Опыт созерцания иконы Отречение Петра

Ольга Шульчева-Джарман

…Через все пространство иконы протягивается стена - непреодолимая и неодолимая человеческими силами ограда, с рисунком "аканта" (akanthos) - та самая, созданная человеческом грехом Адама стена рая, за которой наша земля, произрастившая "плода терние". Петр - образ человека-грешника - одетый в ризу с клавием, символ благородства, патрицианского достоинства - стоит за пределами стены, вне "рая сладости". В чернеющем, пустотой дверном проеме – дева (глава ее непокрыта). Ее образ возводит нашу мысль к воспоминании о падении через деву - Еву, а красные ризы напоминают об огненном Херувиме, стерегущем райский сад и к страшному последствию отпадения от Бога – «Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя» (Мих.6,14).
Человек в своем богоподобном достоинстве ("образ есмь неизреченные Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений") с царственной печатью - клавием стоит вне, во тьме внешней, «кромешной», за кромкой осязаемой египетской тьмы (Исх.10,21) греха, заслоняющей свет Божественный - там, где собирают ставшие сухой прежде плодоносную виноградную ветвь-лозу «и во огнь влагают, и сгарает"(Ин 15,1-6). Он уже касается этого "огня негасимого геенского", созерцает грехи свои и приходит в себя, как блудный сын, возносит молитву (жест левой руки), готов идти, восстав, ко отцу своему (Лк.17-18). Слуги тьмы - с постыдно обнаженными голенями или дико, по-варварски облеченные в штаны (это символ ритуальной нечистоты – так, в штанах, нельзя было заходить в храмы в Византии), взирают на него, стоя по ту сторону огня.
Но грешник не приходит к ним, а возвращается внутрь ограды - дивное чудо покаяния! Вспоминаются слова кроткого русского монаха двадцатого века Силуана Афонского - "Держи ум свой во аде, и не отчаивайся".
Покаявшийся человек - снова в Церкви, в ограде рая, упокоевается на нерукотворенной скале, на "столпе и утверждении истины". Гиматий его уже не грязно-желтого, а чисто-желтого цвета - настало просветление, просвещение ума ("Иисусе, просвещение ума моего!").
И петух - или феникс,- знаменующий воскресение, восстановление разрушенного, взирает на обновленного грешника - а теперь уже - вновь друга Божия.
"Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя" (Ин.21,17)



( цитаты, кроме специально оговоренных – из средневековой богослужебной византийской поэзии)