Не начавшийся роман 5 глава

Римма Стаханова
Виктор смотрел на прихорашивающуюся перед зеркалом жену.
- Ты куда собираешься, бабушка?
Он так часто называл Олю и получалось у него это ласково. Хотя он и говорил, что ей не подобает краситься, но всё же отмечал про себя, что жена у него симпатичная. Лёгкий макияж только подчёркивал её неброскую красоту.
   ...Виктор любил свою жену даже больше, чем детей. С маленькими, да, любил возиться. В поликлинику сам водил, пока Оля дома справлялась с делами. Но вот выросли дети, и он не может с ними найти общий язык. Сам не понимал, почему у него не складываются отношения с сыновьями. Ему казалось, что он, как отец, делает всё для них.
   Виктор заметил, что Оля в последнее время стала какой-то отрешённой. Вроде так же справляется по дому, но в её поведении что-то настораживало. Иногда он бывал просто взбешён её упрямством. Часто не мог сдержать своих эмоций и кричал на Олю. Она замыкалась в себе и могла не разговаривать с ним долго.
   Он всегда первым шёл на примирение. Виктор никогда не задумывался о том, почему вдруг у них испортились отношения с женой. Но всякому терпению приходит конец. Просто жена давно уже устала от его пьянок. И всё же Виктор был  благодарен жене за то, что она умела потушить вспыхнувшую ссору. Давал ей Бог мудрости и терпения.
   Виктор был очень вспыльчивый, а Оля, напротив, спокойная. Она никогда не повышала голоса. Была хорошей и гостеприимной хозяйкой. У неё любили бывать подруги, и Виктор спокойно к этому относился, но терпеть не мог, когда они долго засиживались.
   Тогда он мог просто высказать своё недовольство и все понимали, пора уходить. Но это были мелочи по сравнению с тем, что Оля была холодна с ним. Да, она выполняла свой супружеский долг и не более. Но несмотря на это, у него никогда не возникало желания изменить жене. Даже когда они развелись и жили отдельно, он оставался верен ей.
   А Оля нашла себе любовника, и Виктор не мог её простить всю оставшуюся жизнь. После того, как они вновь сошлись, он при каждом удобном случае напоминал ей о её измене. Нелегко складывались их отношения после развода, но Оля решила, что так будет лучше. Ведь детям нужен был отец. Если бы тогда она могла знать, что это не послужит семейному счастью!
Она обрекла детей на неспокойную жизнь. Сколько слёз она пролила, когда поняла, что сделала ошибку. Олю тяготила вина перед мужем, хотя она изменила ему после развода.
   А дети росли, не понимая, почему отец часто кричит на маму, ведь она ничего плохого не делала. Почему он пьяный бьёт её? Они хотели бы защитить её, но как? Сыновья собирались вместе и разговаривали об этом. Что тогда складывалось в их головках? Только Бог об этом знал.
   Но когда они подросли и стали многое понимать, отношения с отцом  стали совершенно другими. Отец потерял свой авторитет в глазах детей, но, будучи взрослыми, они поступали так, как поступал он сам. Правильно говорится в пословице:"Что посеешь, то и пожнёшь".
Вся агрессия, которую отец направлял на жену и детей, бумерангом возвратилась к нему. Как ни странно, но Виктор не хотел понимать, что только сам виноват в том, что потерял доверие детей. И только Оля могла как-то сбалансировать отношения между ними.
   Виктор стал замечать, что в детях проявляются его черты характера, и это его раздражало ещё больше. Разговаривая об этом с Олей, он ставил это ей в вину, говоря, что она потакает им во всём.
   Легче всего переложить вину на кого-то другого, чем признаться в своих ошибках! Оля винила себя в том, что лишила детей детства. Часто она думала, что лучше бы воспитывала их одна. По крайней мере они не видели бы всех издевательств отца. Прошлого теперь не вернуть, а настоящее, вот оно: один из сыновей не работал и пил. Надолго исчезал из дома, и Оля начинала его разыскивать. И так повторялось много раз. Оля очень переживала за сына. Но что она могла сделать? Он сам выбрал такой путь. А ведь из всех детей он был самым добрым и заботливым. Что случилось с ним, что он стал подражать отцу? Настало время, когда они вместе стали выпивать.
   Оля молилась за сына, ходила в церковь, надеясь там обрести надежду. Виктору казалось, что он помогал сыну, когда пьяный начинал его учить, но результат был обратный. Он только отталкивал сына от себя. Всё в мире держится на любви. А вот её-то как раз и не хватало. Любить, значит принять человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками. Любовь должна быть безусловной. А в жизни она другая: если будешь хорошим, буду любить.
    Хорошо сказано в библии про любовь: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине....Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит".
   Есть ли такая любовь у кого из людей? И можно ли научиться так любить? Виктору не хватало любви, и он не мог её дать своим близким. Но и Оля не могла похвастаться, что она умела любить. Она бы хотела научиться, но как? Как она могла заставить себя любить Виктора?
   Глядя на него в зеркало, Оля думала: если бы он всегда был таким нежным, ласковым. Но она-то знает, что это ненадолго.
- Как я выгляжу?-спросила она мужа и повернулась к нему.
- Ты всегда хорошо выглядишь. Только скажи мне, куда ты собираешься?
- Пойду к Ксюше. Она звонила вчера. Что-то у них там не клеится опять.
- Так, может, и я с тобой?
   Но видя, как изменилось лицо жены, сказал: "Ладно, иди одна. Я лучше футбол посмотрю".
Оля обрадовалась, потому что не хотела идти вместе с ним. Ей нужно было поговорить с дочкой, а с ним разговора не получится, потому что он сразу начнёт искать виноватых.
   Оля была так уверена, что у дочери всё хорошо! Ведь она всегда выглядела вполне счастливой. Значит скрывала от матери, не хотела расстраивать. Но, видимо, уже не могла держать в себе боль, позвала маму, чтобы выплакаться. Помочь мама, конечно, ничем не могла, но Ксюша хотела услышать её мнение о том решении, которое она собиралась принять.

   Пока Оля шла до дома дочери, вспоминала как Ксюше было нелегко принять решение сойтись с мужем. Она делала всё для того, чтобы вернуть любовь мужа. Но жизнь не складывалась. Никто не видел, но она часто плакала, понимая, что все старания её тщетны. Она не могла убедить Володю в том, что появление Лёши в её жизни, это желание быть любимой, чего она не могла дождаться от него. Тем более, Алексей появился после того, как они расстались.
   Володя сам просил её пожить какое-то время у мамы, чтобы разобраться в своих чувствах.
   Для него измена жены была камнем преткновения, и он никак не мог её простить. Ведь он так был уверен в её любви, что  даже подумать не мог, что у неё кто-нибудь появится. Володя всегда был уверен в том, что, нагулявшись, всегда сможет вернуться к Ксюше, и она его примет. А Ксюша не понимала, почему он не мог её простить и понять, ведь она столько лет прощала ему его измены. Себя она не жалела, считала, что сама виновата. Все её переживания, это не что иное, как желание всю вину взять на себя. Она сама себя не могла простить, а это мешало ей строить взаимоотношения с Володей.
    ...Когда в жизни Ксюши появился Лёша, Володя в то время к ней не приходил и не звонил. Расстаться на время, это было его решение. Он хотел разобраться в своих чувствах. Ему казалось, что он любит ту девушку, с которой встречался  на протяжении длительного времени. Володя не предполагал, что всё может так обернуться. А Ксюша решила, что она ему не нужна, и поэтому ответила взаимностью на ухаживания Лёши. Он был ласков, обходителен. Всегда ею восхищался, и её это подкупало. Ксюша не помнит случая, когда бы Володя восхищался ею, напротив, старался занизить её самооценку. Как ни странно, но ему было вообще безразлично, как и во что она одета.
   Оля вышла на улицу. Моросил мелкий дождь. Уже чувствовалось приближение осени. Прохожих было совсем мало. Оля шла по освещённой аллее. Вокруг стояли берёзки, краснела рябина и листья падали женщине под ноги. Можно было бы сесть на автобус, но Оле так хотелось побыть одной, подумать. Она медленно шла, не обращая внимания на усиливающийся дождь. Она думала о Ксюше, о сыновьях, о Николае. Мысли её перескакивали с одной на другую.

    Ксюша открыла матери дверь и тут же скрылась на кухне: "Мамочка, ты проходи. Я тут блинчики пеку. Сейчас чай будем пить".
Оля прошла в комнату. Там был идеальный порядок. Дочка  всегда отличалась аккуратностью. Всё лежало на своих местах. Квартирка была небольшая, но светлая и уютная. Они сели за стол. Оля видела, что дочка волнуется и поспешила ей помочь начать разговор.
- Доченька, не получается у вас жизнь?
- Я не знаю, что я ещё могу сделать? Он всегда напоминает мне о Лёше. Ведь я, правда, о нём и думать перестала, но Володя злится.
Оля слушала дочку и думала:"Почему у Ксюши жизнь складывается так же, как у меня?"
- Ты решила уйти от него?
- Да,я не могу больше чувствовать себя виноватой. Зря я ему поверила. Ведь он говорил, что никогда не вспомнит мне мою измену. Но я не считаю, что я ему изменила.
- Ксюша, но вы ведь только разъехались тогда, но не развелись. Ты ещё его жена до сих пор.
- Но он же мне тогда сказал, что полюбил другую. Что мне было делать? Он просил дать ему время.
- Хорошо, давай не будем повторяться. Решила разойтись, расходись. Только подумай прежде: ты этого точно хочешь?
- Я давно уже решила. Мама, он же и сейчас кого-то нашёл, и даже мне об этом сказал, представляешь?
-  Если решила, не тяни, подавай на развод. Лучше не будет.
- У вас ведь с папой так же было?
- Мы развелись, пожили отдельно друг от друга, а потом сошлись и снова расписались по его настоянию.
- Зря я тогда, мамочка, тебя не послушала. Ты же не хотела, чтобы я вновь шла к нему.
- Нет, это хорошо, что ты пошла. Иначе жалела бы и сомневалась, правильно ли ты поступила. А теперь ты знаешь, что сделала всё, чтобы сохранить семью.
Они посидели ещё, поговорили. Ксюша похвасталась своими вышивками. И когда Оля стала собираться, дочка ей сказала:
- Мамулечка, ты не обижайся, но я не пойду к вам жить. Не хочу я снова с папой ругаться. Я сниму комнату.
- Как знаешь, доченька,- Оля пошла, поцеловав Ксюшу на прощанье.

   Жизнь идёт своим чередом, а вокруг бушуют страсти. Люди борются с чувствами, строят своё счастье. Любят, ненавидят, прощают, мстят...Но ни на миг не останавливается движение жизни. Вчера уходит в вечность. Сегодня ставит новые задачи и цели. И так день за днём. Недавно было двадцать, потом тридцать, сорок лет, жизнь идёт, не стоит на месте. Позади радости, боль, потери, а впереди неизвестность. И только любовь Божья остаётся неизменной. Именно она помогает людям подняться выше своих проблем. Оля чувствовала любовь Бога. Она видела его направляющую руку в своей жизни. Он провёл её через все испытания и научил доверять Ему. Оля была уверена, что Бог простил её. И это давало ей сил. Это Он удержал её, когда она поддалась искушению, встретив Николая. Она всё ещё его вспоминает и мечтает увидеть. Но больше всего хочет, чтобы в её семью пришёл мир. Она не думает о том, что сможет полюбить мужа. Но, хочет научиться принимать его таким, какой он есть.

  Что произошло с Николаем? Почему он больше не позволял своей жене унижать себя?"- она поняла это, когда однажды бросила ему в лицо: "Ты ничего в жизни не достиг. Всю жизнь гайки крутишь".
Вместо того чтобы оправдаться, и в свою очередь указать на её недостатки, он ответил: "Кому-то надо и гайки крутить. Не всем в начальствах ходить",- и Николай с достоинством сел за стол. В конце концов он ест свой хлеб, а не сидит на шее у жены.
- Кстати, ты всегда была свободна. И сейчас ещё не поздно найти достойную пару.
- Что значит, найти? Мы с тобой пока ещё муж и жена. Ведь ты не собираешься разводиться, надеюсь?
- Меня вполне устраивает такая жизнь, как впрочем и тебя. Так что давай не будем продолжать нелепый разговор.
Людмила села, забыв зачем зашла на кухню."Интересно! Он раньше так смело не говорил", - подумала она и сказала:
- Понятно! Это влияние стихов, или, может, она тебя научила?
- Глупости говоришь. При чём тут стихи? И брось свою ревность. Не изображай из себя святошу. А если не нравится, занимай комнату и живи сама, как хочешь.
   Людмила заплакала и ушла в комнату. Никогда ещё Николай так с ней не разговаривал. Она всё время считала, что он держится за неё, боится потерять, боится остаться один. "Как он может так поступать? Ведь на ней держался весь дом"- размышляла Людмила. Всю ночь она не сомкнула глаз. Чувствовала, что и Николай не спит, ворочается.
"Как же так? Тридцать лет жизни коту под хвост из-за какой-то дуры? Но ведь дура-то, она сама. Считала, что она неотразима. А муж её, так, тюфяк. Что же делать теперь? Как себя вести?" Она вспомнила слова Николая по поводу святоши: "Неужели он что-то узнал о её романе? Но ведь это было так давно! Неужели всё это время он знал и молчал?" Людмиле стало стыдно. Она не знала, как теперь себя вести, как смотреть ему в глаза? Первый раз в жизни она испугалась. А что, если Николай уйдёт от неё? "Надо что-то делать,"- решила она. Под утро она уснула, а когда проснулась, Николая уже не было.
- Ведь сегодня выходной. Куда он делся?- разговаривала Людмила сама с собой.

   А Николай шёл пустынной улицей. Погода была отличная. Он наслаждался запахом осенних листьев. Николай шёл в гараж. Это было его место уединения. Там, в тайничке, на всякий случай он держал бутылочку. Сегодня как раз тот случай, когда ему захотелось расслабиться, отпраздновать победу. Ведь он всё-таки высказал жене то, о чём молчал много лет.
Николай открыл дверцу машины, чтобы было хорошо слышно музыку, и сел на табурет. На память всплыли строки из стиха:
"Но я верю, что где-то,
ты сидишь в тишине,
вспоминаешь то лето
и грустишь обо мне.
Не грусти, не печалься,
и встряхни стариной.
Своим чувствам отдайся,
но...с любимой женой."
   "Да, правильно ты веришь, Олечка! Сижу и думаю о тебе. Только вот не получается отдаться своим чувствам с женой. Давно уже их нет. Если б ты знала, как я хочу тебя увидеть!"- и Николай, налив очередную стопку, вслух произнёс: "Пью за тебя, Олечка."
    Пробыл он тогда в гараже довольно долго. Что он только не передумал? То он убеждал себя, что нужно забыть Олю, не думать, не вспоминать...То, вдруг, начинал оправдывать себя: "ну, что тут плохого, если ему нравится другая женщина? Ведь он же не бросает свою жену. И, наконец, я даже не вижусь с Олей".
   Но, на серце у него было почему-то очень грустно. Он считал себя предателем по отношению к жене. Она-то чем виновата? И кто виноват вообще? Оля? Нет, ей самой тяжело, Николай это понимал.
   Как же разрешить эту проблему? Как вести себя, если вдруг снова увидится с Олей? И чем больше Николай думал, тем больше убеждался в том, что он не должен подавать Оле никакого повода.
Сам того не сознавая, он мысленно обратился к Богу, говоря: "Господи! Что мне делать? Помоги разобраться в себе. Я не хочу причинять боль ни Оле, ни жене".
Взглянув на часы, поразился - прошло три часа, как он ушёл из дома. Людмила, наверняка, волнуется.
   Когда он вернулся домой, жена его не встретила, как обычно, с упрёками, а сказала: "Я тебя жду, не обедаю. Мой руки, пока я накрываю на стол". Николай зашёл в ванную, включил воду и подставив руки под струю воды, взглянул в зеркало: "Ну что, старик, делай выбор".

   Они молча сидели за столом, не зная о чём говорить. Людмила боялась продолжения разговора, но нужно было как-то прервать затянувшееся молчание, и она тихо проговорила: "Николай, я знаю, что ты вправе на меня обижаться. Характер у меня скверный. Я прошу у тебя прощения за всё".
- Я давно уже простил. Иначе не жил бы с тобой столько лет. А потом, я же знаю - тебе не такой муж был нужен. Ошиблась ты во мне. Но ты же смирилась и жила. Так что мы с тобой квиты. И давай закончим на этом разговор".
   Тут в дверь позвонили, пришёл сосед, и они были рады, что он разрядил обстановку. Жена ушла в кухню, дав им возможность посидеть вдвоём.


-