Читающий будда

Сунь Хо
Будда
_______

в том, что я будда - нет ничего выдающегося. ты тоже - он же. все и каждый - здесь и сейчас - просветленные, свободные и бессмертные. и обладают изначальным знанием о том, как все устроено и происходит на самом деле. однако, это знание безмолвно, пустотно, невыразимо. а в нас постоянно звучит язык, живет и дышит, страдает и мечтает, и - Звучит! перебивая, заглушая безмолвие знания. мы, втайне тоскующие о тишине, непрерывно беседуем внутри себя, знаешь, зачем? так язык контролирует нас. ему требуется уверенность, что в любой момент времени (даже во сне, где живые "картинки" мы видим примерно в 15% времени, все остальное - визуализация смысла знаков, до которых при засыпании распадается стройная дневная речь) вся наша энергия задействована им. по сути, язык - инсталлированная в нас программа. очень может быть, ее автор - беспечный и безграмотный древний дочеловек. или она - проект суперцивилизации, обеспечивающей себе рекреационную планету под присмотром личностных роботов. или хаотичный выхлоп эволюции, по Дарвину - достаточно слепой и случайной на фоне кажущейся измеренной вдоль и поперек законом наследования перфекционных мутаций эволюции. в игре с невыясненными правилами участвуют двое. литератор либо выстраивает, совершенствует, реставрирует язык - и тогда он графоман, либо - пробирается по программе до ее источника, до информации, кто и откуда в нас ее запустил. тогда он - большой и далекий от остальных людей писатель. в великой прозе обязаны присутствовать зоны как умолчаний, так и полного, абсолютного смолкания. как мы пишем, когда нам везет, и у нас получается неплохого качества искусство? при помощи самого подвижного относительно языка инструмента - стиля - мы сдвигаем действие с насиженного места логики пространственно-временных отношений. хорошая фраза образует ритмические петли. действие (как современная нам самим квантовая частица) умеет пребывать во множестве мест за один срез секунд. оно бывает немотивированным. или никуда не ведет. модерн ускорил жизнь. постмодернизм понял большее. скорость бывает различна - это и есть лазейка для человека в прародину, обратно в эдем и в никуда, в валгаллу... синкопа действия, словно разрыв в облачном ночном зимнем небе. рваная рана воздуха (оттепель, поздно светает, и воздух туманен) позволяет разглядеть купол бесконечной Вселенной, до отказа забитой взрывающимися, живыми, коллапсирующими, рождающимися, давно и далеко от нас мертвыми, прекрасными, удивительными звездами


Человек Читающий
___________________
 
мысль читающего напоминает воронку, расширяющийся - в идеальном случае - в бесконечный верх конус, с вершиной в точке соединения взгляда и буквы. взгляд скользит по строке. острие, словно игла звукоснимателя, пробегает в неровностях текста. в детстве нам всем демонстрируется один и тот же фокус: из волшебного мешка алфавита вытряхивается разноцветное буквенное драже. оно с треском рассыпается по зеркалу мира, который со временем становится нам родным. разлетается в приступе обратной (и отчасти ретроспективной) энтропии - болезни, длящейся жизнь. своего рода, синдрома сна наяву. 

выше в теле осознающей воронки начинается кристаллизация смыслов - этих элементарных частиц ума. существуют смыслы соположения слогов в слове, сочетания слов, мелодической законченности предложения, абзацной - очень многомерной - синтаксической зоны: от чисто визуальных, обусловленных размерами текста, тропов - до ассоциативных, связанных с индивидуально-психологическими особенностями личности, странностей процесса чтения; один мой знакомый читал только неспешно гуляя, а Кастанеда предпочитал читать лежа на спине, головой на высокой и жесткой подушке и положив одну из ног на - согнутую в колене - другую.

собственно человек начинается еще выше. там, где происходит инициализация восприятия, где мы понимаем, что, секунду за секундой, совершаем осознавание сна, природы, жизни. разум проявляет себя в петле, замечая самого себя. по утверждению Татьяны Владимировны Черниговской, профессора языкознания, мысль генерируется мозгом на 20 секунд раньше, чем мы ее осознаем. а каждая четвертая-пятая мысль содержит присадку, добавку, красящее вещество, воздействующее на мышление таким образом, что мы думаем, что это думаем именно мы.

однако, по-настоящему интересные области расположены еще выше, в разреженном слое атмосферы души. там рождается искусство, в том числе, литература. которую Бродский считал нашим чуть ли не основным видовым признаком.

и качество которой зависит от сочетания высоты смыслования с глубиной памяти о низших слоях - родине человека