Феодор

Владимир Зуев
   Утро туманное, чуть вершины деревьев позолотили лучи встающего светила. Ловать. Родина отца. Я – пацан, лет четырнадцати - пятнадцати, стою на берегу, рыбёшку ловить пробую. Маленько натягал.

   На долблёнке, в холщёвой рубахе, с совершенно белой шевелюрой и окладистой бородой, худощавый старик тихо проплывал мимо, лихо орудуя одним веслом. Остановился… долго смотрел пронзительными, глубокими глазами:- «Городской?»
-Что?
-Откуда будешь?
- Из Питера.
-К кому в гости?
-С отцом приехали к Зуевым.
-Эт хорошо! Справные ребята!(Младшему в деревне за семьдесят)… Гребать могёшь?
-Это что?
- На вёслах можешь?
- Могу. В городе занимался в клубе…
-Ну, прячь свою «корягу» (удочку), садись аккуратно, бери второе весло… Кликать как?
-Владимир.
-Хорошее имя, правильное. Меня зови Феодор.

   Долго молча гребли. То ли озеро, то ли заводь большая. Феодор огляделся,«выставил» по ориентирам чёлн, бросил камень на верёвке, мне велел.
- «На яму встали. Теперь минут десять у нас есть. Вот леса. В ведёрке  черви. Крышку на забывай закрывать. Рыбу под ноги…»  Даёт «бортовуху» - «Вот так насаживать, вот так наматывать будешь. Потренируйся…»

Таких удочек, лесок, крючков, даже червей я впервые видел. «Бортовуха» - довольно толстая, как черенок от лопаты, впереди примерно меньше метра сама уда, и две рогульки, на которые намотано больше десяти метров «косички», сплетённой из трёх конских волосков. Кованный плоский крючок с довольно длинным цевьём  без «бородки», со странно загнутым остриём. В ведре, под мхом, много червей – в палец толщиной, и, наверно, сантиметров двадцати… На мой удивлённый взгляд Феодор ответил: - «Выползки. Не каждую ночь выползают. Завтра, к вечеру долгая гроза будет. Надо окушков подёргать,а то потом долго клёва не будет. Мох – чтобы черви не уползали и меньше скользили в пальцах».

     Забросили, и почти сразу НАЧАЛОСЬ!Поклёвка!Только вытащу – за ней – другая! Окунь не то, что крупный, очень крупный! Таких я никогда даже на рынке не видел, да и потом –редко… И то –по одному,два... Еле справляюсь с одной удой,а дед – с тремя – легко! Я уже все пальцы лесой поранил, об плавники наколол… 

  КЛЁВ! «БЕШЕНЫЙ КЛЁВ»! АЗАРТ… ДАЖЕ КУРАЖ ПОШЕЛ…
Окунь – это тебе не лещ и не плотва! На лесе ходит резко, сильно,рывками в разные стороны! Не зевай только! Хотя и лещ – дело серьёзное…
Один – под лодку… «Дзинь»… Леса оборвалась!Я чуть лодку       не перевернул от неожиданности.Клёв моментально прекратился!
…Такого «многоэтажного» мата я никогда не слышал! Ни раньше, ни до сих пор!

  Дед успокоился… «Прости меня, Господи! – перекрестился – Эти крючки ещё мой дед ковал, да и лесу мы с отцом плели… Пора, значит, и им кончаться. Храню их обычно в люняном масле… а лесу воском протираю… Ладно! Рыбки натягали достаточно. Да и черви почти кончились. Теперь на этой ямине лет семь- десять делать нечего. В этом году ещё только раз за рыбкой схожу, на другую ямину, потом – за грибками да за ягодой чуток… Забирай червей в одно ведро,вытаскивай камень,гребать домой будем,проголодался небось… Достаёт безмен, несколько взвесил, показал мне: «От восьмисот, до кило двести. Ещё есть рыбка. Не всю потравили…» Посмотрел мои руки,дал золы – «Разотри, меньше болеть будут, да  не загноятся»…
Дружно гребём,руки действительно не болят… как в клубе… вошли в ритм… Разогнались даже. Дед покряхтывает… Хвалит… Деревня показалась. Бабы на берегу уже ждут с вёдрами…  -Феодор возвращается! Глянь, с рыбкой! Он им: - «Потише, пусть гребун сначала наберёт, заработал.» Взял штуки три, и он мне несколько в ведро – «Потом занесёшь пустое  во-он в тот дом»…  А уж только опосля стал менять рыбу на молоко,творог,яйца, что другое… Денег не брал…
     Только перед отъёздом узнал, что этому Феодору за сто лет…
 Таких вот встреч с теми, кому за сто, было у меня немало… Благо Дарю Судьбе за уроки.                     Люблю я утром над речкой туманы. Они, как предвестник хорошего дня. Вода, что стекло… Чуть видно стремнину. Поплавок еле-еле плывёт. Тихо,вокруг ни души… И только встающее солнце, как радугой красит тумана клубы.
     Всю ночь соловьиные трели мне душу тревожат, куда-то зовут и о чём-то поют… Слова и Образы сам все наполнишь Возвышенным Смыслом… Блаженство Встающего Солнца впитав… На берег выйдет, туманом закрытый, тихонько ступая, огромнейший лось,что в речке, по утру, тихой, решивший напиться… Потом и лосята, жажду свою утолить подойдут. Так тихо сидишь… поплавок еле виден…    Не сильно и надо поклёвки, подсечки, плотвички в ведре…

Нужнее – ТИШИНА И РАССВЕТ! И – Процесс…Подлещик и лещ, но такое пореже, были предлогом на речку сходить, домашним сказать, почему ночевал я не дома… Люблю я рассветы, мечтая,встречать! Ветерок поднимается вместе с светилом, туман разгоняет…       Яснеет вода… Соловьи все – погромче, зарянка вступила… снова – птичий концерт…  Хорошо, что такие моменты в моей жизни бывали, что сидел в утренний час  на речном берегу… Или в лодке на Ладоге, или в «Зеркальном»… Или просто с утра в тихом раннем лесу….