Сказка о двух сестрах

Ирина Диез
               

Жила-была одна семья: отец  Порядок и его жена Забота. И родились у них  дочери. Только решили родители, что сначала присмотрятся к ребенку, как он себя покажет,  – тогда и  имя ему дадут. Старшая дочь была черноволосая, черноглазая, озорная, на слово острая, на дело быстрая, непоседа, но  немного грязнуля. Отец с матерью сделают замечание - головой девчонка повертит, а сделаеть не сделает,  все по- своему выйдет. Назвали родители дочку ГрязнОтой.   Потом младшая родилась дочка. А та в мать пошла - светленькая, голубоглазенькая, тихая, послушная,  помощница в доме. Прозвали девочку ЧистОтой.  Больше детей у них и не было. Дочерей родители воспитывали  и любили одинаково, никого не выделяли и не обижали.
 Подросли дочери. Все бы хорошо, да не дружные были они между собой.   Одна свою работу   делает быстро, но как-то неаккуратно. Младшая же степенная, свои дела в порядке держит, непрекословная, ласковая. Позовет мать дочерей на помощь - у старшей дело в руках вроде и спорится, только вот ЧистОта ходит да за сестрой  всё подбирает. Так и росли дочери, пока не стали взрослыми. Пора замуж девушкам выходить. Собрались родители как-то вечерком и говорят своим дочерям.
   - Выросли вы, теперь вам свою жизнь надо бы строить. Время и замуж выходить. Приедет скоро в наши края один знатный жених,  очень  важный. Зовут его Выбор.   Вы уж, девицы, приготовьтесь гостя встречать, себя показать.
  Девицы  после родительских наставлений к себе пошли. Сначала, как полагается -  зеркальце достали. Смотрятся  каждая в свое отражение -  обе красавицы. У одной волосы как смоль, глаза темнее ночи, бровь вверх  вскинута, глядит на себя - руки в бока упирает, нравится сама себе. Младшая тоже в зеркальце смотрит. А там личико нежное, коса льняная на плечах, взгляд синим светом отливает, улыбается, тоже сама себе нравится.
    Кого же  выберет жених?  Девицы вроде и похожи друг на друга,  да  разные…  Но с лица, как говориться, воду не пить. Делами своими человек оправдывается. Заспорили сестры, - кто лучше? Когда споры такие выходят, никто с себя не начинает, - на другого показывает.
- Вот ты, ГрязнОта, в своей комнатке такой беспорядок держишь, как не спотыкаешься еще?- с улыбкой говорит ЧистОта.
- Да я  у себя  сама хозяйка. Найду, что захочу. А у тебя, сестрица, - с запалом ГрязнОта отвечает,- такой порядок, будто кто убрался и уехал. Садиться и дотрагиваться  до любой вещи страшно. Будто не живет там никто.
-Посмотри на себя, - не унимается Чистота,- ты вся черная, как ночь. А я – как утро раннее.
- Ой, не хвались, сестра. Ночью яркие звезды горят, луна светит. А утром и заря быстро бледнеет.
-Все, что ты не делаешь, - вокруг грязь у тебя, беспорядок, - снова Чистота  с сестрой  спорит.
- А ты, Чистота, со своей аккуратностью  сама себе одиноко сидишь, боишься, чтоб твой покой и прилежность не побеспокоили…
   Так спорили сестры, пока родители  их не подслушали и снова к себе в горницу не пригласили.
   Пришли сестры. Вместе не сидят, друг на друга не глядят.
  Вот  мать Забота к ЧистОте обращается.
- А скажи, дочка, ты пироги любишь?
-Да, матушка, твои  шанежки такие вкусные!
- А как же мне спечь, да руки в муке не испачкать? - спрашивает дочку мать.
  Тут отец вступается. - А скажи, Грязнота, можешь ли ты в одном платье весь год ходить? Хочешь не хочешь, - а оно испачкается.
- Да нет, батюшка, Люблю чистую рубашку да юбку одевать, новую ленту в косу вплетать.
- А как мы дом  свой новый строили,- щепки повсюду, мусор вокруг, помните? Долго бы я строил, кабы каждый гвоздик и досточку в порядке соблюдал?
-Да, батюшка, потом, как дом построили,   весь беспорядок матушка убирала.
  Снова мать Забота   дочерей спрашивает.
- А помните, как наряды к лету шили? На полу нитки, обрезки валялись. Некрасиво?  Потом убрались, и вы, красавицы, в зеркало пошли смотреться, на себя любоваться.
  -Дочери наши,  родителей послушайте. Не гордитесь и не обособляйтесь.  Всему есть свое толкование. Любой труд он  грязи не избежит, хоть гончар, пока кувшин лепит, хоть художник, пока стены расписывает, краски мешая. Грязь свой час знает, не век ей в труде  царить. Только  не измажешься, коли не поработаешь. Но и чистота – всему красота, может с ленью подружиться. Ничего если не делать - то  и руки не испачкаешь. Смотри,  Чистота, любимица и красавица наша, - как бы лень да гордость к тебе не повадились да в друзья не напросились. Руки не измажешь, коли они на коленях лежат. Не будьте соперницы, будьте подругами. А вот и жених едет к дому нашему. Да не один, с товарищем. Слышали -Трудом его кличут.
      Подъехали молодцы,  к дому подошли, поклонились с приветствием. Родители дочерей поставили  перед женихами - выбирай, на кого глаз положишь.  Обе красавицы, друг на друга вроде и похожи, да все ж совсем разные.  Смотрят женихи на сестер, думают, выбирают.  Девушки головы опустили, ждут.
  Вот Выбор  вперед шагнул, к ЧистОте подошел.
-Иди ко мне, красавица. Я красоту люблю, чистоту и порядок. Вместе по жизни пойдем, все лучшее  будем выбирать и  этому соответствовать стараться. 
 ЧистОта поклонилась Выбору, улыбнулась, руки протянула, к жениху приблизилась.   А тут и Труд  слово вымолвил.
- ГрязнОта, мне без тебя  никак нельзя в жизни. Будем мы  трудиться вместе, новых дел  гору наворотим! Согласна за меня пойти?
  Грязнота головой кивнула, глазом подмигнула, к Труду вплотную подошла, рядом встала.
  Настало время и родителям слово молвить, Заботе и Порядку, дочерей благословить да в новую их жизнь отпустить.
- Ну вот, дочери наши, теперь вам  с мужьями по жизни идти. Не ссорьтесь, дружите, помогайте друг другу,  не обижайте и не задирайтесь. Тогда  у вас все ладно будет  У каждого свое время и свое место определено. ГрязнОта, смотри, следи за порядком, твоего отца так кличут, вот и вспоминай, не то  попадешь в руки к Хаосу, тот тебя  из своих лап не выпустит. Мужа слушайся, тогда  он тебе дело и срок определит.  А ты, ЧистОта, на все смотри с пониманием, не загордись от белизны своей. Чтоб Гордыня-барыня тебя в плен не забрала. Тебе муж твой Выбор всегда посоветует. Живите в красоте, труде  и радости, тогда и жизнь прекрасней станет.
 Поклонились молодые пары в пояс родителям, и пошли каждый своей дорогой. Так они и жили, не тужили. И в сказке, и за сказкой….
-
   

    










2