2. Смешные вопросы. Редукторостроение. Механизмы

Иосиф Ольшаницкий
18.12.11.  Более конкретная картинка (из завалявшейся всякой всячины)
 
18.06.09.
Иосиф Ольшаницкий
                СМЕШНЫЕ ВОПРОСЫ

Прежде всего именно в российском редукторостроении крупномасштабная деловая и академическая война за директивное провозглашение лишь одной из сторон судьбоносного понимания,  казалось бы, основной перспективы этой отрасли так и не затихает вот уже с начала пятидесятых годов.

Тогда в СССР зародилась всего лишь МОДА на так называемое в России "зацепление Новикова". Суть именно его инженерной инициативы и научного энтузиазма, этого благого пожелания, т.е. концепции (сама-то "идея" косых зубьев ЛЮБОГО профиля известна извечно) состоит в том, что при внешнем зацеплении колёс "зубья Новикова" имеют ВНУТРЕННЕЕ сопряжение своих профилей.

Теоретически эта идея обеспечивает зубьям Новикова значительно бОльшую нагрузочную способность контакта всего лишь при точечным их начальным касании, чем нагрузочная способность контакта зубьев эвольвентного профиля, хотя там пятно их контакта имеет линейное начальное касание. И потери на скольжение в зацеплении Новикова меньше. Энтузиасты этого направления отмечают и другие принципиальные достоинства зацепления Новикова. Их теоретические доводы неотразимы. Но почему-то практикой всего мирового, включая и само российское машиностроение, хотя бы даже лишь в общем редукторостроении, всё еще не подтверждается теоретически неотразимая правота Новикова.

К заслуженным теоретикам, как и к практикам редукторостроения, я не имею никакого отношения. Поэтому позволю самому себе задавать глупейшие вопросы, постыдные даже для студента. Почему-то я не вижу на них очевидных ответов. Может, найдётся шутник, кто подскажет мне что-нибудь?

При внутреннем зацеплении колес зубья эвольвентного профиля имеют внутреннее сопряжение, причём при линейном начальном их касании. Нагрузочная способность их пятна контакта огромна, а потери на скольжение очень малы. Расположение колеса в колесе вроде бы занимает меньше места, чем расположение колёс при их внешнем зацеплении друг с другом.
Однако для реализации внутреннего зацепления колес их приходится помещать на валах, установленных консольно. А такая компоновка не обеспечивает достаточных преимуществ такому редуктору.

Ладно. Мы - по заветам Ильича - пойдём другим путём, как начертал нам великий Ленин, когда был  маленький с кудрявой головой и тоже бегал в валенках по горке ледяной.

Возьмём типичный редуктор, в котором, как обычно, на его параллельных валах имеются цилиндрические колёса с внешним зацеплением их зубьев эвольвентного профиля. Вместо этих колес посадим на те же валы такие же колёса, в которых, однако, число их зубьев будет чуть меньше, - на один, два, три зуба, - так, что эти колёса уже не находятся в зацеплении между собой. Пусть теперь такая пара колёс будет в зацеплении с охватывающим их зубчатым кольцом. (В стандартный корпус переделываемого редуктора это кольцо не поместится, поскольку не позволит высота расположения валов. В корпусе для нашего редуктора надо всего лишь размеры  чуть откорректировать по высоте).

Чем это не решение названной выше всеобщей проблемы?!




                Ещё проще.

Возьмём покупной редуктор, поначалу какой-нибудь маленький, подешевле. Зубья на его же колёса сточим абразивным кругом больше, чем на половину их высоты.

Изготовим на зубодолбёжном станке охватывающие кольца из пружинной стали с внутренним расположением их зубьев.

Поначалу воспользуемся покупным инструментом, - с полным профилем эвольвентного зуба в зуборезном долбяке.

Потом можно будет работать специальным на то долбяком, тоже неполного профиля зубьев.

А усечённые зубья колёс можно будет выполнять сразу, - не стачивая большуя часть полного профиля зубьев стандартных, - а  изначально нарезая лишь нужное обычной червячной фрезой, однако уже в заготовке  соответствующего диаметра.

Обточим затем эти охватывающие зубчатые кольца так, что они станут не только упругими, но даже гибкими.

Число зубьев в них должно соответствовать гибкости или даже гибкости этих колец, надетых на колеса редуктора, имеющие упомянутые усечённые зубья,- сточенные больше чем на половину их высоты.

Охватывающие зубчатые кольца, превращённые так в гибкие зубчатые ремни, выполненные так из пружинного стального сплава, будучи натянутыми на колёса редуктора, не потребуют изменения размеров по высоте в корпусе редуктора.
Используется тот же корпус этого покупного редуктора.
____________