Шариат. Необходимость его понимания

Иван Муткогло
Не вызывает никаких сомнений то, что Ислам сегодня развивается решительным курсом, верша важнейшие события в мусульманских странах, каждое из которых являет собой феномен.

В возрождённом исламском движении ничто не выделяется более, как Шариат – кодекс поведения во всех сферах человеческой жизни, установленный Исламом, скрывающий огромную символическую силу для осуществления чаяний мусульман в поисках своей судьбы. Все мусульманские страны пульсируют желанием приспособить жизнь к Его заповедям.

Вместе с тем, как ни парадоксально, Шариат в большей степени, чем любой элемент Ислама, вызывает сильные сомнения и глубокое чувство страха среди немусульман и тех, которые позиционируют себя мусульманами, будучи при этом духовно далёкими от истинных традиций Ислама.

Для многих из них Шариат представляет нечто, пытающееся на пути к прогрессу и модернизации повернуть время вспять и ввергнуть мир в тёмное прошлое, ассоциирующееся только с рабством женщины и чадрой, отсеканием руки вору, забрасыванием камнями в наказание и т. п.

Наиболее изощрённые из них пытаются поставить под сомнение сами основы, природу и роль Шариата, чтобы подтолкнуть мусульман самим отказаться от него или ввергнуть в такие перемены, чтобы не прослеживалось никакой преемственности его с основами Ислама.

Человек – вершина мироздания, и ему якобы незачем сверять свои поступки с правилами сверхъестественного происхождения. К чему беспокоить Всевышнего, отвлекать его мирскими тривиальными делами? Шариат, по их мнению, лишь формализует отношения человека с Богом, надевая на него смирительную рубашку, сотканную из законов и правил, духовных ценностей, религиозной любви и преданности.

По их мнению, закон, установленный четырнадцать веков назад в условиях пустыни, вряд ли может справиться с комплексом потребностей и суетой современной технологичной цивилизации. Эти и подобные аргументы звучат довольно часто. Однако такого рода мнения, основанные на предрассудках, не служат благим предзнаменованием будущему человечества. Они могут лишь усугубить глубину противоречий и враждебности Запада с Исламом, который сохранил свои традиции на протяжении всей своей истории, и любая попытка «перезагрузки» может, в конечном счёте, сорвать мир, который и так хрупок.

Таким образом, желание понять Шариат должно быть таким же неотложным и крайне важным, как и воля мусульман в его реализации. Шариат служит не только собранием дозволений и запретов; это не просто свод законов, которые предусматривают наказания за определённые преступления. Его содержание значительно глубже и шире, оно охватывает всю человеческую жизнь.

 Шариат – это безопасный путь, т. е. путь, по которому человек в Исламе должен идти в упорном стремлении познать своего Создателя. Это глубокое погружение в поиск Господа и Учителя, которое Шариат делит на конкретные и точные шаги на жизненном пути. Шариат в общечеловеческом понимании – это внутреннее и внешнее наполнение индивидуума или коллектива, регламентирующее жизнь в соответствии с волей Единого нашего Бога. Основным посланием Корана является нравственность. Его законы устремлены в вечность. Концепция Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совместно с источником Шариата – Сунной – являет собой идеальную самодостаточную модель, формирующую разум мусульманина.

Чтобы полностью понять сущность Шариата, должно быть установлено соответствующее отношение человека с Богом, проповедуемое Исламом. «Нет божеств, заслуживающих поклонения, кроме единого Аллаха, и Мухаммад – пророк Его!» Это утверждение – фундамент Исламского вероисповедания.

Бог есть Творец, и Ему, следовательно, принадлежит царство Божье, и Он является единственным Господином. «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю… Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «аль-Араф», аят 54). «Он сотворил небеса и землю поистине. Он покрывает ночью день и покрывает днём ночь… Он создал вас из одного человека… Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть. Нет божества, кроме Него» (сура «аз-Зумар», аяты 5–6).

Бог есть Творец; Ему, единственному Господу и Учителю, должен подчинять всё своё существо человек. «…Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным…» (сура «аль-Хадж», аят 34). «Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему!» (сура «аль-Aнам», аят 102).

Бог облагодетельствовал человека, дав ему способность и возможность видеть, слышать, чувствовать, мыслить и говорить – то, без чего человек не может жить и созидать. Он сделал доступными внешние ресурсы мира, которые человек открывает, эксплуатирует и преобразует, но которые сам не может воссоздать.

При этом наибольшей потребностью человеческого существа всегда было познание того, как прожить жизнь так, чтобы выполнить миссию своего пребывания на Земле; как относиться к Создателю своему, себе подобным и всему окружающему. К Всевышнему обращаемся мы в поисках наставления. Потому что нет никого вне Его и превыше Него, кто бы мог дать истинный ответ на извечные вопросы человека и наставить на путь истинный.

Так почему же Тот, Который обеспечивает человека даже самыми незначительными материальными потребностями, не может не оставить без внимания и наиболее важные нравственные и духовные потребности? Сказано в Коране: «Спроси: «Есть ли среди тех, кого вы придаёте в сотоварищи Аллаху, такой, который указывает путь к истине?» Скажи: «Аллах указывает путь к истине. Кто более достоин того, чтобы за ним следовали: тот, кто сам указывает путь к истине, или же тот, кто не может найти верного пути, пока ему не укажут на него? Что с вами? Как вы судите?» Большинство из них следует своим предположениям, но ведь предположения никак не могут заменить истину. Воистину, Аллаху известно о том, что они совершают» (сура «Юнус», аяты 35–36). И далее: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (сура «аш-Шура», аят 21).

Чтобы выполнить эту великую потребность человека, Бог послал Своих пророков к людям на все времена, дав свет им и раскрывая своё божественное учение. Среди них были Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей) и Иса (Иисус). Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был последним из них. «Аллах предписал вам в религии из вероучений то, что Он заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе из Откровения, и то, что заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: "Утверждайте и укрепляйте основы религии, соблюдая её заветы, и не расходитесь во мнениях относительно неё". Для многобожников тяжко то, что ты призываешь их придерживаться основ религии. Аллах избирает в посланники того, кого пожелает, и наставляет к вере и соблюдению заветов религии того, кто отказывается от упрямства и повинуется Ему» (сура «аш-Шура», аят 13).

Отношения человека с Богом выражаются самим словом «Ислам» – «покорность». Это поклонение Ему, следование Его воле и учению так, как ниспослано было пророкам Его. И послушание это должно быть полным и всеобъемлющим. Мусульманин отдаёт себя всецело Создателю своему, единственному Господу и Учителю.

Ни одна сфера жизни не может быть освобождена от необходимости божественного руководства или божественного суда. Господь и Его Царство неразделимы, и, соответственно, жизнь человека заключается в послушании Ему. Бог был бы несовершенен, если бы Он существовал лишь в духовном мире и если бы отношения с Ним строились сугубо в целях обеспечения материального достатка – хлеба насущного; если бы Бог был равнодушен, безразличен или неспособен помочь человеку в решении самых сложных задач, из которых и складывается жизнь. Всевышнему мы поклоняемся, к Нему взываем, в Него верим, Его ищем, ибо Ему всё подчинено.

Человеку дана свобода выбора – быть или не быть с Богом, но, однажды приняв Его, необходимо следовать Его стопам. Свобода приобретает смысл выбора путей следования, которые благословил Аллах.