сказочно нарядной. Конечно у старшеклассников поделки были и сложнее , и красивее. Каких только зверушек не было на ветках, фонарики, домики,  дворцы сказочные, гномики, чертенята, и конечно Кощей с бабою Ягой. Вдоль стен зала висели разноцветные гирлянды, бумажные цепи , флажки.Вокруг ёлки , под ёлкой, на вершине её — всюду поселилась  сказка..
    Вечером   при свете керосиновых ламп бал-маскарад состоялся. Без новогодних костюмов редко кто был, чувствовали такие себя неуютно.  Наряды готовили , конечно же , задолго до наступления новогоднего праздника. Главное, чтобы маска лицо прикрывала. Не до богатых нарядов в начале пятидесятых было.Вот медведи в вывернутых наизнанку родительских полушубках, волки в подпоясанных верёвками фуфайках, зайчики с длинными бумажными ушами и пришитым к штанишкам коротенькими хвостиками, у лисичек же они длинные рыжие .  Разбойники с измазанными сажей физиономиями и деревянными пистолетами и ножами, разукрашенные той же сажей черти и бесы, марлевые  снежинки и принцессы  с коронами картонными и накрашенными акварельными красками щёчками, лешие и водяные с длинными бородами из конских хвостов. Шум, гам , весёлый смех . Под ёлкой одно за другим инсценированные представления. По классным комнатам различные аттракционы, где можно конфетку или игрушку выиграть, блеснуть ловкостью и умом.
  Гошка после обязательной от второго класса инсценировки басни Крылова, где он был муравьём, быстренько преобразился в разбойника.  Венька помог ему  перевязать чёрной  повязкой глаз, нарисовал сажей из печки усы, ею же обвёл глаза.На поясе Гошки торчали два
 сделанных им самим деревянных пистолета и кривая сабля. Венька восхищённо смотрел на друга, сам  он в костюме медведя был весь в поту,  побегай-ка в овчинном полушубке.
  Друзья успели побывать почти на всех аттракционах: бегали наперегонки в мешках, срезали ножницами с завязанными глазами висящие на верёвочках фантики, Веньке удалось даже конфетку выиграть,от которой он дал откусить немножко Гошке.
 Но вот подошёл к концу праздник. И тут директор школы объявил, что колхоз впервые  на новогодний праздник  закупил подарки и сейчас их будут раздавать . С  радостными  криками ученики разбежались по своим классам.
  Евгения Андреевна внесла большую коробку, поставила на стол, по очереди стала раздавать подарки. Получившие с восторгом заглядывали  в бумажный кулёк,  Гошка с Венькой в напряжении вытягивали шеи,-  вдруг им не достанется. Но вот и они  в руках держат  заветные  кулёчки, сосредоточенно рассматривая их содержимое. Несколько пряников, конфеты «в бумажках», горошком и «в подушечку», мармеладки и тёмно коричневое, почти чёрное ...яблоко. Запах его перебивал все остальные.На урок рисования учительница приносила как-то муляж яблока, оно было нарядно красным, блестящим. Это же -  сморщенное. Просто яблоки помёрзли пока их доставили в сибирские сёла.    Дома Гошка угостил всех конфетами, яблоко аккуратно поделил поровну(правда его кусочек оказался чуть побольше )  Он маленькими долечками откусывал от него  и не сразу проглатывал , держал во рту , наслаждаясь  необыкновенным  ароматом  и вкусом . Это было его первое в жизни яблоко. Самое вкусное!

                Декабрь 2011год.