Дар

Сербей
               
-Эй, мужик! Извини, у Вас закурить не найдется?- невзрачного вида мужчина вышел ко мне из темноты на свет у дверей супермаркета. - Спасибо. А можно?… спасибо. А еще одну? Большое спасибо. Мужик, Вы меня выручил.
               
- Вы кого-то ждете здесь, или, как и я …- пытается он продолжить разговор.- А может, сообразим, я  тут рядом живу? В магазе есть,  не дорого, только у меня не хватает, ну, мороженное еще можно взять, давно не пробовал... Что, не хочешь, ну как знаете… с трудовым человеком…

- Да нет, встреча тут у меня с приятелем, не могу, - отвечаю. - Да и за рулем я, может   дать денег на "чернило"?

- Спасибо, не надо. Просто мне кому рассказать бы, подвел я человека, совесть мучает, зря он меня не послушал. Вроде и не сделал ничего плохого, а на душе тяжело, почему не подумал, почему брякнул…- сказал он и отошел в темноту.

Загудело в кармане - мобильник. - Да. Сидишь в пробке на Орловской? Ничего, подожду полчаса, покурю на улице.  Ранняя осень, поздние сумерки, в воздухе ощущается близость дождя.

Подумал. Призывно махнув недавнему собеседнику,  захожу в освещенные, услужливо разбежавшиеся по сторонам и спрятавшиеся в свои норки, двери  супермаркета, беру "Фауст 0,7" "недорогого и  хорошего", прихватываю застывший, но не переставший от этого издавать гастрономический аппетитный запах, чебурек, и вручаю все это на улице недавнему собеседнику.

- А стаканы?
-Забыл,-говорю.
-Ничего, сейчас сбегаю, денег не надо, сигарет прихватить?
               
  Сели.  Сухо, дождя еще нет.
- Слышь, мужик, я так не могу, пить один, можно я  налью?
- Наливай,-разрешаю я.
- А как же руль?
- Ты давай, наливай,  я  потом дома  выпью, когда приеду, так можно? А сейчас просто поддержу, ты ведь что-то рассказать хотел?
- Так можно, хотя и неправильно это, - подумав, ответил он, задумчиво  глядя в одну точку

Закурили.
               
  После паузы незнакомец продолжает. - Сегодня вечером у подъезда спрашивает меня сосед:- Вась, как ты думаешь, вот неделю назад ездил я в деревню, дождь был, лужи,  влетел я в с разгону в ямку на асфальте, а она глубокая, такой гулкий удар был! Думал все, или подвеске крышка, или резине. Но оказалось ничего, через день только вот гуля сбоку вылезла небольшенькая, думаю зиму проезжу.  А тут, слышь, по делам надо в Москву сгонять, ну туда и обратно, что скажешь, выдержит колесо, ты же опытный водитель, лет тридцать за рулём?

  - Ну забыл я про это,-продолжает мой собеседник. - Ну про свой дар, отвечаю как ни в чем не бывало: - Я бы, Мишань, в дорогу по трассе на таком колесе не поехал бы, бывали случаи, выстрелить может твоя гуля, переднее колесо, на скорости можно и в кювет, и еще дальше. Левое? Не шути, так можно и на встречку! Не рискуй, уж лучше летнюю поставь, у тебя же на дисках, пару минут работы, и морозов вроде пока не обещают, - замолчал, курит молча.

-Ну и?

- Он домой,  я тоже, - продолжает. -Только вижу в окно, он сумки какие-то в машину тягает, ехать, значит, собирается. Я куртку, и вниз, но куда там, не успел -  вырулил Миша со двора, только огоньки и увидал, да еще левый габарит  не работает…

- Ну и что, что там за "солнцедар", или какой там еще дар?- пытаюсь добраться до сути.
- Да ты, парень, не шути, серьезно все это очень, нальем?
- Не вопрос! - отвечаю с самым серьезным выражение лица. Уже с интересом ожидаю продолжения.
               
- В армии я тогда был, "молодежь"  с утра выехали на 500-километровый марш, знаешь, ну после которого молодого водителя к машине допускают, сам то служил? Приехали уже затемно, теплый зимний вечер, колонна у въезда в парк стоит, вся в клубах белого пара, старшие машин сумки с ссобойками из кабин достают, домой собираются.
Подхожу к сослуживцу, спрашиваю: - Ну как прошло?
-Да нормально, -говорит. - Ни одного кювета, никто не заглох и вообще, без царапинки.
А я возьми и брякни, так еще не доехали, мол, ещё раза три успеете … Пошутил вроде. Так вот минут через пятнадцать на мойке две машины с кунгами сорвались с мостика и упали на те, которые внизу стояли.

 -И только со временем стал я замечать,- я слушаю, не перебивая.- Что слова мои какую-то магическую силу имеют, что ли, только не я это колдую, а будто кто за язык меня тянет.
Вот, например, купил знакомый новую "восьмерку", ездит - не нарадуется, набились мужики в машину, на обед в столовку съездить, а мне места не осталось. Я возьми и брякни:- Так она у вас до вечера не заведется!- так и вышло. Целый час возились, дергали за провода, крутили чего-то, не заводится, аккумулятор посадили и разошлись, голодные. А вечером, как ни в чем ни бывало, с пол-оборота…
 - Так и повелось, сорвалось слово с языка – обязательно произойдет, если человек не послушает совета. Иногда просто ляпну что-нибудь совсем незнакомому человеку, и сам не понимаю, как это случилось.

  Мой собеседник набирает обороты, видимо вино слегка отогрело его душу. -Вот и  моей жене видимо такой человек однажды попался. Идет она тихо по городу, задумалась, что бы еще в купить в подарок родителям и сестрам - собрались в отпуск на машине. А тут, с другой стороны улицы, наискось, прямо к ней бабка какая-то чешет, подходит и странным таким голосом вещает: - А перед дальней дорогой в церковь надо сходить, помолиться, свечку Богу поставить, -произнесла, отступила на шаг, и вдруг стала по сторонам оглядываться, мол, как я здесь очутилась? Жена удивилась, откуда она знает про предстоящую поездку?  Конечно пошла в церковь, помолилась как могла, свечку поставила, иконку даже купила дорожную для машины.

 -Я и забыл об этом,-продолжает. - А вот мы и поехали, все нормально, лето, солнце. Но вдруг так спать захотелось, ну сил нет. Остановился, говорю своей: - Ты с детьми походи вокруг, ягодки в лесу соберите, а я посплю минут 15.
- Проспал полчаса. Потом опять в дорогу, и тут перед нами следы крупной аварии, машины в кюветах, грузовик на боку, скорая уже уехала, кровь на асфальте и ГАИ  с рулетками… Минут тридцать назад все и произошло, грузовик с грунтовки  мокрой и скользкой на дорогу с разгону решил вырулить...  Вот и натворил делов.
С тех пор и пошло: в голове звучит "стоп!" – подчиняюсь, и как раз вовремя, впереди скрежет металла и звон стекла. Или в низине ночью на дороге в голове: "осторожно", скидываю скорость почти до нуля, и вдруг в свете фар вижу на дороге два парня в черных кожанках по асфальту катаются, вцепились друг в друга: типичные разборки девяностых.
И про то, что на войну попаду, знал, и про будущее место работы тоже, только показывали мне это так, что не понять, не расшифровать, как кадры из фильма. Узнаешь только тогда, когда это кино начинает через время с тобой происходить.

  Я не перебиваю. - А как страшно было ехать, когда я знал, что сегодня кто-то под машину попадет. С утра  осторожничал, в напряжении весь. И лишь к обеду, уже на обратном пути, на трассе за городом, собака дорогу перебегает, притормозил, пропустил, да тут фура справа как фа-факнет! Собака с испугу мне под колеса и бросилась… Только после этого с души отлегло, вернулся даже, на собаку посмотреть, жива – лежит, но шевельнуться не может, извинился я перед ней.

-Скажи,-говорю я. - А  бывало так, что вот с языка сорвалось, человек не послушал совета, а предсказание не сбылось? Ну как "ложный вызов"?

-А ты думаешь, почему мне так тяжело на душе? - вздыхает. - Предсказания сбываются всегда! Пойми, не я это предупреждаю, а кто-то свыше выбрал меня, не спросив моего согласия. Я налью?

-Да...- тут уж пришла очередь глубоко вздохнуть и мне. - Не знаю, завидовать тебе, мужик, или посочувствовать, вроде и от беды тебя твой дар спасал, и людям ты помогал, да помог ли тебе твой дар в чем другом? Вот у тебя даже на бутылку денег нет, а на алкаша ты вроде не тянешь? Точно, трудовой человек, просто решил выпить.

- Времена сейчас такие, каждый волен заработать, чем может, - продолжает он изливать душу незнакомому человеку. - Вот решил я предпринимателем частным стать, как ни спрашивал, молчит голос внутренний, даже жена ни да ни нет не говорит – сам решай. Решил. Уволился с работы. Кредит взял, да прогорел я как-то быстро так, даже опомниться не успел. Открыть свое дело легко, а вот закрыть – год надо по инстанциям ходить, а кредит платить надо, на работу обратно не берут, кризис… Тут впору духом  пасть, а еще жена пилить начала с утра до вечера, разводом угрожает. Хорошо было, когда деньги были. А у самой работа легкая, безденежная, да и готовить- убирать в доме она не любит.

-А что тебе твой дар говорил, когда жену выбирал?

-Какой дар! Да нам всем пацанам наш старый добрый преподаватель объяснил, как свое будущее увидеть- впервые улыбнулся он.

- ??? !

-Да присмотритесь внимательно, говорит, к своей будущей тёще – точно такой в ее возрасте и ваша избранница будет! Как в воду глядел… не послушался я тогда учителя, думал, ну что он может знать, кроме своего предмета?

  Вот так прошла мимолетная встреча двух незнакомых людей, только осталась в памяти неразгаданная чья-то судьба.