Старуха Анабель

Лика Фишер
Старуха Анабель.

Сотни молодых и красивых девушек: блондинок, брюнеток, рыжих. Самых разнообразных. Их пришло так много, что просто невозможно было выделить из этой общей разукрашенной массы хотя бы одну единственную, непохожую на других.

Но каждая из них считала себя самой лучшей и самой достойной. Неважно, за что: за двадцатисантиметровую шпильку, ультракороткое платье, прожженные или  совершенно не тронутые химией волосы.  О наличии прекрасного внутреннего мира и  спрашивать было бы глупо: улыбались все  как на кастинге рекламы зубной пасты: ослепительно белоснежно и во все тридцать два.

Интересно, и где только учат такому лицемерию? Ведь за каждой этой лживой и псевдоискренней улыбкой скрывается одна единственная личная цель: обретение популярности.

Каждая верит в свой шанс и уже сейчас представляет, как оденет корону победительницы. Как  вспышки фотокамер десятков фотографов будут заменять ей дневной свет.  Как тысячи молодых людей составят друг - другу конкуренцию за возможность поужинать с ней в самом дорогом ресторане. И, как, самое главное, будут завидовать ей все девушки, которым она докажет своё превосходство над ними.

Шум восторженной публики закладывал уши. Свет многочисленных прожекторов слепил глаза. Через десять минут мы должны были начинать. Проверяем сценарий, сводим последние данные. Визажисты подправляют нам макияж. Но за пару минут до выхода  дверь в гримерную открывается, и перед нашими глазами  возникает странная пожилая женщина.  Вы мне сейчас скажете, что все пожилые женщины странные, и я с вами, возможно даже, соглашусь. Но эта была самой странной из всех странных пожилых женщин, которых я встречала в своей жизни.

На вид ей было больше семидесяти. На ней были ярко-розовые кожаные леггинсы и такая же яркая, желтая рубашка, перевязанная сбоку крепким узлом. Дополнением к ней шел шарфик из белой норки. Все – от самых известных мировых дизайнеров. В её белоснежных, но не от седины, а от краски волосах виднелись огромные очки от солнца: такие, какие сейчас пользуются популярностью среди молодежи, на дужке которых ясно прочитывается – Gucci.  Вместо стандартных бабушкиных тапочек или мокасин - брендовые туфли на высоком каблуке. Ярко, но аккуратно накрашенная. На мгновение, при виде этой пожилой дамы, у нас одновременно пропал дар речи. И тогда она, воспользовавшись удобным случаем, спросила: «Скажите, а скоро начало?».

Услышав в ответ, что шоу начнется через пару минут, женщина поспешно удалилась в зал.

Я не знала, как мне было правильнее в тот момент поступить: громко, не стесняясь своих эмоций, выразить свой восторг или просто упасть в обморок. Ни так часто в нашем городе встретишь семидесятипятилетних старушек, одетых как пятнадцатилетняя девочка-подросток, одежда которых стоит целое состояние.

- Ты это видела? – спросила у меня Кира, хозяйка одного из самых известных модельных агентств в нашем городе, - это же Дольче! Dolce&Gabbana! Её рубашка! Я подарила такую же своей дочери на восемнадцатилетие, потому что посчитала себя уже старой для ношения подобного вида вещей!  А тут ко мне в гримерку нагло врывается какая-то бабка, в рубашке, которую я постеснялась надеть из – за своего возраста,  показывая своим видом, что она считает себя еще молодой! Несмотря на то, что старше меня лет на тридцать! Бывают же такие нахальные люди!

Хорошо за прошедший год изучив Киру, и то, что в свои сорок два она была готова отнести себя к статусу пожилой женщины и поставить на себе крест, я просто улыбнулась:

- Успокойся, Кира! Между прочим, на твоем месте я бы сказала этой старой женщине «Спасибо». Ведь только что ты сама убедилась в том, что ты еще достаточно молода и привлекательна. Поэтому, ты можешь смело купить себе такую же желтую рубашку от Дольче и носить её без чувства стеснения.

- А ты разве не считаешь её сумасшедшей? Твоя бы бабушка не постеснялась так выйти на публику?

- Если и считаю, то может быть, совсем чуть-чуть. Но зато это самое её сумасшествие только сейчас преподало тебе ценный и правильный урок.  Пошли уже, пора начинать.

***

Находясь в креслах жюри, которые по традиции стояли напротив центрального подиума, мы с Кирой оценивали претенденток на участие в конкурсе. Странная бабка сидела справа от нас, в первом ряду и внимательно изучала каждую из девушек. В некоторый момент мне показалось, что она стала одним из членов жюри. Её комментарии, пусть не в  микрофон, а себе под нос, были временами жестче и правильнее, чем те, что мы с Кирой позволяли себе озвучивать на весь зал.

Когда кастинг  был окончен и двенадцать кандидаток на роль самой красивой и обаятельной девушки в городе были отобраны, бабка до сих пор оставалась сидеть в своем кресле.

Все ушли – бабка сидела. Технички уже окончили свою работу – а бабка все еще не сдвигалась с места.

- Она вообще, живая там? – наконец задала первый разумный вопрос Кира, когда мы уже готовились выходить из гримерки, - Ладно, Лик, я побежала. Из-за той работы у меня совершенно не остается времени на семью. До встречи!

***

Закрывая на ключ гримерку, я услышала чьи-то тихие всхлипы. Это же та самая бабка! Она до сих пор не ушла домой! Она все еще сидела в своем кресле на первом ряду и тихо плакала в платочек.

- У вас что-то случилось? – спросила я. -Почему вы до сих пор находитесь в зале, да еще и в полном одиночестве?

- Конкурс… - простонала старушка, - Конкурс красоты!.. Всю свою жизнь, все мои семьдесят четыре я мечтала так же ходить по подиуму. Так же стучать высокими каблучками. Так же грациозно откидывать назад свои плечи, - слезы на глазах женщины становились все крупнее и крупнее. - А вместо этого, всю свою молодость я посвятила дойке коров в нашем Колхозе. А ведь мне было ровно столько же, сколько сейчас есть тем девочкам, которые сегодня щеголяли по сцене.  Я работала с шести утра до двенадцати вечера, чтобы однажды в моем доме появился телевизор, и я смогла увидеть, как проявляют свои таланты другие. Так вот, когда я включала его и смотрела разные конкурсы красоты и показы мод, я всегда представляла, что я на самом деле – одна из них, одна из этих счастливых девочек и мысленно повторяла их движения по сцене. Вот сегодня, например, я была тобой. Ты такая красивая и молодая! Я пыталась почувствовать то, что чувствуешь ты, когда стоишь там, на сцене и произносишь свою речь. Я была бы готова отдать последние дни своей жизни, чтоб хоть на мгновение оказаться на твоем месте!

Я всю жизнь жила этой мечтой. Всю жизнь копила на то, в чем я сейчас одета. Только вот мода практически не меняется, а время – то уходит. Я купила то, в чем я должна была ходить пятьдесят лет назад и пытаюсь сейчас доказать себе, что я еще многое смогу и моя жизнь была прожита не напрасно. А как оказалось,  самое ценное в моей жизни – мою молодость я променяла на то, в чем я сейчас одета — на стопку красивой и дорогой дизайнерской ткани.

Но на самом деле, я всего лишь бабка, которая не вызывает больше никаких эмоций, кроме смеха. А я ведь так хотела!.. Я ведь так мечтала хотя бы на минутку оказаться в телевизоре! Но, к сожалению, для бабок не проводят конкурсов красоты. Красота в современной трактовке – это только молодость, – женщина больше не плакала. Она безысходно смотрела на сцену.

- Скажите, пожалуйста, как Вас зовут? – поинтересовалась я. В моей голове возникла интересная идея.

- Анабель. Можно просто, Бэлла. Бэлла… Как же я гордилась своим именем в молодости…молодости, которой больше никогда не будет.

Старушка была готова снова зарыдать, но я перебила её своей фразой.

- Бэлла, а Вы можете сейчас немного пройтись по подиуму? Точно так же, как ходят модели в телевизоре?

Блеск от слез в глазах моей новой знакомой сменился блеском удивления и надежды.

- Ты серьезно? Ты действительно хочешь посмотреть, как я смотрюсь на сцене?

- Конечно, хочу! Мне кажется, Вы будете смотреться очень эффектно.

Мои слова словно оказались волшебным заклинанием.  Буквально перелетев, словно бабочка с кресла на сцену,  Белла начала грациозно отбивать каблуками ритм модельной походки. 

Я заметила, что даже тем участницам, которых мы сегодня отобрали для участия в конкурсе, есть чему поучиться у Беллы. Даже годы, проведенные многими из них в модельных агентствах, не  стоят тех десятков лет тренировок Беллы у телевизора.

- Вы же помните тех двенадцать девушек, которых мы отобрали сегодня?

- Да, конечно, я внимательно наблюдала за каждой из них…

- Так вот, я тут подумала, и решила, что их будет в этом году тринадцать.

- Ты все – таки решила дать шанс той девочке по имени Афелия?

- Нет,  тринадцатой участницей этого конкурса станете Вы, Анабель.

Таинственная бабка на время потеряла дар речи и всю способность к движению.

Я добавила:

- Завтра в шесть вечера первая репетиция. Пожалуйста, без опозданий.

***

- Лика, ты сошла с ума! Скажи мне, у тебя все в порядке с головой? У тебя нет сейчас температуры? – Кира не могла найти себе места и постоянно трогала мой лоб. – Ты вообще представляешь, как это будет выглядеть? Двенадцать молодых и красивых девушек и одна семидесятипятилетняя сумасшедшая бабка по центру? Что о нас скажут люди?

- Кира, скажи мне, зачем тогда ты выбрала меня ровно год назад для участия в этом конкурсе? Ведь я была тоже не похожа на сотни тех девушек, пришедших попытать свои силы. Помнишь мои рваные джинсы? Исшарканную майку с британским флагом?  Сережку в брови? Это же было так неправильно! Твои коллеги в случае моего любого промаха могли подумать о тебе столько плохого! Но, тем не менее, зачем, ты назвала меня победительницей в прошлом году?

Кира вздохнула.

- Потому что ты действительно выделялась на фоне этих безмозглых куриц. В тебе было то, чего не было не в одной из них – как бы это назвать, наверное, «настоящесть». Несмотря на то, что в тот момент решалась твоя судьба, ты оставалась самой собой: немного грубой, но искренней девушкой.
Наверное, ты права. Пусть эта бабка станет своеобразной «фишкой» нашего дефиле в этом году. Красота ведь проявляется не только в возрастных рамках. Кстати, я купила себе такую же желтую рубашку.

***

За месяц старуха Анабель, в отличие от своих конкуренток, не пропустила ни одной репетиции. Эта пожилая женщина была похожа на вечный двигатель – она никогда не сидела на месте и была постоянно в хорошем расположении духа. Ничто не портило ее хорошее настроение; даже издевки со стороны молодых участниц. Возможно, в силу своего возраста, она их просто не слышала.  Но она -  единственная из всех, кто не слышал в свою сторону критики от преподавателей.

Белла всегда знала, сколько дней осталось до конкурса. Могла ответить на любой вопрос, касательно мира моды. И дать умный совет в сложной ситуации.

Ей даже удалось найти общий язык с Кирой!  Они теперь вдвоем ходили на репетиции в желтых рубашках и смеялись над общими шутками. Со стороны они смотрелись как мать и дочь, несмотря на то, что у Анабель никогда не было детей, а Кира воспитывалась в детском доме.

- И все-таки, ты – молодец, что дала ей шанс! – говорила мне Кира, наблюдая за тем, как Анабель репетирует свой выход.- Эта женщина помогла мне поверить в себя! Глядя на нее, я чувствую себя такой молодой!

***

Тринадцать молодых и красивых девушек: блондинок, брюнеток, рыжих. Самых разнообразных. И среди них старушка Анабель. Леди Анабель, как мы стали ее называть: точно такая же красивая и такая же молодая, несмотря на свой возраст. 

Каждая из них считала себя самой лучшей и самой достойной. Неважно, за что: за двадцатисантиметровую шпильку, ультракороткое платье, прожженные или  совершенно не тронутые химией волосы.  О наличии прекрасного внутреннего мира и  спрашивать было бы глупо: улыбались все  как на кастинге рекламы зубной пасты: ослепительно белоснежно и во все тридцать два.


Каждая из них верит в свой шанс и уже сейчас представляет, как оденет корону победительницы. Как  вспышки фотокамер десятков фотографов будут заменять ей дневной свет,  как тысячи молодых людей составят друг - другу конкуренцию за возможность поужинать с ней в самом дорогом ресторане, и, как, самое главное, будут завидовать ей все девушки, которым она докажет своё превосходство над ними.

Шум восторженной публики закладывал уши. Свет многочисленных прожекторов слепил глаза. Через десять минут мы должны были начинать. Проверяем сценарий, сводим последние данные. Визажисты подправляют нам макияж. Но за пару минут до выхода, дверь в гримерную открывается и перед нашими глазами  снова возникает старушка Анабель: её глаза светятся от счастья, а улыбка, казалось, скоро достанет кончиков ушей. Вместо розовых леггинсов и желтой рубашки на ней надето элегантное короткое черное платье: еще дороже, чем леггинсы с рубашкой вместе взятые. А уже знакомые туфли на пятнадцатисантиметровой шпильке были изящным дополнением к её образу. Сегодня она была похожа на Мерлин Монро.  Такие же крупные локоны, ярко-красная помада и озорная нарисованная мушка.

- Спасибо вам, девчат! Сегодня моя мечта наконец-то сбудется!

***

Конкурс был в самом разгаре. В зале кипели страсти. Толпы болельщиков подбадривали своих конкурсанток кричалками и плакатами. Никто не пришел поболеть лишь за старушку Анабель.

Но, тем не менее, её выходы на сцену не оставляли равнодушными ни одного зрителя — в ней было именно то, чего не было в других: желание просто показать себя. Сочетая свою возрастную учтивость и деликатность с элегантностью и грациозностью, эта пожилая женщина влюбляла в себя все больше и больше.   

Нет, Анабель не хотела выиграть – она хотела, чтоб ее просто запомнили и оценили. Она хотела доказать себе, что вся ее жизнь была прожита не зря: что не напрасно она изо дня в день морила себя работой; не напрасно тренировала модельную походку в течение десятков лет; и, совершенно не зря отказывала себе во всех удовольствиях ради того, чтоб купить комплект как раз той одежды, в которой её оценят и запомнят.   

- Она была настолько легка в танце, что я, если бы не видел её лица, подумал бы, что танцую с пятнадцатилетней девочкой, которая еще так юна и ветрена, - сказал мне за кулисами Альберт, её партнер по танцевальному номеру в конкурсе.

- Альберт, а ей и есть пятнадцать. Что такое время по отношению к женщине? Совершенно ничего. Внешность – вот, что только дается нам на время. Женщина – она всегда молода.

Я, Кира и другие члены жюри  были в замешательстве. Конкурс подходил к концу, и нам нужно было назвать имя победительницы.

- Анабель такая утонченная. Послушайте, какие умные ответы она дает на вопросы, которые задает ей ведущий! Как деликатно и тактично она разъясняет свое поведение в той или иной ситуации. Ни то, что эти малолетние выскочки, - заметила Кира.

Члены жюри утверждающе кивнули головой.

Выбирать победителя все решили не глядя. В результате анонимного голосования победительница была определена.

***

Я хорошо помню тот момент, когда ослепительно белоснежные, как в рекламе зубной пасты, улыбки исчезли с лиц сразу всех участниц в одно и то же мгновение.  От лицемерной искренности остальных двенадцати участниц не осталось ни следа.

 Единогласным решением жюри был вердикт отдать титул королевы города Леди Анабель. Впервые за тридцать лет существования конкурса, победу в нем одержала семидесятичетырехлетняя старушка. Никогда еще в конкурсе красоты внутренняя красота не одерживала победу над внешней. Но сегодня, справедливость восторжествовала.

Я никогда не забуду, с какой легкостью и восхищением я надевала корону на белоснежную голову Беллы. Её глаза в тот момент светились счастьем: тем, ради чего она жила до семидесяти четырёх лет.

 

-Кира, ты меня удивила, - сказала я после награждения. - Я думала, ты предпочтешь отдать свой голос за Кристину, она же из твоего модельного агентства! В случае её победы ты бы могла неплохо заработать.

- Я до последнего думала, что так и сделаю. Но увидев её, такую хрупкую, такую нежную и такую искреннюю, я не смогла отдать свой голос Кристине. Я бы не простила себе своей алчности.

Мы подарили Белле ноутбук с записью ее триумфального выхода на сцену. Каждый вечер, выключая свет, старушка снова и снова включала видео с конкурса и словно вновь переживала все ощущения. 

***

Через полгода Белла умерла. 

Кира решила больше не проводить конкурсов на звание королевы города и на похоронах прикрепила корону королевы к волосам Анабель.

- Я ухожу из модельного бизнеса.  Спасибо тебе, добрая, смешная старушка, за то, что открыла мне глаза. Теперь звание королевы города будет с тобой навечно, -шептала Кира свои последние слова для Леди Анабель. – Прощай, милая, пусть земля тебе всегда будет  пухом, - Кира больше не могла сдержать слез. – Я никогда тебя не забуду!

***

- Почему ты все-таки решила уйти из модельного, Кира? – спросила я её по дороге домой.

- Потому что мне надоело любоваться красотой других. Я всю жизнь смотрела, как другие достигают высоких результатов, забывая в это время о самой себе. Мне казалось, что работа и денежная компенсация за эту самую работу – главное в жизни. А сейчас я поняла, что я еще так молода и еще столько в жизни не успела попробовать…   А  ведь, между прочим, время – то идет. Я уезжаю отсюда, Лик. Спасибо тебе за то, что познакомила меня с Анабель.

На этой фразе мы обнялись и разошлись.

Я больше никогда не видела Киру. Как – то она прислала мне пару фотоснимков, на которых Кира вместе со своей дочерью, в одинаковых желтых рубашках от Дольче стояли на плоту среди огромного синего моря и улыбались.

Конкурсов на звание королевы больше никто не проводил.