О Михайлове и Лебедеве. Два могучих баса

Судьба Человека
Россия издавна славилась могучими басами – мы знаем Осипа Петрова, первого исполнителя партии Сусанина, Фёдора Шаляпина, династию Пироговых… Максим Дормидонтович Михайлов стал их преемником в советское время. Судьба его сложилась странно, неоднозначно и недостаточно ещё изучена. Сведений о нём крайне мало: советская пресса сознательно умалчивает о церковном прошлом певца, а в церкви его имя звучит как имя отступника. И всё же, творчество Михайлова питается впечатлениями детства и юности, прожитыми им в дореволюционной России, знанием русской жизни и веры «изнутри». Без своего опыта жизни в Церкви он не стал бы тем певцом Михайловым, которого мы знаем.
В 1914 году Максим Михайлов закончил пастырские курсы и был назначен диаконом в Уфимский собор, через три года был переведён в Омск, затем – в Казань, а в 1924 году – в Москву, где он служил уже протодиаконом в церкви Василия Кесарийского на Васильевской улице.
В 1930 году Михайлов ушёл из церкви и поступил в оперную труппу Радиоцентра. Он участвовал в оперных спектаклях, по радио звучали русские песни и романсы в его исполнении. В конце 1932 года певец был приглашён в труппу Большого театра. Сразу завоевав любовь московских любителей оперы, он спел здесь почти все ведущие басовые партии – Варяжского гостя в «Садко», Мельника в «Русалке» Даргомыжского, Пимена в «Борисе Годунове», Кончака в «Князе Игоре» и др. Высшим же достижением Михайлова на оперной сцене стал Иван Сусанин. Он был первым исполнителем этой партии на советской сцене в 1939 году. Позже ему выпала честь петь в спектакле «Иван Сусанин» в исторический день 9 мая 1945 года.
Умер Михайлов в 1971 году. Есть сведения, что он был отпет и похоронен церковью в диаконском чине.

Архидиакона Михаила Петровича Лебедева,к которому Михайлов приезжал летом 1930г., расстреляли 23 октября 1930г. Прожил он всего 35 лет. Это был высокий, красивый человек. Как и Михайлов, он обладал могучим басом, от которого билось стекло. Но его манера пения отличалась от манеры Михайлова. Мне трудно судить, чем именно и как, но об этом свидетельствуют современники. Она оттачивалась педагогами в мужском монастыре в Сергиевой Пустыне под Петербургом, в академической капелле в Петрограде. Там он встречался с Шаляпиным, который предрекал ему большое будущее. Затем пел в капелле в Москве. Кроме церковного пения он любил петь романсы, выступал в колонном зале, и спустя годы пел в тюрьме Бутырки для своих соседей по камере.
Одним из его отличительных свойств были честность и искренность. Лебедев боролся с обновленцами в церкви, несколько раз сидел в тюрьме, был в ссылке в Сибири.

Представители Русской зарубежной церкви помнили его и фактически ввели его в перечень священномученииков, изобразив на иконе, посвященной священномученикам Российским (Бостонская икона, художник Папков).
Специалисты его голос сравнивали с голосом современного певца Чезаро Сиепи (его записи можно найти в интернете).