Правдоруб курай

Габдель Махмут
     (народная сказка, переработанная и использованная мной
        в пьесе «Когда проснулась река»)



Один падишах ежемесячно вызывал к себе парикмахера. А после, как побреют-постригут правителя, человек этот обратно нигде не появлялся…

Так, настал черед последнему в государстве брадобрею идти к падишаху.
Попрощался с семьей, родственниками. Но, удивительное дело, в тот же день он вернулся живой и невредимый.
Живи и радуйся, вроде, а он...

Словом, бедный слуга божий потерял интерес ко всему, стал хиреть и чахнуть на глазах близких. День ото дня плох.

Дошел до того, что одна кожа да кости остались, того и гляди - помрет. Думая так, чтобы не быть обузой домочадцам, решил уйти подальше с глаз людских, куда глаза глядят.

Только вышел на окраину деревни своей, видит, тащится-бредет навстречу белобородый старец. Останавливает он бедолагу парикмахера, и говорит: "Знаю я беду твою, добрый человек. Ты вянешь оттого, что держишь в себе злую тайну. Расскажи свой секрет! И увидишь, полегчает тебе".

"Нет! - отвечает горемычный, - если хоть одна душа узнает, падишах меня убьет и тебе потом не миновать его кары".

"Да, - задумался аксакал, - Страшная беда приключилась с тобою, братец ты мой. А выговориться необходимо. Нужно тебе очиститься от непосильного груза этого. Вот что сделай, любезный. Выкопай здесь яму в свой рост. И в ней оставь свою беду"...
Сказал старец и будто растворился на глазах.

Была не была, последняя надежда засветилась в сердце брадобрея, вырыл яму, собрал оставшиеся все силы и выкрикнул: "У нашего падишаха на голове растут рога!"  И так на все четыре стороны, и нечего делать, вернулся домой...
И ведь пошел-таки на поправку человек!

           …Через год на месте этой ямы выросли камыши.
Увидел пастушок, срезал, а дома не спеша сделал себе курай.
Как-то так вышло, что дунул прилюдно, а курай вместо привычных пастушьих мелодий стал выпеветь: "У нашего падишаха на голове растут рога! У нашего падишаха на голове растут рога!..»

Нынче и правители не те, и народ стал более смел на правду. Даже вроде бы и слушают глас народный эти руководители сверху донизу. Да, видать, не слышат - уши заложены, а вычистить некому, правдорубов рядом не осталось…