Шинели и пальто

Тамара Касаткина
               

       Однажды моя знакомая предложила мне коммерческую поездку  за товаром  в Китай. Это был конец октября 1995 г.  Уже  начинались заморозки, и на Урале было  холодно. У меня не было денежных средств, чтобы я могла начать предпринимательское  дело.
 Но это предложение мне понравилось, так как я слышала  о дешевой китайской продукции. И я решила, что должна  воспользоваться  этой идеей.
      И вот после телефонных звонков к своим родственникам и  знакомых, я имела сумму в своем кармане,  часть из которых ушла на покупку коммерческой путевки, другая  - предназначена на приобретение товара для развития моего дела.  Очень быстро, по каким-то каналам, неведомым мне, был сделан иностранный паспорт и виза, и я имела документы на руках.
 И вот вся группа, это человек 15 вместе с руководителем, летят на самолетах через Свердловск, Томск во Владивосток. Первый раз видела во время перелета озеро Байкал и им была очень восхищена. Ранним утром мы были во  Владивостоке и нас всех  расселили в гостинице.
     Я подошла к окну и предо мною был залив и корабли, и ясное чистое  голубое небо. Здесь было тепло. Радостное чувство не покидало меня, когда я находилась в  этом городе. Первый день мы знакомились с  этим городом и меня поразила обилие  иностранных автомобилей и  множество таких машин  на улицах города. И как в любом  большом городе, много магазинов и большое движение транспорта и людей. Жизнь шла своим чередом. 
     На следующий день, довольно рано, в четыре часа утра, мы выехали из Владивостока на  границу с Китаем, где мы должны пройти через паспортный и таможенный контроль и въехать в Китай.
     Для меня это была первая поездка за границу. Все было для меня незнакомым,  и я была в сомнении и  беспокойстве. И не только я и многие  другие туристы. Да, я забыла описать, что еще  у себя в городе, мне советовали приобрести солдатские  шинели и наши отечественные пальто, которые пользовались спросом в Китае. И они  должны были помочь приобрести дополнительную китайскую валюту для приобретения товара. И я это сделала, и у меня в чемодане лежали такие две  шинели,
       На  границе долго  нас не пропускали, вся  группа устала  ждать, все хотели есть и пить. В здании было очень много российских групп из разных городов. Слышалась разная речь: и русская, и  украинская и другие национальностей.  Было очень душно и  прохладно. Обкуренный воздух и обитаемый разговором людей, наполненных вплотную в здании.
     Начали пропускать. Создалась огромная очередь из людей. Все толкались, кричали, говорили и еще вдобавок, начали  одевать на себя по два пальто или  по две шинели. Я  была в недоумении.
- Зачем это надо? Зачем? – спрашивала своих «туристов» по группе.
Мне объяснили, что при осмотре на таможенном контроле допускается иметь только одно пальто или шинель в багаже. И мне тоже пришлось натянуть на себя  одну шинель. В таком наряде все выглядели очень смешными. Это надо было видеть…!  Мы все смеялись, глядя друг на друга! И вот такая толпа  людей в шинелях шла через контроль. Пропустили  всех
« туристов», и потом нас поместили в старые душные вагоны, где мы вплотную сидели на общих местах.
        В китайском пограничном городке мы все выполнили  программу на приобретение товара. Все мы возвращались грязными и  прокуренными  дымом в этом городе. На улицах города было много точек торговли стряпней и варенными куриными яйцами в казанах на костре. И я долго  ощущала городской шум и постоянный вой местных машин  во время движения по улицам этого городка. Мне  запомнилась грязная постель в «комфортабельной» гостинице, китайская разнообразная пища на  круглых  столах в ресторане, которую изголодавшиеся «туристы» в первый день сразу всю съели и не поняли,  в каких условиях едят и что едят. Но уже вечером и на другой день никто не стал есть такую пищу.
      Я  обменяла свои шинели и  с себя свое дамское красивое демисезонное пальто, которое облюбовал один китаец. И пока  он не получил его, он в течение дня несколько раз подходил ко мне со своим предложением.
      После китайского таможенного контроля с приключениями, мы вплотную сидели в вагонах, а  загруженный багаж - это огромные баулы,  находились в другом вагоне. И вот поезд тронулся. И вдруг  вся наша группа засмеялась, все смотрели в окно. Я выглянула и увидела на перроне  китайца в моем пальто, который разговаривал  с кем-то на перроне. Все смеялись и шутили со мной. И я тоже смеялась. Это был второй веселый момент, когда мне было очень смешно. Смешные люди в  шинелях и мое  дамское пальто на китайце!
     Во Владивостоке в гостинице  мы смывали китайскую грязь.   От  городской сажи китайского  пограничного городка вся вода была черная! Обратно в свой город мы возвращались пассажирским поездом. Путь был длинным  и долгим, семь суток в пути. И в памяти остались смешные эпизоды этого путешествия в Китай.