Мастер

Владимир Зуев
Воспоминаний череда нахлынула волной…                Что мог… то записал за волной волна…
         Мастер
     Я ещё в школе учился, в седьмом. Отец определил меня к знакомому Мастеру на обучение.  Раз в неделю ходить. Гитары строить. Да и мне интересно. Приходим. Квартира на Петроградке.  Чистенько. Знакомимся: – Владимир.
- А по батюшке?
- Владимир Осипович  Зуев. (А сам стесняюсь, Батяня же здесь…)
- Ну а я – Денис Григорьевич Староверов. (Глаза внимательные и одновременно добрые.)
     В широком коридоре шторку отодвинул, свет включил… Верстачок  небольшой, стеллажи с деталями. Гитар штук пять висит, ещё не доделанные. Одна только лаком покрыта. Остальные – «беленькие», и даже есть без верхней деки.
     Больше часа  показывал детали, инструменты столярные, приспособления всякие, сами гитары.  Меня очень удивила одна: - больше обычных, и – с двумя грифами!
- Вот, в цыганский табор делаю…
     Я, в основном, молчу, удивлённо на всё смотрю, осторожно трогаю… рубаночки разные, стамесочки, струбцинки… Всё красивое, удобное… острое… Многое тогда узнал и увидел впервые. Махагони – один из более ста сорока видов Красного дерева. Из-за него и пошло название специальности – Краснодеревщик.  И для мебели годится, и для музыкальных инструментов подходит. Красивое… Эбен – вид чёрного дерева. Работающих  с ним называют чернодеревщиками. Ещё более высший разряд, больше мастерства  требует, да и терпения. И не каждый краснодеревщик мог стать чернодеревщиком. Здесь уже и резьбой овладеть надобно…  Эбен и палисандр ставится на лучшие, концертные инструменты в грифах, накладках, панцирях. Кроме внешнего, строгого вида, улучшает скольжение руки, износостойкость, прочность… Можно гриф тоньше сделать, да ещё и тембр, отдачу улучшить.  Мадагаскарский палисандр – мечта любого гитарного и мандолинного мастера! Красивый, шоколадно-фиолетовый цвет, плотное, полётное звучание, своеобразный, ни с чем не сравнимый тембр… Его ещё называют «Испанским»… Корпуса гитар из него – сказка!  Явор, яворок -  Красивая разновидность белого клёна. Мастера ласково называют его – сахарок. Струйчатый, или «волна» - комлевая, та, что ближе к земле,  часть, создающими великолепный рисунок.    В музыкальном деле используется на корпуса дорогих скрипок, гитар, домр, балалаек… Идеальное сочетание  качеств Резонансной ели и явора позволяет создать шедевры: скрипки Страдивари, альты и виолончели Отто, балалайки и домры Налимова… Современных Мастеров…  Кроме красоты, немаловажного качества в музыкальном деле, «струя, волна» даёт ещё и своеобразный, бархатный  тембр… Орех – плотное и нежное одновременно звучание… Ольха – Одна из разновидностей красного дерева, что у нас почти в каждом лесу растёт. В музыкальном деле довольно широко применяется, кто знает… У неё звуковые волны равномерно распространяются во все стороны.   А ель! Ель Акустическая, резонансная! Я когда-то думал – ёлка,  да ёлка… Ан нет! Из ста брёвен дай Бог одно можно отобрать для музыкальных инструментов, а из  него, бревна – только 15 – 18% всего на резонансные дощечки! Должны быть ровнослойной, звонкой да упругой. И, особая, только для музыкальных инструментов, выдержка древесины для «созревания» - не менее 80 – 120 лет. Хотя Мастера говорят: «Не гонись за старым, гонись за звонким да упругим»… Шеллак, сандарак, копал… янтарь, масла разные, красители… Как бережно, трепетно Мастера относятся к каждому кусочку дерева… любого материала для работы… находят применение для самых маленьких кусочков… Это про материал… А про саму работу…  Рассказывал про работу, про материал увлечённо, степенно, с любовью. Возьмёт деталь, погладит, чуть помолчит, и… Глаза аж светятся… Можно часами слушать…
     …Денис Григорьевич положил на верстак специальную доску с приклеенной  на неё «шкуркой». - Это для строжки гитарных бочков. Их, прежде чем  гнуть, надо аккуратно выстрогать, вот смотрите:  - показывает очень тоненькую дощечку… Кладёт её на приспособление, с одного конца ставит шлифтик – это такой рубаночек для чистовой обработки, с другим углом резания и со скошенным «летком». Выдвигает, но так, чтобы он не упал, и! ТОЛКАЕТ! Шлифтик доезжает до конца заготовки – 830мм! Стружечка ровнёхонькая, прозрачная, тонюсенькая-тонюсенькая! И нигде не порвана!                ВО ВСЮ ДЛИННУ!
     И у Бати, и у меня глаза на лоб! - Вот это да! Как же точить то надо!                - Когда меня учили, то Мастера могли и на два метра так вот!   Но даже так, чуть меньше метра строгануть, я учился 17 лет налаживать инструмент! Подошва для такого шлихтика годится только из ствола яблони или из груши, да к тому же хорошо высушенная. Такая и скользит хорошо, руки меньше устают, и снашивается медленно. Если захочешь  действительно Мастером стать – научишься и инструмент для работы делать,  и налаживать.                (Потом я узнал – заготовка на большую гитару – длинна 830-850 мм, ширина – 120мм, а толщина должна быть в зависимости от материала, от 1,7-1,8мм (меньше двух), до 2,3мм. Чем плотнее материал, тем тоньше.)
     Выходит из комнаты хозяйка, тётя Тоня: - На сегодня работы хватит! Денис, сыграй-ка  на последней гитаре, да и к столу. У меня пироги готовы.
    И они, Денис Григорьевич и мой отец, на двух гитарах играли и пели целый вечер…иногда закусывая вкуснейшими расстегаями-рыбниками и пирогом с капустой… То «Неаполитанские», то «Венгерку», то фронтовые – блатные… Мы с тётей Тоней как могли, и что могли, подпевали… КОНЦЕРТ!
     Так началось моё «вхождение-обучение» в строительство  музыкальных инструментов.            (Здесь правда недолго, и до готовой гитары, собранной мною, не добрались.                А двухгрифовая зазвучала! Здорово зазвучала!)
     В следующее воскресенье учился пилить… Слава Богу, ничего сильно не испортил.   Те самые бочка для гитар, но другой размер, поуже и покороче… но тоже…  Лучковую пилу в первый раз держал, переволновался, вспотел…устал, но ничего… Всего пару пластин… пошли на балалайку, у неё детали короче, некоторые совсем короткие… А остальные уже и на гитары. За день 16 штук заготовок спилил. Их на гитару пару штук надо. На семь гитар хватило… на восьмую, то бишь, первую… только на балалайку…               - Ничего, Владимир, я первый раз больше материала для балалаек заготовил. У тебя всего на одну получилось. Рука твёрдая, держишь!
     Прихожу в одно из воскресений…
-Сегодня работать не будем. Мы чай пьём. Да и разговаривать будем мало.
     Маленький столик, свечи на нём… Денис Григорьевич в косоворотке, тётя Тоня, Антонина,   в русском сарафане, в белой с вышивкой рубашке, в платочке. Фартучек аккуратный. На столе, в маленькой вазочке одна ромашка, стаканы с чаем в подстаканниках и сушки. Обыкновенные сушки… и больше ничего.
- У нас сегодня Годовщина Первого Свидания… Мы каждый год отмечаем…
     Сидят, за руки держатся, смотрят, друг на друга любуются…
     ДЕЙСТВИТЕЛЬНО – СВИДАНИЕ…
     Спрашивать-разговаривать не хочется… И так ВСЁ видно. Через всю Жизнь Любовь   и Чистоту пронесли!
     Вскоре Дениса Григорьевича не стало.
     А строить инструменты я всё ж научился! Хоть и   с огромным трудом, и на несколько лет позже, может …  и не сильно мастерски… но…
   На фабрике Луначарского работала Династия: Староверов Денис Григорьевич, его брат Григорьев Тимофей Григорьевич и Григорьев Геннадий Тимофеевич, с кем мне удалось несколько лет поработать рука об руку, с благодарностью учась  Мастерству.