Он всегда с нами

Николай Зиновьев
 
25 января День Рождения В. Высоцкого

   Сейчас уже не могу точно сказать, какую песню В. Высоцкого услышал впервые – «Про Сережу Фомина» или какую-то другую. Но сознание пронзила мысль, что в песне  поется о правде жизни. Любая его песня о наших людях, о нашей жизни – о том, чему мы радуемся, о чем грустим, о людях вокруг нас. И обо всём этом говорилось простыми словами,  доступным языком. Когда он пел, все слушатели, в первую очередь, обращали  внимание на слова, на содержание песни. Все его песни каждого слушателя затрагивают до глубины души. Но наиболее потрясающее впечатление на меня оказали  три песни: «Охота на волков», «Кони привередливые» и «Банька по белому» («Протопи ты мне баньку хозяюшка…»). Когда я их впервые  услышал, да и сейчас, когда я их слушаю, у меня  по телу пробегают мурашки. В них вся История СССР от 1917 года до его развала. Но и многие другие его песни потрясают до глубины души. Ветераны войны говорили, что они слушают его военные  песни со слезами на глазах, настолько они правдивы, как будто воевал вместе с ними и написаны про них. Его песни, мало сказать: они звучали, у него звучало каждое слово, не побоюсь сказать: каждая буква, даже согласная, что, казалось бы, невозможно. Возьмём хотя бы эти  строки из «Баньки по белому»: «и меня  два к-р-р-а-с-с -ивых  о –х-х-р-ра-н-н-ика пове-з-з-з-ли из С-С-С-иби-р-р-и в С-С-С- иби - р-р-рь» и далее: «оказлось, –  что  з-з-з-р-р-я и-м -м клей-м-м-м-ё–н-н-н-н, –…» и здесь у любого непредвзятого слушателя сердце кровью обливается от ужаса свершившегося. – ЗА ЧТО?
   Надо помнить в какое  время он, актёр по своей основной профессии, жил, писал и пел свои песни. Нельзя было выходить за рамки, строго очерченные властями, следовать утверждённым нормам и схемам официальной поэзии. А он ничего не приукрашивал, говорил и пел языком улицы, понятным многим  миллионам слушателей. Все его песни от жизни, от общения с людьми. В героях его песен они узнавали себя или своих знакомых, жизнь без прикрас. Это вызывало всенародный интерес к его песенно-поэтическому и актёрскому творчеству, росли его слава и популярность. Власть предержащим это не нравилось. Появлялись грубые статьи в газетах, не пропускались песни, написанные для кинофильмов, а сами фильмы с его участием подвергались сокращениям  или вообще не  показывались. При его жизни не было опубликовано даже ни одно стихотворение, не говоря уже о сборнике,… Он с горечью писал: 
                Мне объявили явную войну
                Организации, инстанции и лица,
                За то, что я нарушил тишину,
                За то, что я хриплю на всю страну,
                Чтоб доказать – я в колесе не спица…
  В таких неимоверно трудных, для творческой личности условиях,  приходилось ему создавать свои стихи и песни. Поэтому песни Владимира Высоцкого были для нас, его современников, что называется, глотком свежего воздуха. Как он сам пел: «…что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю…». В одной из своих песен он поёт: « Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и мечтах…». Он остался с нами, потому что оказал и сейчас оказывает влияние. на многих людей и у нас в стране и за рубежом.  В знак признательности одной малой планете присвоено имя «Владвысоцкий». Любую аудиторию и  зрительный зал поражала одна его особенность. Каждый раз в исполнение  своих песен и ролей он вкладывал всю свою душу.
    В одном интервью он сказал: « Мои песни – очень личные. Я их писал для себя, для своих друзей, пытался найти в них новую форму разговора со своими ровесниками о том, что меня волнует. Я жил и продолжаю жить для своих друзей и я пою всегда, будто в последний раз». На вопрос о планах, ответил: «Собираюсь играть, писать стихи и , может быть, даже  прозу, снять фильм – хочу многого, всё хочу. Не люблю, когда люди не тратятся». Он говорил, что роль Гамлета одна из самых любимых его ролей и выкладывался каждый раз до предела. Он считал, что признак любой личности – это неповторимость. Владимир Высоцкий – Личность с большой буквы, единственный и неповторимый. Он был искренним человеком, и в нём было очень развито чувство справедливости.
    Для меня Владимир Высоцкий живой. Со мной его песни. В грустные моменты своей жизни, я слушаю его песни, получаю заряд духовной энергии, и мир сразу становится другим.