Мадьяро-иудейская модернизация

Сергей Колибаба
Введение

Любой диалог (историк-читатель) подразумевает то, что мысли заявленные в нем близки к истине и содержат смысл, а высказывания вращаются в определенном культурно-ценностном  исторически сложившимся пространстве, где имеются близкие точки зрения на основные проблемы, в противном случае историк и читатель не поймут друг друга, их называют историческими представлениями.  Исторические представления основной массы населения в Европе оформились в XIX в., позднее отдельные взгляды изменялись или дополнялись за счет новых археологических и исторических исследований. Уделяя больше внимания изучению греко-римской и "национальной" материальной культуре, европейская история прошла мимо системы иудеохристианского духовного пространства, собственно в котором существует христианская цивилизация. Мы изучали и изучаем то, что было отвергнуто племенным европейским сообществом (язычество), и имеем поверхностные представления о процессе присвоения иудеохристианства. По современной трактовке, высшая стадия развития европейского общества христианское централизованное государство, возникло само по себе или благодаря усилиям местной знати, смысл историко-лингвистических явлений, родившихся в иудейском ценностном пространстве и времени – забыт.

Для увязки прошлого с настоящим большинство исследователей прибегают к продлению истории "коренной" народности в античное время и связывают иудеохристианскую эпоху с языческим греко-римским и племенным прошлым. Генезис румын начинают от фракийцев (даков и гетов), русских и украинцев от славян, венгров от финно-угров, французов от франков, совершенно не учитывается факт того, что это были разные культурные общности, у них были различные материальные и духовные культуры, а соответственно и языки. Племенные объединения не были духовными предками современных народов, а в этническом плане составляли все лишь элемент в возникших обществах, их традиции, верования и языки исчезли ввиду явной непригодности для обслуживания материальной и духовной деятельности людей. Проще говоря, наши племенные праотцы позаимствовали культуру (религию) евреев, духовным предком народов Европы является еврейский народ, учредивший иудаизм и иудеохристианство; греко-римское и "национальное" христианство ничего нового в основополагающие документы монотеизма Ветхий и Новый Завет не внесло, все идеи "отцов церкви" имеют аналоги в документах иудаизма.

В европейской истории и языкознании есть необычное массовое явление, мы не можем объяснить сотни миллионов терминов и имен, которыми пользуемся в своей научной и бытовой деятельности, употребляя эти имена, мы не понимаем их смысла. Беспомощность в истолковании имен и терминов – основы лексики и философии любого языка, возникла оттого, что имена создавались в еврейской системе идеологии и экономических отношений. Культурно-исторический переворот в социальном устройстве, общественных отношениях, языках, мышлении и в элементарном быте  произошёл под влиянием иудеохристианского учения, на его базе были сформированы новые европейские народности со своими иудеохристианскими языками. Процесс смены религии, а соответственно и всего бытия,  затронул и мадьяр, которые в 1001 г. организовали венгерское христианское государство. В русской и советской историографии не было сводных трудов по истории Венгрии, страна, расположенная в Центральной Европе была длительное время малоизвестна читателю. Своеобразие языка и приверженность традиционным нормам жизни выделяло Венгрию из окружавших её германских, тюрко-русскоязычных и латинизированных языковых групп и объяснялось финно-угорской лексикой и оригинальностью культуры - но так ли это, можно ли угорскими языками объяснить  понятия иудеохристианства и еврейского Бога Яхве?
         
 1. Традиция и инновация, география, этноним, топонимика

Европейская история раннего средневековья построена по одной библейской модели развития, все явления в ней однотипны и совпадают во времени, примерно в один период (VIII-XI вв.) в Европе формируется первый эшелон раннегосударственных образований из нескольких племенных групп, далее следует принятие христианства и формирование национальных языков на базе религиозно-торгового языка средневековья – иврита. В Болгарии, на Руси, в Венгрии, Валахии и Молдове (последовательно) в создании ранних государств активно участвовали крупные группы евреев и прозелитов, исповедующих иудаизм. Новой власти сформированной из различных этнических групп нужны были учителя в сфере религии и организаторы государственных систем: налогов и армии, торговли и финансов. Племенные сообщества не имели своих рациональных (разумных) социальных теорий,  элементарной системы образования и письменного языка - все эти знания и умения (Программа бытия – Библия) в гос. управлении, финансах и торговле были у евреев, которые и передали их новым народностям, объединившимся на идеях религиозно-социальной доктрины – иудаизма.

Всё, что названо людьми в процессе консолидации (термины и имена) – не имеют смысла в национальных языках, понятия представляют комбинацию из различных слов, дешифровать которые через греко-латинскую и национальную лексику – невозможно, ни один из языков не может истолковать родовые понятия: "хлеб", "лес", "река", "мама", Венгрия, Русь. Никто не может объяснить, почему для выражения понятия о предмете или явлении используется определенный раз и навсегда набор графических символов, и почему только эти графические элементы выражаются соответствующими "общественно отработанными членораздельными звуками" – фонемами? Поражает еще и то, что при наличии многочисленных научных кадров и техники ни в одной стране, не решена ОНОМАСТИЧЕСКАЯ (топонимическая) проблема, современная историческая лингвистика не даёт ответа на абсолютное большинство вопросов терминологии и ономастики, т.к. очевидно, что тема - "щекотливая". При её разработке будет ЗАТРОНУТО национальное ТЩЕСЛАВИЕ (отсталость мышления, единственная идеологическая опора национальных элит – «НАШИХ БЬЮТ») и очевидная неспособность национальных элит в организации  жизни в обществах, так как в настоящее время работает одна модель общества – еврейская, а все КОПИИ (французские, английские, американские, русские) сделаны не очень умелыми специалистами.

 Исторический факт "обретения Родины" в венгерском языке осмыслен через слово "honfoglalas" – обретения родины, расселение древних венгров в Карпатском регионе; очевидно, что по числу символов (11), слово является составным, состоящим из нескольких отдельных понятий. HON-F-OGL-AL-AS = ивр. ХАНА, ХОНЭ располагаться лагерем, делать привал, обитать + Ф. покончить с чем-либо, изгонять, ссылать + ОГЭЛ шатер, палатка, скиния завета, передвижной храм; походный Храм, который Бог повелел Моисею воздвигнуть в пустыне, именуется: МИШКАН "Скиния", буквально "обитель Божья", а также КОДЕШ святыня и ОГЕЛ МОЭД  шатер (священного) собрания; это место Господнего Присутствия, место откровений, молитв и жертвоприношений + АЛ высота; или АЛАЛ делать, действие, деятельность + ЕШ огонь, пламя; или ИШЭ жертвоприношение, сжигаемое на алтаре. Венгерское слово, оно же ивритская фраза, содержит смысл: изгнанники расположились лагерем, поставили передвижной храм, на высотах (сделали), жертвоприношения, что соответствуют действиям, совершаемым в средневековье при колонизации местности, племенные сообщества возносили благодарность богам,  освящали местность, очищали её от влияния других богов и вводили в зону действия нового культа.
 
Поселившись в Среднем Подунавье, венгры уже имели стройную организацию общества заимствованную от хазар-иудеев. Осев на торговом пути Рейн-Дунай-Крым-Кавказ, они стали участниками  идейного и материального обмена, совершаемому на нем, уровень  венгерского общества должен был соответствовать уровню развития религиозно-торговой деятельности на этом торговом пути. В этом и состоит историческое значение Исхода, или в его венгерском понимании – "обретение Родины"; очевидно, что родовое понятие "обретение Родины" связано с иудаизмом и ивритом, следовательно, в этих сферах необходимо искать истоки венгерского языка, а также содержание явлений новой венгерской истории.

а) Традиция и инновация

В культуре общества постоянно происходят непрерывное взаимодействие нового и старого - инновации и традиции; традиция = ивр. Т.Р. предостерегать + АДАТ (т-ц) старинный обычай, закон, сепаратизм, заповедь; традиция сохраняет базовые достижения общества и служит объектом модернизации. Инновация осуществляет "стыковку" прошлого и настоящего, позволяет людям подняться на более высокую ступень развития. Культурные достижения могли играть позитивную роль в том случае, если они передавались - становились достоянием новых поколений, а для этого необходим механизм передачи  инноваций – письменность и образование.
Существует два типа нововведений: один возникает самостоятельно,  независимо у разных народов, другой зарождается в одном регионе и распространяется через контакты, каждая инновация со временем превращается в традицию, количество инноваций и скорость их внедрения постоянно возрастает и в эпохах распределяется неравномерно. Инновация может быть недавней (70-80 лет), когда живо поколение, при котором она была введена, свидетельства о давней инновации доходят до потомков по письменным сообщениям о её распространении (150 лет). Через больший срок обстоятельства введения инновации (изобретенной или заимствованной) выветривается из памяти людей, письменная информация уменьшается в связи с уничтожением источников, а сама инновация становится традицией. В общем, инновация – процесс, в ходе которого идея или изобретение доводится до стадии практического употребления, причем причины и условия зарождения, её авторы и деятели внедрения основательно забыты; таким образом, возникают "темные века" и "белые пятна" в истории, которые трудно интерпретировать.

Рубеж первых веков новой эры время перехода от мифологического сознания (образно-чувственного, мало абстрактных понятий) – к научно-логическому сознанию (создаёт свой абстрактный понятийный аппарат). Так как греческая философия являлась наукой для избранных, то в качестве философии развития (Конституции Европы) выступила массовая идеология (иудаизм), где была отработана система понятий во всех областях жизни и деятельности человека, и которая постоянно совершенствовалась еврейскими мудрецами. В средние века на базе философии  иудаизма оформилась наука (теология, учение о Божестве), основой которой являлись два положения: единообразное высказывание о разнообразных явлениях (абстрагирование) и умение передавать абстрактные знания минимальным количеством символов. Чем больше абстракции, тем меньше потери при передаче знания, нынешние успехи в передаче информации связаны с тем, что сообщения удалось трансформировать в набор отвлеченных символов, даже картинку удалось разбить на числа; заметим, что религиозная еврейская философия к XII в. создала свою оригинальную систему перевода понятий в числа – Каббалу.

Между предметом и его идеей (образом) человек перебрасывает мост из слов и символов, для использования предмета нужно нащупать связь между вещами и их идеями; назвать бесчисленное множество предметов отдельными именами человек не в состоянии, т.к. любая вещь имеет множество характеристик. В таком случае лексика языка выходит за пределы психических возможностей человека к усвоению понятий, что мы наблюдаем в современном мире, человеку все труднее удаётся усваивать общечеловеческие ценности, в том числе из-за чрезвычайно сложной и необъяснимой греко-латинской терминологии. Практическая необходимость в передаче знания заставила людей классифицировать вещи и создать (или заимствовать) о них идеи (образ), т.е. абстракции, которые упорядочивают мир, разбивая всё сущее на классы, виды и подвиды, однако и их количество неизменно растет.

Идею о вещи (явлении) автор вещи, создаёт на основании опыта в использовании вещи – и он её (вещь) называет, присваивает имя или термин; в лексику и сознание других людей слово-понятие входит, минуя стадию опытного использования вещи, через религиозно-торговый язык, распространенный в регионе, язык – общее достояние, куда умельцы вбрасывают свой профессиональный жаргон. Слова, которые в первоначальном виде могли значить нечто, как правило, очень простое, через некоторое время сохраняют только связь графика-звук (фонетика) = предмету и теряют – смысл.
Передавая информацию другим, мы пользуемся операциями пояснения и уточнения, но невозможно постоянно употреблять терминологию, состоящую из нескольких слов (предложений), на детальное объяснение предмета уходит много времени. Поэтому человек всегда сжимает описательное понятие о предмете (явлении) в  одно слово-понятие: гроза, шторм, боярин, дом и т.д., например, русск. "плуг" – орудие для вспахивания земли: ПИЛУАХ разрезание, пахота. Та информация (идея), которую заложил профессионал-пахарь или ремесленник сделавший по его заказу инструмент, становится известной на языке, который был распространен в данном регионе. Молд. plug, plugar плуг, пахарь; англ. plough плуг, пахать; нем. pflug плуг; очевидно, что понятие иврита ПИЛУАХ было знакомо народам Европы, а это говорит о том, что иврит служил международным религиозно-торговым языком, формирующим общие понятия и представления о мире в пределах распространения религии иудеохристианства на торговых путей средневековья.

б) География

 У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая влияние на самосознание, образ жизни и обычаи; специфика природной среды и племенные контакты формирует этническую общность и виды  деятельности: её физический тип, расовые признаки (цвет кожи, волос, рост, строение черепа и т.д.) и формы ведения хозяйства. Этнос формируется на протяжении веков, постоянно меняя черты национального характера и традиции, и приобретая новые под воздействием природных и социальных сил.

 Венгрия типично "сухопутная страна", имеет выход к Черному морю через Дунай, меридиональный отрезок Дуная делит страну на две части; Оттон Фрейзингенский (род. 1114), крупный историк средневековья, описывая Паннонию, сообщал, что это прекрасная страна, но жители пребывают в "диком состоянии, городских стен и зданий крайне мало, а ГРАНИЦАМИ служат не холмы и леса, а крупные реки". Один из факторов влияющий на социализацию населения – тип поселения, в котором живут люди; сельский тип сохраняет традиции сельской общины с тесными родовыми связями, город – сосредоточие различных групп, ориентированных на разные ценности; в Венгрии, вплоть до Нового времени городов было мало, преобладали поселения сельского типа, в связи с этим сохранялись архаичные черты венгерского общества (замкнутость).

 Климат страны определяется расположением основной территории внутри горной дуги Карпат, Венгрия подвержена влиянию западных ветров; равнины занимают 68% территории, холмолгорье – 30%, среднегорье – 2%, горы зимой сдерживают движение холодных воздушных масс с С и СВ., открытая с запада территория способствует поступлению теплых масс воздуха.  Господствующие СЗ. ветра приносят влажные массы воздуха, выделяются два периода максимальных осадков: июньский, связанный с атлантическими циклонами, и осенний – вторжение воздушных средиземноморских масс. Большая венгерская низменность – Альфельд (венгр. низменность, высоты до 200 м.) получает на 10-15% больше тепла, чем другие районы страны, здесь ареал возделывания теплолюбивых с/х культур, до освоения – лесостепь с дубовыми, грабовыми и осиновыми лесами; наиболее распространенное дерево – дуб, позднее – акация (15%, завезена из Америки, для закрепления берегов Дуная и Тисы).

 Страна имеет две крупные реки и большое озеро – Балатон, Дунай после северной излучины – почти ровная река, ширина 400-550 м., а в районе Будапешта - 350, что явилось причиной зарождения большого города (переправа), на этой судоходной реке два половодья весной и летом, в прошлом река неоднократно затапливала нижнюю часть г. Пешта. Вторая крупная река Венгрии – Тиса (Тисса), приток Дуная, в половодье заливает восточную часть Альфельда.  Озеро Балатон имеет глубину 3 метра, судоходно, южный берег песчаный, юго-западный заболочен, раннее на нем были густые камышовые заросли; в Венгрии 500 минеральных источников, около 100 находятся в Будапеште. Правобережная часть Дуная – сильно расчлененная долина Дунантуль (высоты 100-200 м),  пересечена полоской гор - Задунайское среднегорье (высоты от 400 до 700 м), в среднегорье сосредоточены основные запасы строительных материалов: базальт, андезит, туф, известняк, мергель. Граница Венгрии проходит по холмистым и низкогорным местностям отрогов Альп и Карпат, через территорию страны проходили древние торговые пути, связывающие ряд европейских государств.

в) Этноним

 На иврите есть несколько наименований страны: ХУНГАРИА - Венгрия; ЭРЭЦ ХИГЕР, МАЛХУТ ХА-ХИГЕР – страна, царство переселенцев, эмигрантов; молдавский господарь Дм. Кантемир  сообщает, что после завоевания Римом Дакии, страна была разделена на три части: береговую, серединную и горную (Описание… Кшн. 1976),   он употребляет этнонимы: для первой части Венгрия и Валахия. В этих именах нам необходимо установить связь между географией и смыслом, Валахия и Венгрия страны береговые, термин "берег" обычно употребляют в связи с морем, так как морей нет, то остаются реки  - страны вдоль рек. 

Венгрия = В ; два, в + НАХАР (НЕГАРА)течь, река, НИГЕР литься, сбрасывать вниз; страна расположена между Дунаем и Тисой, Дунай разделяет Венгрию на две части, на севере русло реки совершает поворот на 90 град. к югу (стекает вниз); таким образом, термин означает – Две реки (междуречье) и очерчивает границы страны. Заметим, что в современном Израиле есть город Нахария в Галилее, основан в 1934 г., он находится на реке Гаитон, откуда и название Нахария – город на реке.

Валахия  = ивр. В в, внутри + ЛАХ влажный, сырой, сочный; сравним с русск. словом – влага, территорию Валахии пересекают множество рек впадающих в Дунай: Деснецуй, Олт, Жиу, и др., Дунай образует в пойме крупные озера и болота, плавни тянуться на протяжении более чем 300 км, если учесть сезонные разливы рек, то перед нами картина очень влажного региона, частые и сильные подтопления территории – реальность современного времени. Традиционное написание слова в венгерских и славянских рукописях: волохи, блахи, blachii, олахи. Молд. val - поток; balacu - плескаться (в воде); итак, назвав эти территории "береговыми" Кантемир раскрывает нам географические и природные особенности региона.

 Аналогичные имена мы находим в Библии; имя Арам-Нагарим - Арам двух рек, термин употребляется в  Бытии 24:10; Нахарим – по-арамейски означает "страна рек". Некоторые исследователи подразумевают под именем область от реки Евфрата на запад, другие считают, что это страна между двумя крупными притоками Евфрата – Балихом и Хабуром, западная часть Месопотамии. В Библии Арам-Нагорим упоминается шесть раз (ЕЭ, т. 3, с. 51), сравним имена -  ВЕНГРИЯ-НАГАРИМ (корень НГР-НХР, река), ВАЛАХИЯ-БАЛИХ (корень ЛХ, влажность, сырость, имя характеризует заболоченные регионы), очевиден перенос понятий Библии на географию Венгрии.

Венгры называют себя – Magyar (мадьярами), а страну  Magyarorszag, дословно "венгерской страной", термин "мадьяр" "использовался венграми ещё в Ливедии" (История Венгрии, с.92), этноним письменно зафиксирован с 870 года; полагают, что этноним даёт понятие – "человек". При завоевании Венгрии народ уже называл себя "мадьярами", значить имя своё он приобрел в степях между Волгой и Днестром; мы знаем, что в этот период венгры находились под властью Хазарского каганата, где государственным языком был иврит - есть ли связь с ивритом?
Письменность еврейского языка  оформлена справа налево, попробуем прочитать слово "мадьяр" наоборот, выделив при этом в термине два корня иврита - МАДЬЯР  = РЯ+ЬДАМ = ЬДАМ – очевидно библейское слово АДАМ человек + ЯР (ЙАР) лес; в иврите есть выражение АДАМ ХА-ЙААР лесной человек, ясно, что имя своё венгры (одно из угорских племен рыбаков и охотников) получили при соприкосновении с иудейско-хазарской культурой.

 Хазары как значительная военная сила впервые упоминаются с 602 г., начиная с 630 г., многочисленные междоусобные столкновения привели к развалу Западно-Тюркский каганат. Результатом междоусобиц стало появление на его периферии в степях Восточной Европы двух новых политических образований, в Восточном Причерноморье возникла Великая Болгария, основанная ханом Кубратом в 632 г., а в Прикаспийском регионе — Хазария. Иудаизм на этих территориях (Кавказ, Крым, Тамань) регистрируется по археологическим памятникам с первых веков новой эры; таким образом, мы определили: язык, исторический отрезок времени (венгры расселились в хазарских владениях в 680 г.) и этносы (хазары-иудеи, евреи) которые повлияли на оформление этнонима. Полученная нами информация позволяет сделать несколько выводов:  венгры-мадьяры к 680 г. не были скотоводами, а жили за счет ресурсов леса,  принятие еврейского имени говорит о влиянии иврита и иудаизма на венгерскую племенную культуру.
Венгрия – Magyarorszag, на  русском языке это слово звучит так – Мадьяр+орсаг, в средневековых источниках княжества назывались: Цара Молдовей, Цара Валахия, одно из грузинских средневековых княжеств носило имя Эрэт (ц); ЦАРА – прочитанное наоборот еврейское ЭРЭЦ=ЦЭРЭ (земля, страна). Разберем корни во второй части слова – орс-аг, очевидно, что термин ОРС = понятию иврита – ЭРЕЦ земля, страна, государство, а термин АГ = ГЕ выходить из берегов (о реке), вырастать (о высоком подъеме воды на реках); этноним характеризует страну мадьяр со стороны своеобразной гидрологической обстановки – частых подтоплений территорий. В связи с периодами осадков у венгров сложилось поверье: если 8 июня дождь, то 40 дней будут дожди, если день сухой - 40 дней засуха, основание  – природный цикл, наибольшее влияние циклонов, в обильные осадками годы долина Альфельд подтопляется, в 1880 наводнением был  разрушен город Сегед.

 Природные явления ещё не получили ясной и точной оценки в нашей истории, они не осознаны в связи с понятиями иудаизма, рассмотрим однотипные факты исчезновения с исторической арены Аварского (IX) и Хазарского (X) каганатов, зафиксированные в древнерусском источнике (ПВЛ). Поздние летописи указывает на частые наводнения в регионе, одно из которых случившееся в аварский период могло стать причиной исчезновения Аварского каганата: "Ученые, анализируя летописные источники, сделали вывод о крупных наводнениях, имевших нередко характер селей в 1129, 1164, 1269 и т.д. в Прикарпатье" (Турманина В.И. Растения рассказывают. М. 1987).   Занявшие низменность авары не смогли отследить природные циклы, вероятно, из-за кратковременного проживания (567-803) и низкой организации общества - что общего между хазарами (занимали  Прикаспийскую низменность) и аварами?

Оба народа вели кочевой образ жизни (интенсивное скотоводство), вся их деятельность в основном была связана с домашним скотом, поселения  дислоцировались в низинах; скорее всего, и Хазарию постигла участь аваров –  крупное наводнение привело к исчезновению государства. Заметим, что князь Святослав лишь ОБОЗНАЧИЛ захват каганата, он "покоряет" Хазарию сидя не на коне, а в ладье. Степь - сложное природное явление, одинаково вредна для кочевников засуха и обильная влажность, при определенном уровне влажности степные травы становятся жесткими, скот их не поедает, в результате - потеря кормовой базы, гибель скота и голод в среде скотоводов, перетекающий в эпидемии. Вероятно, информация, об аварах содержащаяся в Повести временных лет – "телом велицы" говорит о голоде (распухли) в Аварском каганате. 

Походы в богатые страны Европы до середины 50-х годов X века  создавали стереотип представления о мадьярах как жестоких и кровожадных грабителей, в хрониках венгров называли - хунгарии, авары, хунны, сарацины, агаряне, турци (другие народы были, конечно, не лучше). Автор древнерусской "Повести о латынех" (XII в.), свидетельствует о византийско-венгерских отношениях X века, он употребляет этнонимы венгров: греческое – "пеоны", древнерусское – "угры" и венгерское «мадьяры»  – «магеры» (ИВ, 101); МАГЕРЫ = МИГЕР уничтожать, покорять, МАГЕР быстро, поспешно; венгры совершали быстрые военные походы - налеты.