Стахановка-пофигистка едет в Савонлинну

Наташа Лазарева
Стахановка-пофигистка едет в Савонлинну


          В Карловых Варах, когда я увидела, какие подарочные корзины предлагаются в магазинах покупателям, то преисполнилась гордостью за своё оформительское мастерство. Это было летом.
          И вот прошла сумасшедшая осень. В смысле – ненормальная. Я устала. Не знаю, с чем сравнить эту усталость.
          Привыкшей работать в одиночестве, за полтора месяца мне пришлось столкнуться с двумя десятками помощниц, которые, всё равно, все сбегали – не сразу, так через день-два. А троих уволили. Я – хреновый воспитатель для великовозрастных девиц. Я умею только подавать пример. Но стажёрки к стахановскому труду не приучены. Что хуже всего, едва в помещении собирается больше одной помощницы, начинаются разговоры о несправедливом отношении работодателей к творческим личностям, о непонятости их гениальности, о наполеоновских планах на будущее и вынужденной необходимости унижать своё сверхчувствительное достоинство подобной оформительской работой, где невозможно проявить незаурядные таланты. Причём, почти все кандидатки – безработные. Но, едва решив, что место получено, расслабляются и делают загадочные лица, это вместо вала подарков-то…

          Я устала. Устала ругаться с ними, с начальством. А тут ещё клиенты.
          Внесла рацпредложение: сообщать покупателям, что оформителей нет. Есть сотни готовых подарков – пусть выбирают. Меня не поняли. А то такие истории: клиент заказывает три десятка подарков от 16 до 20 тысяч. Хочет, чтобы было празднично, красиво, неповторимо! Начальство даёт установку по продуктам и украшениям, я делаю всё сама, сотворяя из каждой корзинищи индивидуальную рождественскую сказку, не похожую на остальные. Клиент приезжает, смотрит и едва не матом обкладывает все подарки. Начальство в шоке. Меня на тот момент не было, но спустя несколько часов никто не может объяснить, чем недоволен заказчик. Мою работу передают на переделку двум новым помощницам, с указанием всё вынуть и переложить в другом порядке. Сказок больше нет. Есть дорогие продуктовые наборы. Зато сразу бросается в глаза и красная икра, и жестянки с импортным печеньем, и прочая снедь.
          Я даже не расстраиваюсь. Потому что у меня проднабор из более 60 корзин, для клиентки, которой в прошлом году корзины переделывали трижды - !!! – а потом ещё гоняли оформителя на место, куда были подарки отвезены, и снова переоформляли их уже там.

          На неделе Галя предложила: «Поехали в пятницу в Савонлинну? Праздник святого Томаса, экскурсия, гуляния, ярмарка. По дороге – осмотр церкви, забыла город. Выезд в полночь от Финбана». Я согласилась, изучив историю и достопримечательности Нейшлотского уезда.
          В пятницу пришла на работу с рюкзаком. В 22-00 забрала бэк из камеры хранения и направилась к метро. Как только созвонилась с Галей, подтвердив время и место встречи, мобилу отключила: я больше не горю на работе, с меня хватит.

          На самом деле, я из тех людей, что за спасибо горы своротят. Одной знакомой охарактеризовала себя как стахановку-пофигистку. Пашу за семерых, но, если мной недовольны, самоустраняюсь. Свято место пусто не бывает. Зачем занимать чьё-то место, когда где-то есть моё? Почти всегда меня зовут назад. Иногда возвращаюсь, чтобы снова уйти. Сделанный выбор всегда оказывается правильным. Путей назад нет ни чём – ни в любви, ни в производственных отношениях.
          Это я впаривала Гале, на моё счастье, абсолютно нетворческой, в кафе, под вишнёвый десерт.
          Тем временем начался дождь.

          Автобус оказался небольшим и тесным. На спинках кресел не было откидных столиков, сами кресла отличались узостью и жёстко зафиксированным положением. К своим местам продвигались по узёхонькому проходу бочком, непристойно виляя задницами, - чтобы не удариться о подлокотники. Втиснулись в посадочные места. Ехали скрюченными. На потолке салона алели иероглифы. Я предположила, что это – автобус для развозки китайских школьников. Галя сказала: «Я с этой фирмой три года назад ездила. Мне не понравилось» Я поразилась: «Тебе не понравились услуги, но ты снова обратилась к ним?» - «Это было три года назад. Наверное, они стали работать лучше».
          Ха-ха два раза. Нет, три – по «ха-ха» на каждый год. Всё, что сладко обещала «Константа», оказалось так, да не так.
          Туалет в автобусе был, но его не отпирали.
          Чай-кофе тоже был, но стаканчики закончились почти сразу.
          После пересечения границы нам предложили поспать в придорожном кафе, три часа – потому что у нас с финиками разница во времени в два часа, и всё ещё закрыто.
          Церковь мы увидели. Не больше, не меньше. В темноте автобус остановился под горочкой, гидша сказала, что строение можно посмотреть внутри только днём, но днём здесь автобусы не бывают, поэтому лучше ехать по маршруту в белые ночи, тогда можно храм сфотографировать.

          В Савонлинну прибыли в половине десятого. Экскурсия, обещанная на сайте, состояла в том, что гидша, всю дорогу молчавшая, как рыба об лёд, объявила: «Пока идём до крепости, я вам кое-что расскажу, а в крепость вы пойдёте одни, потому что нам там делать экскурсии запрещено».
          Я сказала Гале: «Пошли в город. Сейчас все магазины закрыты, и вряд ли в крепости будет что-то интересное, если нас ещё и с праздником не надрали».
         В крепость мы пришли во втором часу, с покупками и, как ни странно, с отличным настроением. Погода радовала. Дождя нет, безветрие. Я даже куртку сняла – у меня под ней жилетка из искусственного меха, с капюшоном, и свитер.
          Кроме погоды, радовали покупки. А ещё я увидела, как за границей делают подарочные корзины и как «ублажают клиентов на месте». Корзины – проднабор с бантиком. Всё. Для клиентов, желающих красивый подарок – за кассовыми линиями стоят за длинными столами женщины, укладывающие покупки в стандартные коробки и заворачивающие эти коробки в упаковочную бумагу. Всё!!! И все довольны! И я подумала, что это – правильно. Клиенты не гнут пальцы. Творческие личности не рыдают о своей неприкаянности. Люди со спокойными улыбками готовятся к праздникам.

          Не знаю, был ли в крепости праздник. Были туристы, в растерянном ожидании крутящие головами во все стороны: где обещанное веселье?

          Городок и крепость мне понравились. Хочу съездить туда летом, взять водную экскурсию к островам с нерпами и понежиться в спа.

          В автобусе гидша одышливо прокашляла: «Вот они какие, скучные финские праздники!» Я искренне посочувствовала тем, кто проторчал в крепости пять часов, надеясь на зрелища.
          На обратном пути нас завезли в три магазина. Причём, гидша сказала, что какую-то рыбу вывозить из страны Суоми нельзя, но все покупают и засовывают её … в штаны. Галя повернулась ко мне: «Наташа, ты же рыбу брать не будешь, часть моей спрячешь?» Я надула живот и пожаловалась: «Погляди, как я растолстела, еле в джинсы помещаюсь, какая, нах, рыба!»

          На границе перед нами стояло 13 автобусов. На метро мы опоздали ещё там. Но водитель гнал так (зачем?!), что до Питера добрались меньше чем за два часа – зимней ночью, под дождём! Галя всю дорогу молилась, я дрыхла. Страшно, конечно, но она не ездила по итальянским горам, где водители междугородних рейсов под сто двадцать утюжат лежачих полицейских и не обращают внимания на любые знаки ограничения скорости.

          Пошла на работу. Уже не как на праздник, а как на работу. Я отдохнула. Мне понравилась Савонлинна, финско-шведско-русская провинция, в окружении прекрасной Саймы. Спасибо, Суоми, я тебя люблю.