Кавказская партия

Игорь Шевырёв
Кавказская партия

Игорь Шевырёв

Часть 1. Геоигроки и их геоинтересы
Каждый год в Грузии складывается интересная ситуация: регулярно через разные промежутки времени вокруг Абхазии и Южной Осетии обостряется противостояние, угрожая перерасти в войну. Однако война, в конечном итоге, не происходит. На Кавказе в течение уже более чем десятилетия сложился статус-кво, при котором интересы каждой из сторон, преследующих в "кавказской партии" собственные интересы (Грузия, Россия, США, Евросоюз, а также "непризнанные" Абхазия и Южная Осетия), вступают в противоречие с реальностью.

Грузия. Официальный Тбилиси все 15 лет грузинской "восстановленной" независимости пытается "любым путем" вернуть под свою юрисдикцию строптивые Абхазию и Южную Осетию, тем самым обеспечив выполнение собственной Конституции, которая, кстати, формально причисляет Сухуми и Цхинвали в состав страны. Однако, согласно "Переходным положениям" Основного Закона, всю полноту власти к Абхазии и Южной Осетии Грузия применить не может "до тех пор, пока не будут урегулированы территориальные конфликты".
Два года спустя вопрос укрощения строптивых республик приобрел личностный оттенок: президент Михаил Саакашвили назвал цель воссоединения Абхазии и Южной Осетии "мечтой своей жизни". Для воплощения этой "светлой" мечты грузинский лидер даже готов пойти на так называемый "силовой сценарий". Правда, публично благоразумный Саакашвили о войне нигде не говорит, "дипломатично" акцентируя внимание общественности на таком странном методе "размораживания" конфликтов, как способ "любой ценой".
Попытку силой вернуть под свою юрисдикцию Абхазию и Осетию Тбилиси предпринимал еще в 1991-1993 годах. В конечном итоге, эта попытка оказалась тщетной, только усугубив и без того стремительно ухудшающееся социально-экономическое положение страны. Две тысячи погибших с абхазской стороны и 6 тысяч погибших грузин, а также 300 тысяч беженцев, хлынувших в соседнюю с Абхазией Мегрелию, Колхети и Гурию – вот основной итог грузино-абхазского кровопролития 1992-1993 годов.
Однако в Тбилиси полезные выводы из своей новейшей истории, похоже, так и не сделали. Правда, следует признать, что у грузинской власти уже нет иного выхода. Тем более, учитывая тот факт, что мирным путем реализовать свою мечту Тбилиси не оказалось возможным. В частности, так и остался не реализованным на практике т. н. "План Саакашвили" по урегулированию грузино-осетинского конфликта, а также "Дорожная карта" относительно мирного урегулирования территориального конфликта в Абхазии. Равно как и не воплощен в реальность план "Ключ к будущему", подготовленный в Сухуми местными де-факто властями.
В то же время, в Тбилиси прекрасно осознают, что для реализации "силового сценария" у него нет в достаточной мере живой армейской силы, а также нет достаточного времени для подготовки к военной операции. К тому же народ устал как от войны, так и беспросветной нищеты и каждодневного недоедания.
Основной причиной расхождения стремлений Тбилиси восстановить свою власть над Сухуми и Цхинвали с суровыми реалиями является тот факт, что ключ к обоим "локальным" конфликтам находится за пределами Грузии.

"Непризнанные". Целью де-факто государственных режимов в Абхазии и Южной Осетии последние 15 лет является стремление не только получить международное признание своего государственного статуса, но и долгожданную перспективу официального оформления союзнических отношений с Россией. Кстати, стремление к этой цели не менее настойчиво, чем у Тбилиси к своим мечтам. И точно так же, как и Тбилиси, ни Сухуми, ни Цхинвали не в состоянии самостоятельно достичь указанной цели.
Другое дело, что даже при всем желании Россия никак не может удовлетворить просьбы своих абхазских и осетинских друзей. Прежде всего, потому, что действующая Конституция, а также законодательство не предусматривает порядка присоединения в состав Федерации других субъектов международного права.
Более того, Россия не может также официально помогать бедствующим режимам Сухуми и Цхинвали.
Во-первых, Москва поставлена перед необходимостью придерживаться в отношении Грузии одного из основоположных принципов ООН – территориальной целостности государства.
Во-вторых, "международное сообщество" в лице США и Евросоюза зорко следят, чтобы этот принцип не нарушался российской стороной.
Однако в Сухуми и Цхинвали понимают, в каких жестких рамках приходится действовать Россия, и, словно следуя известной русской пословице "На Бога надейся, но и сам не плошай", рассчитывают, прежде всего, на собственные (хотя и скудные) силы. "Мы не ориентируемся на Черногорию, мы также не ориентируемся на Косово, к самоопределению мы пришли раньше, чем указанные субъекты", – заявляет президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
14 июня этого года в Сухуми в рамках саммита собрались президенты Абхазии – Сергей Багапш, Южной Осетии – Эдуард Кокойты, а также Приднестровья – Игорь Смирнов.
Главным итогом этого саммита стало учреждение "Организации за демократию и права народов" (СДПН).
Следует отметить, что СДПН было образовано практически сразу же после реорганизации проамериканского проекта ГУАМ в международную организацию "За демократию и экономическое развитие".
Не случайно многие аналитики эту организацию сразу же назвали Анти-ГУАМ, или СНГ-2, т. е. "Сообщество непризнанных государств". А лидер ПМР Игорь Смирнов не без эмоций назвал факт создания СНГ-2 "проявлением истинной демократии".
Следует отметить, что в Сообщество изначально не вошел Нагорный Карабах: аналитики связывают этот факт с толерантной по отношению к России позицией президента Азербайджана Ильхама Алиева на саммите ОДЭР-ГУАМ в Киеве.

Россия. После развала Советского Союза и дальнейшего развития центробежных тенденций Россия оказалась перед реальной угрозой утраты контроля над Кавказом. За последние 5 лет эти тенденции удалось существенно преломить. Однако фактически единственными друзьями Москвы в регионе оказались Сухуми и Цхинвали. Правда, они для мирового сообщества имеют статус "сепаратистских режимов", или, в более мягкой форме, статус "непризнанных государств".
Однако друзей, как известно, не выбирают. Кроме того, от них не принято отказываться. Президент Путин неоднократно призывал международное сообщество уважать "право России выбирать своих друзей".
Суть официальной позиции России по отношению к Абхазии и Южной Осетии состоит в попытке увязать ситуацию с "замороженными" конфликтами на постсоветском пространстве с т. н. "косовским планом" мирного урегулирования. Как известно, этот "косовский план" был выдвинут соответствующей Контактной группой, в которой "контрольный пакет" голосов принадлежит США и Евросоюзу. Суть "косовского плана" заключается в предоставлении автономному краю Косово, в настоящее время формально входящему в состав Сербии, статуса независимого государства.
"Принципы урегулирования конфликта – будь-то в Косово, на Кипре, в Закавказье или Приднестровье – должны быть универсальными и опираться на международное право уважения интересов всех затронутых в конфликтах народов", – заявляет о незыблемости российских позиций Президент Владимир Путин.

"Мировое сообщество". США и Евросоюз преследуют в "кавказской партии" несколько целей. Отметим, американо-европейский союз в этой партии довольно условен и ситуативен. Более того, по мере углубления отношений по линии "Россия – ЕС" американцы могут в перспективе оказаться вынужденными доигрывать "кавказскую партию" до конца.
Однако коснемся целей "мирового сообщества" на Кавказе. Во-первых, не дать Кавказу наладить былые связи с Россией, например, в рамках евразийской интеграции – "задача-минимум". Во-вторых, "задача-максимум" – вообще вытеснить Москву из региона, где она активно участвует уже более двухсот лет. В-третьих, с прагматической точки зрения, для США крайне важно получить полный контроль над энергетическими ресурсами Кавказского и Каспийского регионов. Кроме того, Кавказ является важным элементом трансконтинентального энергокоридора в обход России, амбициозно в 1999 году названного сенатором Самюэлем Браунбеком "Шелковый путь-2".

Опубликовано на интернет-сайте "Версии". 31 октября 2006 года
http://www.versii.com/news/133695/