А ливень нешуточный! А ветрище, перемещающий небесный душ в хаосе прихотливых амплитуд, от которых прогибаются стекла в окнах! Какой русский человек любит холодину и промозглую сырость? Я к таким любителям не отношусь; и не потому, что русский, а потому, что уж очень, очень разыгралась стихия.
Уже двое суток, как осень навесила свои водные вуали на невидимый горизонт. Небо, не определив свои представления о норме осадков, потопом заливает взбесившимися водами почем зря. В окно смотрю, как в аквариум, разве что рыбки не стучат, напрашиваясь в гости.
А мы с Лидичкой и не ждем гостей, и на улицу выходить не собираемся в такую непогоду. У нас ни аквалангов нет, ни водолазных костюмов. Мы сухопутные художники.
В хорошие солнечные дни из окон мастерской видны Родопы, кипарисы и, если вправо посмотреть, можно увидеть античный театр. Взглянешь вперед – холм с «Алешей - Болгарии русским солдатом».
Можно пойти на кухню, из окна (лучше с балкона) полюбоваться раскопками 4 века нашей эры. Это с 5 этажа, рукой подать – в двадцати метрах от подъезда. А рядом с раскопками цыганская махала. Пловдив!
Дождь. Я слушаю балканские песни – колдует Валя Балканская. Из этого ненастья её голос уводит, уносит и греет другой стихией. Слушаю македонские «улеты» и посматриваю на новую картину, где «хубовицы» - красавицы в национальных нарядах танцуют и кружат «хоро». Подобная картина - единственное реалистическое, но с моим подтекстом, произведение. Так надо. Этнические аксессуары: цветы, узоры, орнаменты, фасоны «дрех» - так по-болгарски называется одежда, видел в натуре, не в музее.
Мы уже 4 года живем в Болгарии. Эту малюсенькую страну объездили и по синусоиде, и по горизонтали, и по вертикали: от Турции до Румынии, до Греции и Македонии; от моря до гор. Увидели красивую землю и полюбили. Вот и живем в удовольствие, пока судьба не распишет другие маршруты.
Уже несколько недель или месяцев, а может и лет работаем над циклом «Предчувствие Новой Эпохи». Пишем в авторском дуэте. Так решили. Так удобней. Почему? Одна профессия, одна мастерская, близки по мировоззрению, читаем одни и те же книги, общаемся с теми же друзьями, одинаково понимаем тему. Синтезируя наши творческие возможности, получаем ошеломляющий результат.
Ох, и льёт с неба!
Сидя на красно-черно-белом шерстяном пледе и попивая кофе, Лидичка читает Блаватскую в соседней комнате Я, слушая Кичку Бодурову,Валю Балканскую, разглядываю «Болгарское древо» и соизмеряю цвета картины – активно знойные со звуками древних напевов… кажется, совпадает. На сегодня достаточно. Яркие цвета утомили.
Перевел взгляд на стены. Светлейшие тона полотен цикла «Предчувствие Новой Эпохи». На белых стенах – перламутровые жемчужины. Светло-кремовый пол, белая мебель: стол, шкаф, полки, белый потолок – чистота. Все оттенки белого. И в картинах этого цикла мы гармонизируем не цвет, а свет. Палитра совсем другая.
Свинцовые белила плотные, укрывистые, используем как прокладку –они слегка желтоваты. Белила титановые светлей, сверху. Цинковые - лессировочные по светлому дают почти неуловимую градацию еще более светлого.
Такой эстетики чистоты я не вижу в работах современников, особенно коллег болгар. Тому и радуюсь. Конечно, опасность впасть в белесость подстерегает… но опыт! Опыт!
«Высокая тональность» картин дает ощущение света и воздуха. Цвет служит только для изменения тона, когда доходим до радуги.
Цвет оказывает воздействие на настроение человека; большинство зрителей эмоционально реагируют на цвет, как на раздражитель. Мы умиротворители. От слова - МИР творить.
Пловдив. 1999г.