Солнышко

Сергей Гусев 27
Солнышко подружилось с тучкой.
Все удивлялись кругом: что между ними может быть общего? Они же совсем разные! Солнышко – такое яркое, легкое, воздушное! Оно несет всем свет и радость! А что толку от тучки? Налетит, и все настроение испортит. Да еще обольет с ног до головы.
Но они словно не замечали этих разговоров. Им было так здорово вдвоем!
– А вот еще был случай, – пускалась в воспоминания тучка. – Случилась как-то на Земле засуха. Да такая, что люди с утра, как просыпались, сразу на небо смотрели – нет ли там тучки, не прольется ли с неба долгожданный дождь…
– И что? – затаив дыхание, спрашивало солнышко.
– А то… Мне ж не до них было. Как раз познакомилась с молоденькими облачками. Такие наивные все… Даже не представляешь.
– С какой целью познакомилась? – насторожилось солнышко.
– Да это они со мной познакомились, – поспешила увести разговор на другую тему тучка. – Я ведь уже опытная, много чего повидала. А они молоденькие, что такое дождик, и то не знают. Ну и пришлось поучить немножко. Видела бы ты, как они меня слушали!
– И как? – еще больше хмурилось солнышко. Ему почему-то не понравились эти воспоминания.
– С большим вниманием, – словно не замечая этого, продолжала с энтузиазмом рассказывать тучка. – А потом я учила их накапливать в себе силу дождя и изливать ее на землю. Вот тогда-то люди опять взмолились – теперь уже от бесконечной влаги, которая лилась с небес.
– Разве так можно? – ахнуло солнышко. – На земле должно быть светло и радостно. А ты налетишь так, что люди даже спрятаться не успеют. Да еще в компании с молодыми облаками…
– Ерунда, – безмятежно отвечала тучка, – а ты на что? Всех высушишь, обогреешь, про меня и забудут тут же. А вот про тебя не забывают никогда, я знаю.
– Да, это так… – сразу же заулыбалось солнышко. Ему очень нравилось, когда тучка начинала говорить приятные слова. Оно от этого искрилось и блестело еще ярче, пробиваясь своими лучами на землю даже сквозь свинцовую тяжесть своего друга.
Вот так они и болтали целыми днями о том, о сем. И Солнышко очень переживало, когда вынуждено было расставаться с тучкой на всю ночь – ведь оно может присутствовать на Земле только с восхода до заката, а все остальное время на небе царствует Луна, если, конечно, посчитает нужным. Иной раз и та спит без просыпу, так что на Земле хоть глаз коли. Тучке тоже было одиноко без своего Солнышка. Настолько, что с наступлением темноты ей становилось грустно, и она плакала до того момента, пока за горизонтом не появлялся ее верный друг.
А однажды тучка исчезла. Налетел сильный ветер и угнал ее куда-то далеко – за синие горы и широкие реки.
– Вот и хорошо, – вздохнули все, – наконец-то эта парочка возьмется за ум. Солнце будет дарить людям тепло, а тучка нести живительную влагу, как и предопределено природой. Тоже еще взяли моду – тучкам с солнышком дружить. Да если каждая тучка будет претендовать на одно-единственное солнышко, что от него останется?
Потекли замечательные денечки. Солнышко, правда, палило пуще прежнего. Но стояло ведь лето, а как летом без жары? Да и дождик время от времени моросил – но уже из других тучек. Они были вроде бы такие же, как прежняя, однако что-то в них было не то. То ли величавой тяжести не хватало, то ли, наоборот, легкости, с которой прежняя тучка перебегала от солнышка к молодым облачкам и обратно…
«Какая погода сегодня», – радовались на Земле, принимаясь за неотложные дела. А их с утра невпроворот – кому-то косить, кому-то в рейс, ну а большинство людей торопились в свои офисы, перекладывать бумажки с места на место и решать вопросы. От жары они надежно защищены кондиционерами, так что на расшалившееся за окном солнце могут спокойно посматривать свысока, им никакие капризы погоды не страшны.
Однако солнышко и не думало шалить. Оно, конечно, погоревало, когда ее тучка исчезла в неизвестном направлении, но потом сказало себе, что так устроена жизнь. Тучки приходят и уходят, а оно, солнышко, остается. Оно должно жить для себя и для жизни на Земле, и обращать внимание на каких-то там тучек ему совсем не к лицу. Тем более, что и срок их мимолетен – поплавала туда-сюда по небу, излилась дождем, и нет тучки. Так стоит ли горевать о том, что и без того рано или поздно должно было исчезнуть?
Однажды солнышко чуть было не увлеклось новой тучкой. Она была такой милой и остроумной, что своими речами могла обольстить кого угодно. А на поверку оказалась слишком пустой – говорила много, но дождика от нее вышло –¬ кот наплакал. С тех пор солнышко дало себе слово не обращать больше ни на кого внимания. Пусть уж лучше все им просто восторгаются, как и раньше – пусть без той искренности, какая была у ее тучки, зато каждый день.
Как вдруг однажды свежий ветер принес ей весточку от давнего друга: жив, мол, и здоров. Просил передавать привет.
– Только привет? – расстроилось солнышко. – Ей больше совсем нечего мне сказать, кроме этого глупого «привет»?
– Да нет, – удивился ветер. – Она много чего мне хотела передать, да времени совсем не было. Я ж ветер, даже не ветерок, налетел, и тут же меня и нету, хорошо, если парой слов успеешь перекинуться.
– Ну и как она? Скучает обо мне? Что поделывает? Не думает ли возвращаться? Или ей без меня совсем хорошо? – засыпало солнышко ветер вопросами.
– Она не успела ничего сказать, – попробовал отделаться от нее ветер.
– Нет уж, я чувствую, ты скрываешь что-то. Она нашла себе другое солнышко? Признавайся!
– Этого просто не может быть, – заволновался ветер. – Ведь у нас на Земле другого солнышка, кроме тебя нет.
– Тогда в чем же дело?
– А в том, что тучка сейчас там, откуда не возвращаются. Высоко в горах. Зацепилась за вершину, и не может стронуться с места. Висит в окружении облачков. Но даже если и стронется, лучше не станет. Как только она начнет приближаться к Земле, разразится гроза, и это будет последняя гроза в ее жизни.
– Так что, мы больше никогда не увидимся? – совсем расстроилось солнышко.
– Нет. Там, высоко в горах, ты не властно, там царит вечный холод. Да и нужна ли она тебе? Ну какая вы пара, само подумай?
– Да, конечно, не пара, – вздохнуло солнышко. – Вы все так говорите. Да я и сама это знаю. Где я – в вышине, и где она.
– Ну вот, – обрадовался ветер. – Ты само все понимаешь.
– Только я все равно по ней скучаю…
– По тучке?
– Ну да.
– Вот это номер, – засмеялся ветер. – Только не говори никому. Это ж курам на смех, если сойдутся солнышко и тучка. Вы ж не сможете быть вместе, вы же изведете друг друга.
– Но ведь были же мы когда-то рядом, и ничего, приспособились.
– Да я помню – ночью лил дождик, а с утра ты палило так, что к полудню ни лужицы не было на земле. Только разве ты не знаешь, что это проходит?
– Что проходит? – не поняло солнышко.
– Ну вот это все, когда можно палить так, что сжигаешь все кругом. А плакать только так, чтобы никто этого не видел. Рано или поздно слезы начнутся и днем, а жар будет спадать.
– Почему спадать? – удивилось солнышко. – Я чувствую, что во мне еще много жара. Хватит на несколько тысячелетий вперед.
– Так тучка не может жить столько.
– Откуда ты, ветер, знаешь, сколько отпущено жить тучке? – возмутилось солнышко. – Это уж мы сами с ней решим, сколько нам отпущено, когда встретимся.
– Но только не встретитесь вы уже никогда, – злорадно сказал ветер. – Вот-вот разразится гроза, и это будет последняя гроза в ее жизни. Не будет у тебя больше никогда такой тучки.
И улетел. А что ему? Для ветра солнышко не указ. Он будет себе насвистывать что в зной, что в стужу, что днем, что ночью. Живет сам по себе, ни на кого не обращает внимания, даже на чьи-то переживания.
А Солнышко сильно расстроилось. Небо ведь действительно хмурилось, и уже где-то вдали погромыхивало.
«Неужели на этом все? – подумало оно. – И мы вправду никогда больше не увидимся? Тогда зачем мне светить дальше, зачем греть эту Землю, если над ней больше никогда не пронесется тень от моей тучки?»
И вдруг…
И вдруг она услышала знакомый голос, правда чуть слышно, почти шепотом.
– Привет!
Солнышко засияло огнем. Это была она. Ее тучка.
– Привет! – ответило солнышко. – А почему ты говоришь шепотом?
– Я не могу громче. Тогда я не выдержу, и начнется гроза. А я хотела напоследок еще раз встретиться с тобой. Ты извини, это проказник ветер угнал меня вдаль от тебя. Я не хотела.
– Говорят, ты нашла себе на вершине новые молодые облачка, – не удержалось от язвительной реплики солнышко.
– Какая чушь… Я знаю, кто это говорит. Он сам хотел их стронуть с места, да не получилось. Там, на горной вершине, это не так-то просто сделать.
– Как же тебе удалось долететь до меня?
– Я просто очень хотела тебя увидеть.
– И тебе не жалко исчезнуть вот так, на моих глазах?
– Мы ведь не можем поменять законы природы….
– Не можем, – вздохнуло солнышко. – Но, знаешь, хорошо, что я тебя увидело. Я скучало по тебе.
– Я тоже, – погрустнела тучка. – Будешь обо мне вспоминать?
– А я тебя и не забывало. Ты всегда рядом со мной.
– И ты…
«…Тоже» – хотела сказать тучка, но не успела. Ударила молния, раздались раскатистые звуки грома. И началась гроза, какой еще не видели. Потоки дождя заливали землю, все живое попряталось в укрытия, спасаясь от бурных потоков лившейся с неба воды.
А потом все стихло.
И вдруг над землей засверкала радуга… Огромная и прекрасная. Солнышко осторожно начало обогревать после случившейся катастрофы Землю, но как-то неохотно. Еще слишком жгли мысли о потерянной навсегда тучке.
Как вдруг…
– Привет! – опять услышало оно.
– Привет! – удивленно ответило солнышко, глядя на легкое белое облачко. – Ты кто?
– Я – то, что осталось от твоей тучки.
– То есть, ты – это она?
– Именно так. Наверное, из меня вылилось все самое темное и ужасное, что накопилось с момента рождения. И я вновь стала как когда-то легким облачком.
– Но ведь так не бывает.
– Не бывает… Но случается… Когда кто-то очень не хочет расставаться, ему ничего не остается, как измениться. Ты ведь тоже не хотело, чтобы я уходил. Иначе откуда взяться такой радуге?
– Не хотело, – улыбнулось солнышко. – И не хочу…
С тех пор они всегда были вместе. А люди, которые смотрели на них с земли, говорили:
– Какая замечательная пара. Когда солнышко жжет уж очень сильно, наплывает легкое облачко, и всем становится легче. Даже солнышку…  А когда наступает прохлада, выглядывает солнышко. Как здорово, что они встретились.
А солнышко и облачко ничего не говорили в ответ. Им было не до этого.