Кавказская партия-2 часть вторая

Игорь Шевырёв
Кавказская партия: грузинский гамбит – 2
Официальный курс Тбилиси – это укрепление личной власти Михо Саакашвили

Игорь Шевырёв

Следует отметить, что Россия не имеет каких-либо рычагов влияния на грузинскую политическую ситуацию. Причем данная реальность оформилась задолго до Августа-2008. Компартия – основная привязка советской Грузии к союзному центру – была отстранена от власти сразу после распада Советского Союза. Напомним, в тот момент к власти в Тбилиси пришел националист Звиад Гамсахурдиа, спровоцировавший межэтнические столкновения внутри страны. Однако окончательно зачистил власть грузинских коммунистов «перевертыш» Эдуард Шеварднадзе. При нем посткоммунистическая власть сменилась коррумпированным режимом.

Грузия и Россия. Ну а уже после «революции роз» Саакашвили, выгнав из страны «воров в законе», отстроил всю коррупцию под себя в качестве президента в «государстве – это я».
До Августа-2008 самым известным «пророссийским» был бывший шеф грузинского КГБ Игорь Георгадзе. После августа – в обстановке всплеска национализма – «пророссийскость» вообще едва ли не стала главным препятствием для попадания в грузинскую власть. Как результат, сейчас, например, каждый грузинский политик тщательно старается оправдываться, чтобы его не уличили в «пророссийскости». В том числе, бизнесмен Борис Иванишвили, несмотря на имевшееся у него российское гражданство.
Антироссийский «режим Саакашвили» прекрасно пользуется такими настроениями. Едва ли не в каждой оппозиционной силе Саакашвили видит «пророссийский след» и происки «российских спецслужб». Так, по этой схеме «пророссийской» стала даже Нино Бурджанадзе, которая в 2003 году стояла на трибуне «розового майдана». «Пророссийским» также вдруг оказался бывший премьер Зураб Ногаидели, назначенный на этот пост Саакашвили. Даже в ближайшей обслуге президента, оказывается, тоже завелись «пророссийские силы». Как результат, рейтинги всех указанных «пророссийских» оппозиционеров (и Бурджанадзе, и Ногаидели, и Окруашвили) быстро сдулся ниже критической отметки.
Да, действительно, у «пророссийских» политиков в Грузии сейчас нет никаких политических шансов. Правда, нужно уточнить – шансов вообще нет у всех, кто пошел против линии Саакашвили. (Будь он хоть пророссийский или проевропейский.)
Впрочем, нужно обязательно учесть другое: для самой России не имеет принципиального значения наличие или отсутствие влияния в грузинской политике. Получив непосредственный контроль за Абхазией и Южной Осетией, Москва как минимум на входах в Южный Кавказ свои интересы защитила.
Поэтому зайдем с другой стороны: гораздо больше в помощи РФ нуждается грузинская оппозиция, которой без внешнего вмешательства прийти к власти на практике проблематично. Таким образом, не Путин «сделал ставку» на Окруашвили–Бурджанадзе–Ногаидели (как любят кричать об этом пропагандисты), а именно указанная «троица» старательно обхаживает Москву, чтобы попытаться заручиться ее поддержкой.
Правда, это изначально тщетные надежды: для России нет никакой мотивации чужих игроков, исповедующих прозападный вектор, в чужой политической игре. И в дальнейшем Россия не будет вмешиваться во внутриполитические расклады Грузии, ее кавказская стратегия будет развиваться несколько в ином направлении.

Осетинский звоночек. Перспективу российской политики в отношении Грузии четко обозначил российский тандем в августе текущего года. Схема предложена по известному принципу «добрый/злой следователь», где Владимир Путин сыграл роль «ястреба», а Дмитрий Медведев – «пацифиста-переговорщика». Так, сначала премьер Путин во время своего селигерского отдыха впервые публично допустил возможность присоединения Южной Осетии к Таможенному союзу (1 августа). Спустя несколько дней в интервью российским телеканалам выступил президент Медведев, призвав Тбилиси к трехсторонним переговорам с Сухуми и Цхинвали (5 августа).
Таким образом, с учетом возможного возвращения Путина на пост президента РФ, до решающего розыгрыша грузинских сценариев остается уже менее одного года. Это означает, что если до возвращения Путина Грузия так и не вступит в переговорный процесс, втягивание Южной Осетии в ЕЭП с дальнейшим еще бОльшим отдалением от Тбилиси станет необратимым.
Говоря о данном сценарии, нужно подчеркнуть ряд следующих нюансов.
Во-первых, Путин пока что публично заявил о возможности присоединения к ЕЭП только Южной Осетии. В то время как о подобной перспективе для Абхазии не было сказано ни слова. Подчеркнем: это отнюдь не «забывчивость» или какое-либо «опущение». Вероятная причина – для Абхазии готовится несколько иной сценарий. Но главное – РФ все-таки оставляет Грузии возможность договориться хотя бы с Абхазией. (Ниже мы расскажем об этом сценарии.)
Во-вторых, Медведев призвал именно к трехсторонним (то есть внутригрузинским) переговорам в формате Тбилиси–Сухуми–Цхинвали. В частности, без участия России. Что является еще одним шансом для Грузии исправить ошибки, допущенные в Августе-2008 и наладить диалог со своими провинциями. Без внешнего протектората Кремля.
В-третьих, нужно отметить, что процесс интеграции Абхазии и ЮО в ЕЭП вполне мог бы начаться гораздо раньше. Например, еще сразу после Августа-2008. Тем более что и Сухуми, и Цхинвали тогда делали соответствующие призывы к Москве (либо войти в состав РФ, либо в СБР, либо в ЕЭП). Однако РФ с тех пор воздерживалась от удовлетворения данных просьб. Вероятная причина промедления – шаг навстречу Тбилиси, чтоб грузины одумались и сами начали восстанавливать связи со своими бывшими провинциями.
В-четвертых, Россией в качестве оптимального формата интеграции избран сценарий именно присоединения к ЕЭП, а не непосредственно в состав РФ в качестве новых субъектов федерации. Как к этому особенно призывали из Цхинвали. Например, буквально за две недели до августовского интервью президента Медведева лидер ЮО Эдуард Кокойты высказывался за вступление Цхинвали в «Союз России и Беларуси».
В-пятых, в правовом отношении на данный момент Россия связана с Абхазией и ЮО исключительно договорами о дислокации военных баз. Но при этом нет никаких договоров о дружбе и сотрудничестве с межгосударственным статусом. Пока что формальное признание независимости обеспечено дипломатическими процедурами. И, ко всему этому, можно также добавить формально действующие нормы грузинской Конституции, по которым Абхазия и ЮО являются грузинскими территориями (после Августа-08 – в статусе оккупированных). Однако после того же, как ЮО вступит в ЕЭП, между Москвой и Цхинвали появится первый межгосударственный договор. И к нынешней военной привязке прибавится еще и «правовая привязка». Соответственно, будет вбит еще один клин, направленный на дальнейший разрыв с Тбилиси.
Таким образом, на основании вышеизложенного на данный момент формально официальный Тбилиси все еще имеет шанс не только реинтегрировать свои грузинские территории, но и вместе с ними начать втягивание в процессы евразийской интеграции. Дело лишь за малым – нужно только сесть за стол переговоров. Однако если же переговоры Тбилиси–Сухуми–Цхинвали не состоятся – Абхазия и ЮО пойдут в ЕЭП отдельно. В то время, как реинтеграция Грузии продолжит зависать на длительную неопределенную перспективу.

Грузинский сценарий. Сейчас рассмотрим не только возможные варианты развития ситуации, а тот сценарий, который наиболее близок к реализации.
Итак, трехсторонние переговоры Тбилиси–Сухуми–Цхинвали являются лишь одним из неотъемлемых условий грузинской «разморозки». Известно также другое условие – в Грузии необходимо сменить власть. Президент Медведев и премьер Путин публично уже назвали Саакашвили «нерукопожатным», а министр иностранных дел Сергей Лавров недавно еще и гарантировал, что «нынешнего грузинского президента никогда не пригласят в Москву».
На первый взгляд, подобные заявления носят эмоциональный оттенок. Но, в действительности, причина гораздо глубже. Ибо в Москве прекрасно понимают, что проамериканский «режим Саакашвили» и так никогда самостоятельно не сядет за стол переговоров. Прежде всего, потому что США – основная внешняя опора грузинской власти – не заинтересованы в такой перспективе. В интересах Вашингтона, чтобы Грузия максимально долго воздерживалась от евразийской интеграции, сдерживая Россию с юга.
Однако в таком случае перспективы грузинского урегулирования возвращаются к тупиковому замкнутому кругу. Ибо, как мы уже отмечали, смена правящего режима в Грузии на практике проблематична.
В конечном итоге, Саакашвили тоже запутался в своих бесконечных навешиваниях различных «пророссийских» ярлыков на оппонентов и раскрутке «шпиономанички» вперемешку с конспирологией. Сейчас рейтинг Саакашвили снова падает. Чтобы его поднять – необходима новая внешняя агрессия как импульс к «национальному сплочению». Но проблема в том, что новую войну Грузия уже точно не выдержит. Ибо не только рухнет правящий режим, но и оформится окончательный раскол-демонтаж остальной грузинской территории. Однако, в таком случае, если нового конфликта не произойдет, в мирной обстановке и в стремительно усугубляющемся кризисе удерживать в покорности население будет все сложнее и сложнее. Как результат, Грузия рискует скатиться в гражданское противостояние, то есть взорваться изнутри. Правда, и здесь тоже не все гладко: в грузинской политике прежде должна появиться вторая, реально уравновешивающая сила.
Другими словами, власти, ослабленной экономическими проблемами и сейчас держащейся исключительно на «силовиках», должна противостоять самодостаточная оппозиция. В отличие от политэмигранта Ираклия Окруашвили, уже несколько лет как безвыездно осевшего во Франции, или от Бурджанадзе, против которой власть успешно задействовала пресс уголовного преследования.
Вхождение в грузинскую политику самого крупного грузинского олигарха Бидзины (Бориса) Иванишвили имеет все шансы стать такой уравновешивающей внутренней силой. Правда, учтем то, что, с точки зрения электоральных шансов, политические перспективы Иванишвили все-таки туманны. Власть жестко отслеживает любые поползновения в свой адрес. Как следствие, у Иванишвили возникли проблемы уже сейчас, когда власть отказывается выдать ему грузинское гражданство. Но даже если нынешний барьер будет преодолен, еще больше проблем будет потом – например, вклиниться в информационное пространство, где самые рейтинговые каналы («Имеди» и «Рустави-2») находятся под контролем Саакашвили. Не меньше подножек будет и тогда, когда Иванишвили приступит непосредственно к политической деятельности.
Говоря о шансах Иванишвили на власть, нужно также учитывать фактор конституционной реформы, уже состоявшейся в Грузии и уравновешивающей все «ветви» власти. Грузия трансформируется из президентской в парламентско-президентскую республику, а центр силы переместился к парламентской коалиции, которая получает возможность формирования правительства.
Таким образом, сам по себе персональный рейтинг Иванишвили не столь важен. Главнее всего – насколько ему удастся в сжатые сроки создать собственную партию. И более того, ему нужно не просто создать такую партию, а обеспечить для нее парламентское большинство. Либо, как минимум, найти союзников для коалиции. Но сейчас у Иванишвили, как видим, под вопросом даже самый первый шаг – решение вопроса с грузинским гражданством.
Зато у крупнейшего грузинского бизнесмена есть козырь, которого нет пусть даже у политически устойчивого Саакашвили. Прежде всего, Иванишвили очень богат. И, судя по всему, задействует те же механизмы, что прошлом пытался использовать другой олигарх – Бадри Патркацишвили чуть более пяти лет назад. Например, одной из предвыборных фишек Бадри было обещание каждому грузину по 10 тыс. долл. за голос на выборах. Многим грузинам такое обещание нравилось, и на фоне непопулярного президента Бадри пользовался некоторой поддержкой. Кроме того, был популярным также его телеканал «Имеди» (самый рейтинговый в стране). Конечно, сложно сказать, насколько такая поддержка была критической, то есть выиграл бы Бадри выборы или нет. Но, по крайней мере, «режим Саакашвили» тогда дрогнул, Бадри вдруг неожиданно скоропостижно скончался в Лондоне якобы «от ишемической болезни сердца», а Саакашвили благополучно присвоил грузинские активы олигарха. В частности, взял под контроль телеканал «Имеди».
Кстати, «пришествие» Иванишвили в политику уже вызвало публичную «озабоченность» у официального Тбилиси.

Анализируя политические шансы Иванишвили, учтем еще и то, что люфт для политических маневров у него изначально невелик.
Во-первых, президентская должность, дающая ключи к основным опорам режима (полиции и спецслужбам), фактически для Иванишвили является недосягаемой. Саакашвили старательно блюдет свое место и насиживает на него преемника (вероятнее всего – Гию Угулаву, который сейчас является мэром Тбилиси). Иванишвили со своими амбициями явно не вписывается в планы действующего режима.
Во-вторых, шансы на премьерство Иванишвили также проблематичны: необходима не только коалиция, но и поддержка президента. Тем более что, в конце концов, на пост премьера, по некоторой заслуживающей внимания информации, метит… сам Саакашвили. Чтобы тем самым кое-как скоротать пять лет каденции и вернуться в президентское кресло на очередные два срока подряд.
Вывод: Иванишвили сможет побороться за создание мощной фракции в парламенте. Но и здесь – даже в самом оптимистическом сценарии, если Иванишвили удастся скупить себе большинство – конфликт с президентом Саакашвили неизбежен. В результате, Грузия может оказаться в ситуации раскола по линии парламент–президент, который имеет реальные перспективы перерасти в территориальный раскол по линии Цурамского перевала на Западную и Восточную Грузию. Тем более что популярность Иванишвили сосредоточена в основном в Западной Грузии, экономически более слабой. К тому же он сам – имеретинец по происхождению, то есть из Западной Грузии.
К изложенному возьмем на заметку и никем не отмененные планы грузинского руководства о переносе дислокации парламента из Тбилиси в Кутаиси.
Таким образом, в грузинской политике назревает серьезный раскол. Оппозиционер Иванишвили начнет стремительно набирать парламентскую поддержку и осядет, в конечном итоге, в Кутаиси (вместе с перенесенным туда институтом парламентской власти). В Тбилиси, тем временем, сохранит позиции «режим Саакашвили», который превратится в тандем: Саакашвили – премьер, его «сменщик» – Георгий Угулава.
Не останется без изменений и грузинский внешнеполитический курс. С одной стороны, тандем Саакашвили–Угулава сохранит свой проамериканский вектор. С другой стороны, парламентский Иванишвили начнет налаживание отношений с Россией.
Ранее мы уже отмечали: Владимир Путин пока только говорил о перспективе присоединения к ЕЭП только для Южной Осетии. Российский премьер специально ничего не сказал об Абхазии, у нее несколько иные перспективы. Абхазия начнет сближение с Западной Грузией. Что, в свою очередь, создаст возможности для восстановления кавказского железнодорожного сообщения из Абхазии и прорыв транспортной блокады Армении.

Таким образом, уже через год по мере раскрутки грузинских избирательных кампаний (сначала парламентские выборы – в октябре 2012 года, потом президентские выборы – в январе 2013 года) большая часть территории Грузии начнет свое постепенное втягивание в евразийское пространство. «Проблема Саакашвили» будет строго локализована в пределах Тбилиси и прилегающих высокогорных районов…

P.S. Транспортное сообщение из России с выходом на Грузию уже начало развиваться. Несколько фактов за последние полгода.
С прошедшего лета Северо-Кавказская железная дорога запустила первый железнодорожный состав дальнего следования (восемь вагонов) Россия–Абхазия. Раньше поезд шел до первой станции в Абхазии. Теперь он будет ходить прямо до Сухуми. Из истории вопроса: железнодорожное сообщение между Россией и Абхазией было прервано в результате грузино-абхазского конфликта в 1992 году. Восстановить движение поездов удалось лишь в декабре 2002 года, а в начале 2003 года между Адлером и Абхазией начала ходить электричка.

2. 6 июня. Запущен в эксплуатацию газопровод «Джубга–Лазаревское–Сочи». Общая протяженность – 171,6 км, проект закрывает потребности в газе Туапсинского и Адлерского районов и города Сочи. Строительство началось в 2009 году. Почти вся трасса проложена по дну моря, что позволило снизить до минимума нагрузку на экосистему Черноморского побережья. Объем транспортируемого газа будет достигать 3,78 млрд. кубометров в год.

6 августа. Авиакомпания «Сибирь» возобновила полеты в аэропорт Копитнари (Кутаиси), прерванные в августе 2008 года из-за вооруженного конфликта в Южной Осетии. Из истории вопроса: до войны «Сибирь» выполняла рейсы из Москвы в Тбилиси, Кутаиси и Батуми. Сейчас регулярного сообщения между Россией и Грузией нет, а полеты осуществляются в режиме регулярного чартера. С грузинской стороны полеты выполняет Georgian Airways. Таким образом, Кутаиси станет вторым городом Грузии после Тбилиси, куда S7 Airlines будет выполнять рейсы из Москвы. Полеты будут осуществляться с периодичностью два раза в неделю – по вторникам и субботам на самолете Airbus A319.

P.S.S. О борьбе оппозиции с властью в Грузии. Всего лишь за один истекший год в Грузии были созданы две оппозиционные силы, пытавшиеся свалить «режим Саакашвили» в мирной политической борьбе. Первой эту роль попыталась испробовать «Грузинская партия», но все закончилось полным крахом и уголовным преследованием лидеров партии. Сейчас в политическую борьбу вступает бизнесмен Бидзина Иванишвили и его «Карту Групп». Рассмотрим хронологический ряд грузинских оппозиционных попыток:
 - ноябрь 2010 года – учреждена «Грузинская партия». Лидеры – Созари Субари (экс-омбудсман), Эроси Кицмаришвили (экс-посол Грузии в России) и Ираклий Окруашвили (экс-министр обороны Грузии). На учредительном съезде лидеры партии заявили, что намерены добиваться смены власти в стране, урегулирования отношений с Россией и «возвращения достоинства» Грузии;
- май 2011 года – «Грузинская партия» совместно с лидером объединенной оппозиции Нино Бурджанадзе призвали народ к революции, которая, в конечном итоге, закончилась очередным силовым разгоном «майдана». «Революция» так и не состоялась;
- 1 июня 2011 года – против супруга Бурджанадзе – Бадри Бицадзе – возбуждено уголовное дело. По статье «противостояние, угроза или насилие в отношении защитников общественного порядка или других представителей власти, осуществленное группой» (то есть, оказывается, не полиция нападала на митингующих, а ровно наоборот!);
- 28 июня 2011 года – Главная прокуратура Грузии возбудила уголовное дело против Ираклия Окруашвили. Он обвиняется по ч.1 ст. 223 УК Грузии («Создание или руководство незаконным вооруженным формированием»);
- 19 августа 2011 года – Тбилисский городской суд приговорил Бицадзе к 5,5 годам лишения свободы;
- 5 октября 2011 года – Тбилисский апелляционный оставил приговор Бицадзе в силе. С 5 октября дан старт новому оппозиционному проекту – Иванишвили.
«Карту групп». Бидзина (Борис) Иванишвили, 55 лет, самый богатый грузин в мире. По оценкам Forbes, его состояние составляет 5,5 млрд. долл. (185-е место в мире). Две трети капитала Бидзины Иванишвили размещены в иностранных ценных бумагах на различных мировых фондовых биржах, одна треть – в бизнес-секторах России.
До недавнего времени Иванишвили не вмешивался в политику, вел жизнь затворника (такого себе сказочно богатого грузинского «Монте Кристо») в своем родном высокогорном имеретинском селе.
Кстати, в январе 2011 года «Карту групп» распространила специальное заявление, в котором опровергла слухи в СМИ о том, что Иванишвили якобы «приостановил все свои проекты в Грузии и вывез из страны членов своей семьи». Грузинские СМИ, публиковавшие подобные сообщения, в качестве причины называли притеснение Иванишвили со стороны грузинских властей, которые якобы требовали от бизнесмена огромную сумму. «Карту групп» постоянно подчеркивала: Иванишвили не имеет никаких политических интересов и никогда не финансировал правительство Саакашвили. В частности, «ни одну его предвыборную кампанию». Кроме того, категорически было сказано, что Иванишвили «не собирается идти в политику и в будущем». Однако, как говорится, пути Господни неисповедимы.
5 октября «Карту групп» сделала заявление о намерении своего лидера Иванишвили идти в политику. Сам Бидзина поясняет свое решение следующим образом: «Мой старший сын Ута сказал мне, что если ты не пойдешь в политику, тогда пойду я. Я и моя супруга добились того, что наши дети, которые выросли во Франции, больше патриоты, чем мы, и лучше грузины, чем мы. Слова Уты были последней каплей, которая перевесила все, и поставили все на свои места».
Кстати, в этот же день (5 октября) представитель власти сделал первое предостережение: вице-спикер от парламентского большинства Гига Церетели посоветовал Иванишвили продолжать заниматься бизнесом
10 октября. Иванишвили назвал партии, которые считает «псевдооппозиционными» и с которыми ни в коей мере не намерен сотрудничать. «Заказы властей выполняют лидеры данных партий – Шалва Нателашвили (Лейбористы), Давид Гамкрелидзе («Новые правые»), Эроси Кицмаришвили («Грузинская партия»), Бачука Кардава (НДП)», – подчеркнул Иванишвили. При этом особое внимание уделяется Георгию Таргамадзе. «Деятельность лидера христиан-демократов содержит множество подозрительных моментов, начиная с его сотрудничества с Асланом Абашидзе (бывший лидер Аджарской автономной республики), продолжая его предательством Бадри Патркацишвили (который скончался вскоре после прихода в политику) и заканчивая тем, что за предательство власти создали для него партию, оказали финансирование и путем фальсификации помогли прийти в парламент», – отметил Иванишвили.
Проблемы с грузинским гражданством – основное препятствие для прихода Иванишвили в политику. Хотя совсем недавно у него вроде бы «было» сразу три гражданства: России, Франции и Грузии. Кроме того, Бидзина до сих пор является почетным консулом Грузии в Сан-Марино. Тбилиси аннулировал грузинское гражданство Иванишвили после того, как Минюст выяснил, что он получил гражданство Франции.
К тому же нужно учесть, что Иванишвили получил гражданство Грузии 22 июля 2004 года, к тому времени уже будучи гражданином России. Хотя, согласно законодательству, «второе» грузинское гражданство может присваиваться только на основании указа президента Грузии (в Грузии допускается двойное гражданство).
Соответственно, отсутствие грузинского гражданства запрещает Иванишвили создавать или финансировать политическую партию и участвовать в выборах.
18 октября адвокат Иванишвили Эка Беселия опровергла утверждения ряда СМИ о том, что, лишившись грузинского гражданства, бизнесмен незаконно находится на территории Грузии. «Бидзина Иванишвили находится законно на территории Грузии. Согласно закону он имеет право находиться в Грузии 360 дней без визы. Я советую тем, кто распространяет такую информацию, почитать закон», – заявила Эка.

Опубликовано в газете "Киевский телеграф". Ноябрь 2011 года
http://telegrafua.com/world/12588/