6-III Юность проигрывает в споре

Публий Валерий
                III

  После этого первая и вторая линии обменялись ещё несколькими высказываниями по теме, и жрица Кибелы вновь подняла тост.

  – Фабия, позволь, – быстро выпив, говорит Шрамик. – Про одного персидского сатрапа рассказывали такой случай. Он выбирал себе жену из трёх знатных персиянок. Одна была хитрая, другая образованная, третья глупая. По подсказке советника сатрап задал им некий умный вопрос, допустим, «сколько будет два плюс два?» Глупая ответила «три», все засмеялись, она поправилась: «пять». Образованная ответила «четыре» и тремя способами доказала. Хитрая спросила: «А сколько тебе нужно, о лучезарный и всемогущий?» Как вы думаете, какую выбрал сатрап?

  – Конечно, образованную.

  – Может, хитрую?

  – Нет, – улыбается Вера, – он взял в жёны девушку с самой красивой грудью.

  Гости смеются, взоры же их в основном устремлены – а прелестницы сплошь в сирийских и косских туниках – на бюсты Муции, Бестии, да и самой рассказчицы.

  – После такого отступления возвращаюсь…

  – К нашим грудям, что так нравятся людям, – встревает Руфина. – Извини, что перебила.

  – Ты совершенно сбила меня с мысли, Корнелия. Дорогая хозяйка, скажи ты.

  – Конечно, Вера. Сам Сократ сказал о красоте такие слова, к несчастью, очень верные: «Недолговечное царство».

  – Насчёт степени их достоверности, – возражает Фурий, – я бы не стал так категорично утверждать. Достаточно взглянуть на нашу Юлию или на представительниц противоположной партии – Сальвию и Геллию, чтобы усомниться в правоте прославленного афинского мудреца.

  – Превосходно, Кацин! – после некоторой паузы одобряет соратника Бестия. – Я же хочу, раз у второй линии более нет высказываний философов о красоте, сказать о ней последнее, а значит, победное наше слово. Принадлежащее, впрочем, Феофрасту. «Красота – молчаливый обман».

   – А вот это, дражайшая Корнелия, – не удерживается от сарказма Муция, – с твоей стороны самое истинное утверждение, клянусь Кипридой!.. Но соглашусь ли я, что мы, принкипы, наша линия исчерпала соответствующие изречения? Отнюдь. Диоген о красоте говорил: «Это лучшее из верительных писем».

  В стане противника лёгкое смятение, Руфина пытается хоть как-то поправить ситуацию.

  – М-м-м… Да какое было дело кинику до красоты? Про письмо ещё какое-то толковал… Хотя у самого и писать-то не на чем было, пожалуй.

  – Не извлекай из драгоценных ножен свинцовый кинжал.

  – Это ты к чему, милейшая хозяйка?

  – Поскольку ты настаиваешь, прелестная Корнелия, поясню. Кстати, по негласному соглашению мы говорим и о преемствах философов, поэтому упомяну, что знаменитейший Диоген был учеником Антисфена. Как-то, тоже на пиру, один красивый мальчик болтал вздор, и Диоген сказал ему эти слова: «Не извлекай из драгоценных ножен свинцовый кинжал».

  – Точно, – уверенно подтверждает Сальвия и хочет что-то добавить, чтобы, возможно, «добить» Бестию.

  Но, видя недовольство Руфины, Квинт её опережает:

  – По-моему, совершенно ясно, что победа в небольшой битве вокруг философских изречений о красоте без каких-либо сомнений достаётся второй линии, принкипам! Посему возлияние Виктории! А выпьем за опыт и знания! – Фабий ставит кубок. – Либералия, ты потрясающая женщина!

  – Благодарю, Торкват!.. Сегодня я получаю много удовольствия! От собравшегося общества, от его образованности, прелести, изысканных одежд и украшений. От вина и кушаний, - при этом слуги как раз вносят аппетитно оформленное, заманчиво пахнущее, уложенное на серебряных блюдах жертвенное мясо, - уточню: от превосходного вина и великолепных кушаний. От изящного убранства залы. Но не менее всего этого, пожалуй, даже не менее всего этого, вместе взятого, я наслаждаюсь красотой всех пирующих!.. Я благодарю Богов за чудесный дар человеку: не просто зрение, а видение прекрасного!.. Почтенные сенаторы, в честь скромной победы второй линии разрешите мне нечто вроде овации?

  Торкват, Курион и даже – непроизвольно, забыв скрывать своё достоинство, заслушавшись речами матроны – даже Поллион кивают. Получилось, что и нейтральный, и сенаторы обеих застольных «партий» соглашаются.

  – Благодарю вас, отцы-конскрипты!.. Аристотель на вопрос «Почему нам приятно водиться с красивыми людьми?» отвечал: «Кто спрашивает такое, тот слеп».

  – О Геркулес! Ты неподражаема, Либералия! – хвалит её Присцилла. – Само имя говорит о твоих превосходных знаниях!.. А помнишь, у тебя был такой щедрый поклонник, из какой-то восточной провинции приехал? Как же его звали-то, Модестин, что ли, или… Впрочем, неважно. Он спрашивает тебя как-то, – Муция изображает того провинциала, – «Милая, а ты кого больше любишь: красивых или умных?» А ты ему нежно так поглаживаешь волосы и говоришь…

  – «И тех, и других… Я и тебя люблю, Модестин…»


http://proza.ru/2011/12/16/865


-----------------------
1) сатрап – подчинявшийся персидскому царю наместник области (сатрапии), входящей в Персидскую державу (до 330-320-х гг. до н.э., когда она была завоёвана Александром Великим).
2) Феофраст – др.гр. ф-ф, ученик Аристотеля. (Именно Феофраст отстроил Ликей так, что он стал ф-фской школой на несколько столетий.)
3) Виктория – Богиня победы, гр. Ника.
4) овация – или пеший триумф – чествование полководца-победителя, менее почётное, чем (сам) триумф.
5) Либералия – узкоремесленные навыки и занятия относились к т.н. низким искусствам (ремёслам) – sordida artificia, а науки и знания, пристойные и присущие человеку свободному – artes liberalis.