Два дня на Великой китайской стене

Игорь Тютюкин
В августе 2007 года я совершил самостоятельное путешествие в Китай. За месяц проехал по этой удивительной стране на поездах и автобусах 17 000 км, побывал в 20-ти городах. Купался в Южно-Китайском море и в устье реки Янцзы (на острове Чунминдао).
Очень понравились южное курортное побережье Китая, каналы, мосты и буддийский монастырь в Сучжоу, набережная реки Хуанпу в Шанхае, храмовый комплекс Конфуция на его родине — в городке Цюйфу. И, конечно же, Тю Тю Кин почтил вниманием Пекин.
Однако особые впечатления оставило у меня Чудо Света — Великая Китайская Стена. По одному из ее старинных участков я 2 дня шел пешком, ночуя в палатке на вершинах гор и напевая в пути песенку собственного сочинения:

«По Великой Китайской Стене
Я иду с рюкзаком на спине.
И балдею от древних камней.
Нет причин не идти мне по ней».

Строительство Стены началось задолго до нашей эры, когда раздробленные китайские княжества стремились отгородиться от северных соседей и друг от друга. Помимо оборонительной роли, Великая Стена имела и символическое значение, как форпост и граница. Она весьма неоднородна и состоит из множества отдельных участков, которые, извиваясь, подобно дракону, следуют направлению горных хребтов, речных долин и ущелий. Сейчас этот уникальный объект истории активно реставрируется и восстанавливается.
Я выбрал для «стеноходства» древний участок в 250-ти км к северо-западу от Пекина. Доехал поездом до города Чжанцзякоу и там по лестнице взошел на городскую (широкую и кирпичную) часть Стены. Сфотографировался у памятного камня с надписью: «Кто поднялся на Великую Стену, тот молодец».
И с удивлением встретил (единственный раз за все путешествие по Китаю!) русского человека. Молодая женщина Татьяна 4 года назад вышла замуж за китайца и живет сейчас в Гуанчжоу, работая в семейной китайско-русской торговой компании. К Великой Стене она приехала вместе с родственниками мужа — приобщиться к исторической древности.
По мере моего удаления от города, Стена превращалась в высокий старинный каменный забор треугольного сечения. По его верхушке, шириной 60-110 см, я и топал вперед. Какое-то время параллельно Стене шла бетонная дорожка для туристов. Потом она осталась далеко позади, и я в уединении наслаждался красотами горных пейзажей. Стена, причудливо извиваясь, тянулась по склонам, то вверх, то вниз. Изредка встречались оставленные временем повреждения и остатки древних сторожевых башен.
Сотни миллионов камней. И каждый из них побывал в человеческих руках…
Китай и китайцы очень порадовали меня своей доброжелательностью.
В стране хорошие автотрассы, большинство из которых — платные. Четко работают железнодорожные и автодорожные службы, полиция, общественный транспорт. На  всех вокзалах — бесплатные кипяток и туалет.
Удивило огромное количество велосипедистов и мотоциклистов, для которых на дорогах есть специальные полосы. Удивили низкие цены на продукты и высокие — на музейные билеты. Удивили двухэтажные вагоны поездов и спальные междугородние автобусы, в которых вместо кресел — двухярусные полки для лежания (узкие и коротковатые).
Китайцы много курят, но не знают, что такое пьянство. Чай употребляют только зеленый. Хлеб не едят. И любят очень острую пищу.
В стране нет часовых поясов и переходов на летнее-зимнее время. Все дружно живут по пекинскому времени.
Я чувствовал себя в поездке безопасно — в Китае строгие законы и низкий уровень преступности.
Еще здесь нет пенсионной системы. Стариков содержат многочисленные родственники.
Китайцы очень доброжелательны, терпеливы, трудолюбивы и плодовиты. Темпы развития этой страны впечатляют.


Мои СЧАСТЛИВЫЕ КНИГИ живут на сайте
http://www.tutukin1.narod.ru