Шестнадцатый

Христина Либенсон
                1.СВ. ВМЦ. ВАРВАРЫ

   Распечатала все, что написала в этом году, и перечитала. Оказалось, что согласна со всем написанным. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Буду считать, что хорошо.
   Сегодня исполнилось 15 лет со дня моего крещения. Тогда я даже представить себе не могла, что Церковь войдет в мою жизнь. Что я приобрела за эти 15 лет? Если сказать одним словом – Причастие.

                2. «ГОРЕ ОТ УМА»

   Лет 30 назад смотрела этот спектакль в Малом театре. Царев играл Чацкого, он был уже стар для такой роли, и спектакль не произвел на меня особого впечатления. А сегодня в программе увидела, что запись спектакля по телевизору показывают. Решила посмотреть. Тогда мы были избалованы искусством, а теперь всему радуемся – на безрыбьи...
   Как же я удивилась, обнаружив, что Царев играет Фамусова, а Чацкого - Виталий Соломин. Виталий Соломин в роли Чацкого – кому такое могло прийти в голову?.. Играет блестяще, лучшего Чацкого я никогда не видела. И Царев-Фамусов необыкновенно хорош. Да и все актеры выше всяческих похвал.

                3.МОЛИТВА

   Ученые установили, что у погруженного в молитву человека мозг работает на той же частоте, что у маленьких детей. Молитва – прямой путь стать как дети, прямой путь в Царствие Небесное. Конечно, и без ученых известно, что молитва исправляет человека, молитвенное правило, но все-таки в их наблюдениях есть своя изюминка.

                4.АРМИНА

   Рвется в деревню завести хозяйство: лошадку, коровку, собачку и лягушку, хочет морковку  выращивать.

   Пишет письмо Деду Морозу и озвучивает: "Здравствуйте! принеси мне крокодила и велосипед! До скорой встречи, до свидания, скоро увидимся, я еще приду, звони! "

   Вернувшемуся с работы папе:
   -Ты купил мне мороженое?
   -Нет, я...
   Резко перебивает:
   -Папа плохой!
   Тут же чувствует, что переборщила, и мигом добавляет:
   -Но красивый.

                5.РЕЛИГИЯ

   Наткнулась на цитату из о.Павла Флоренского:
«Культовый ритуал, священнодействие, таинство, -- а не мифы и догматы, и тем более не правила поведения -- составляют ядро религии: всё же остальное вокруг культа наслояется, служа вспомогательным моментом культа и получая самостоятельное значение только через некоторое, в большей или меньшей степени, РАЗРУШЕНИЕ целостной религии.»

   Каким прекрасным был бы мир, если бы все христиане это понимали.

                6.МОЗГ

   Человеческий мозг – приемник, получающий информацию из внешних информационных полей. Своими поступками, словами, мыслями, чувствами человек настраивает мозг на определенную частоту, соединяется с определенным информационным полем. Получаемую оттуда информацию человек считает своими мыслями и взглядами.
   Человек, мозг которого настроен на частоту информационного поля зла, искренне считает всех и вся отвратительными и не понимает, как этого можно не видеть. А Серафим Саровский всех видел добрыми и хорошими и искренне говорил приходящему «радость моя». Достаточно доброжелательному человеку на кого-то раздражиться из-за пустяка, как он начинает «ясно видеть» все его грехи, пороки, всю его скверну, и не только его, но и всего его рода-племени. А ведь до этого пустячного раздражения он ничего плохого не видел и не помнил.

                7.СКОРБИ

   Я думаю, что пережитые скорби создают правильную систему ценностей. Человек, переживший  великие скорби, не станет из-за пустяков впадать в ярость или отчаяние.

                8.ОСУЖДЕНИЕ

   Не осуждать... Как это возможно? Видим же, что поступок дурной, этого нельзя не видеть.
   Но если такой же поступок совершил человек, которого мы любим и которому всей душой желаем добра?.. Тогда не осуждаем, тогда  очень хотим, чтобы он не понес кары за свой поступок, тогда находим ему мыслимые и немыслимые оправдания и желаем ему добра, что бы он ни совершил. Выходит, когда любим, не осуждаем.
   Осуждаем не из праведности, а от отсутствия любви, от эгоизма.

                9.СНЕГ С КРЫШИ

   Возвращаюсь домой, а у нас снег с крыши чистят. Раздражаюсь: «Как мне теперь войти? Обязательно именно сейчас надо чистить?!» И только потом мысль: «Это очень хорошо, что чистят, этому надо радоваться».

                10.КРЕЩЕНИЕ

   В этом году получила на Крещение очень интересный подарок -  какой-то невероятный заряд энергии. Вроде бы все болячки на месте, а очень хочется двигаться и что-то делать. Давно забытое чувство.

                11.ЯНОЧКА

   Читает вслух «Муху-цокотуху», очень заинтересованно рассматривает картинки:
   -А где блошки? А где сапожки, которые они подарили? Это пчела? Почему муравей один, где муравьиха? Что такое клоп? Почему у паука брюхо красное?
   -Ты же читала, что он пил кровь из мухи, поэтому у него брюхо красное.
   -Нет, он на самом деле не пил кровь, это только так говорят, что пил  кровь.

                12.ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

   Молодая женщина. Первый раз в храме. Пьяная. Татьяна. Плачет, сидя на скамейке:
   -Я хочу умереть, чтобы никому не мешать... Это все на исповедь стоят?... Хотят попасть в Царство Небесное... А я не хочу в Царство Небесное!..
   Не соглашается подойти к иконе:
   -Мне нельзя, я грешная. Мои слезы  пачкают вас...
   Помилуй, Господи, чадо Твое!

   Розовая малышка носится по храму, наполняя его своим голоском. Как акробат, забирается на скамейку.
   Счастья тебе, птичка Божия!

                13.АРМИНКА

   Любимая книга – «Саша и Маша» Анни Шмидт. Некоторые главы пересказывает почти дословно.

                14.ГРИЛЬ

   Захотелось сегодня курицу-гриль купить на обед. Еще вчера об этом думала. Дело это в выходные непростое – надо поймать момент. Думаю: пойду утром из храма, загляну, узнаю, когда поставили и когда будет готово, потом еще раз схожу.
   Утром так холодно, что и думать страшно второй раз выходить, а ноги все равно несут к магазину. Иду и ругаю сама себя: «Без толку же иду, придется покупать сырую и готовить, а там все дороже, надо было на рынок ехать, как обычно». Все равно иду.
   Прихожу – полная духовка готовых курочек.
   Изумленная, спрашиваю:
   -Это у вас со вчерашнего осталось?
   Продавщица обиженно:
   -Почему со вчерашнего? Свеженькие, только что выключила.
   -У вас никогда так рано не бывает...
   -Сегодня холодно, захотелось скорее погреться, поэтому и поставила их в восемь утра.

                15.СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЕК

   Почистила божницу и лампады. Псалтирь за новопреставленного легко читался. Зубная боль утихла. Брат на улицу вышел.

                16.ТЫ НЕ ПОВЕРИШЬ...

   Недели две назад подарила знакомой маленькую книжечку - акафист Николаю-Чудотворцу, его житие и рассказы о чудесах. Она прочла книжечку и подумала: "У меня ремешок от часов порвался, устроил бы ты мне как-нибудь новый ремешок!"
   Через пару дней приехала ее подруга из Германии и привезла ей в подарок две пары отличных немецких часов на крепких немецких ремешках с большим циферблатом и крупными цифрами. Но зачем ей одной две пары? Решила одну здешней подружке подарить. Пришла к ней, дарит часы, а та чуть не расплакалась - она как раз накануне свои часы разбила.

                17.ВЕРА

   Вера – что это такое? Самые простые и главные понятия труднее всего определить. Читала разные определения, научные и правильные, и всегда в них чего-то не хватало – вроде бы все так, и все-таки вера больше этого.
   А недавно встретила в интернете фразу (ее Борис Пинаев где-то откопал): «Вера – это счастье от того, что Бог есть!»
   Несколько дней живу этим. Вера – это не только знание, опыт, уверенность, доверие, но и счастье. Именно счастье! От того, что Бог есть!

                18.АРМИНА

   Спрашиваю:
   -Что маленький братик делает?
   -Не помню, - не отрываясь от своих дел. Видно, что ее этот вопрос абсолютно не интересует. И все-таки продолжаю:
   -А он плачет?
   Бросает свое занятие и очень заинтересованно рассказывает:
   -Он плачет только когда попочку испачкает. А когда попочку почистят, он опять спит.
   Она права, это действительно важный вопрос: не плачет ли человек, не нужна ли ему помощь.

   С огромным интересом рассматривает глубокие дыры в линолиуме и расссохшийся паркет. Наступает на один край половицы и восторженно смотрит, как при этом поднимается другой. Потом рассказывает, что пол, как крокодилы.
   Только ребенок может увидеть в половице крокодилью пасть.

                19.СВЯТОСТЬ

   Никогда не встречала изображения святости в художественной литературе, только в житийной. Думала, что в художественной литературе ее и изобразить невозможно.  А на днях посмотрела фильм по пьесе Островского «Сердце не камень». Фильм 1989г., но никогда о нем не слышала, да и о самой пьесе не знала. Артисты замечательные – Смоктуновский, Гундарева, Олег Табаков, Садальский, Елена Яковлева. Играют очень хорошо, поставлено хорошо. Но самое удивительное, что пьеса о святости, о праведности. Оказывается, можно.
   И сколько же она дает душе!

                20.ТЕХНИКА

   Зашла знакомая и сказала, что никак не может вспомнить, в каком месте романа «Мастер и Маргарита» и по какому случаю говорится: «Это они свою образованность показать хочут». Мы тоже не смогли вспомнить. Посмотрели в интернете – оказывается это из «Свадьбы» Чехова.  И даже приведена ссылка на семисекундный фрагмент из  фильма, где невеста произносит эти слова.
   Воистину, «наука умеет много гитик».

                21.СОКРАТ

   Самым мудрым из язычников считается Сократ, а его самые знаменитые слова: «Я знаю, что ничего не знаю». В отрочестве эти слова меня удивляли. Если искренне думаешь, что ничего не знаешь, так и скажи: «Я ничего не знаю», - и никого не учи. А то всех учит, а при этом еще и краснобайством занимается: «знаю, что ничего не знаю». Очень нескоро я поняла, что на самом деле все люди по большому счету ничего не знают и при этом считают себя очень знающими, а Сократ осознал всю бездну этого невежества, и это его осознание – вершина языческой мудрости.

                22.НЕБЕСНАЯ ЦЕРКОВЬ

   Прочла в интервью архимандрита Тихона Шевкунова:

"-Двадцать лет назад, когда как грибы на старых грибницах стали вырастать старые новые монастыри, все мы, пожившие в старых монастырях, особенно рядом со старцами, очень скептически отнеслись к этим комсомольским призывам в Оптину пустынь и так далее. Сейчас я эти мысли вспоминаю со стыдом. Пришли мальчишки и девчонки и двадцать лет выдержали в монастырях почти без духовников, почти без нормальных игуменов, потому что духовники и игумены либо были опытные священники, которые сами монастырской жизни никогда не вели, либо были их же ровесники.

   Да, было всякое. Почти тысяча монастырей сейчас! Монах — это штучное производство, это продукт, который возрастает очень долго. Какие добрые, смиренные, разумные монахи у нас начинают появляться!

   Бывают и по Достоевскому, Ферапонты, которые криком пытаются что-то добиваться. Но и эти злобные перерождаются! Придут и они к праведному состоянию! Господь все уравняет. Именно Он нас взращивает.

   У нас был один инок, старый, благообразный, бесконечно праведный. И объяснить ему, что это не совсем так, было бесконечно сложно даже всей братии монастыря. А уж если что было не по его — он просто кричал голосом: «Аааа, масоны!» — и далее по списку.

   Сколько ко мне прибегало несчастных наших прихожан, которых он обидел! Мы их утешали, но и человека ведь выгнать не могли.

   И вот Господь посетил его параличом. Сначала он хорохорился: продолжал своей «праведностью» обижать людей. А потом все это сняло как рукой. Его приводят на службу наши студенты, он сидит, плачет и просит у всех прощения.

   Разве это не прекрасно? Разве это не плод монастыря за двадцать лет? Да это в патерики надо заносить! Нет у него больше масонов. Есть у него только один масон — он сам".

   А на следующий день встретила в одном из писем о.Иоанна Крестьянкина:

   «Новый монастырь на том месте, где его не было, создавать бесперспективно, не будет за него небесных молитвенников, нет их в фундаменте новосоздаваемого монастыря. И в настоящее время это очень важно. Земная Церковь живет молитвами Небесной, и жизнь монастырей подчинена этому же закону. А нынче нет людей такой силы духа и молитвенников, которые сумели бы в наше духовно трудное время осилить создание совершенно нового монастыря.»

                23.ГРЯЗНАЯ ПОСУДА

   «Не жалуйся на грязную посуду! Если есть грязная посуда, значит, есть еда, значит, есть семья», - эту цитату из книги «Фото как хокку» я встретила у Веры Петрянкиной и вспомнила притчу:

   «Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги с черной точкой в середине и спросил:
     -Что вы видите?
     Первый ученик:
     -Точку.
     Второй:
     -Черную точку.
     Третий:
     -Жирную точку.
    Тогда Учитель сказал:
     -Вы все увидели только небольшую черную точку и никто не заметил большого белого листа.»
    
   Так же и мы не замечаем ни людей, ни пищи – только одну грязную посуду.

                24. ПРИЗНАК КОНЦА

   Как-то Кураев сказал: «Образно говоря, признак конца – это когда передачу «Дом-2» перенесут на канал «Культура».
   Передачу пока не перенесли, но телеведущая этой передачи уже активно учит народ нравственности, поучает, какой должна быть Церковь, что должен делать Патриарх, за кого должна агитировать  Чулпан Хаматова. И либерально-демократическая общественность ей рукоплещет.
   Как бы не перенесли "Дом-2" на телеканал "Спас"...

                25.ПАСХА ГОСПОДНЯ

   Еще вчера утром коченела от ледяного ветра, возвращаясь из церкви, а сегодня теплынь, солнышко, трава зеленеет, почки раскрываются – весна, весна, весна.
   Ночью причастилась в замечательной общине, днем была у батюшки на Лесном кладбище - такое чувство, будто Небеса распахнуты перед нами, как Царские врата в храмах.
   Светлой и радостной Пасхи всем!               
   
                26.ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

   Дикие люди общались и жили с людьми, а вещами пользовались.
   Цивилизованные люди живут и общаются с вещами, а людьми пользуются.

                27.ЛИБЕРАСТЫ

   Почему либерасты так яростно ненавидят православие и Победу?
   Православие – апофеоз жертвенности. И Победа – апофеоз жертвенности. Либерасту же жертвенность ненавистна. Его кумир  – его собственная хотелка.

                28.ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ

   Новый президент Франции не женат на своей подруге, которую представил народу как Первую леди Франции. Он вообще никогда не был женат, хотя у него четверо детей. При этом он собирается узаконить однополые «браки».

                29.ЛЕЧЕНИЕ ДУШИ

   Человек сломал ногу и врач наложил на сломанную ногу тяжеленный гипс. Это ужасно несправедливо, это варварство, это чудовищная жестокость - у человека нога сломана, а его еще и гипсом мучают. Конечно, мы знаем, что сломанную ногу лечат именно так, что врач делает правильно, что врач не мучает, а спасает. А если бы не знали?
   В лечении души мы ничего не понимаем, поэтому нам все кажется неправильным и несправедливым: почему Бог нас не слышит, почему он допускает такие страдания? Он нас лечит, лечит и спасает наши искалеченные души. Почему мы просили пирожное, а получили гречневую кашу? Потому что наша душа больна сахарным диабетом.

                30.БОЛЯЩАЯ

   Накануне операции она узнала, что завтра день памяти свт. Луки Войно-Ясенецкого. Начала ему молиться - стало легче на душе.
   Операцию начали с повторного обследования. Сквозь наркоз услышала слова: «Лука здесь». Потом еще раз: «Лука здесь». И еще раз.
   Обследование показало, что образования рассосались и операция не нужна.
   Результат биопсии – доброкачественный.

                31.ВОЛЯ

   Видела сон, в котором ужасно злилась из-за пустяка. Я, конечно, человек грешный, но наяву я из-за таких пустяков не злюсь. Задумалась, почему же я, та же самая я, во сне просто тряслась от злости из-за абсолютной ерунды.
   Спросила об этом священника. Он ответил, что во сне человек не имеет своей воли и бесы могут его водить и через него действовать, поэтому мы так и готовимся ко сну, ограждая себя и помещение молитвой и крестным знамением. И сумасшедшие не имеют своей воли, их тоже бесы водят.
   После этого подумала: в аду человек тоже не имеет воли и полностью находится во владении бесов – вот они вечные мучения.

                32.МОГИЛЬЩИКИ

   Сижу на скамейке, жду трамвая. Подходят два мужичка:
   -Можно на скамейку сесть?
   -Садитесь, скамейка общая.
   -Извините, мы выпимши.
   -А зачем вы в такую жару пьете с самого утра?
   -Нам иначе нельзя, мы – могильщики. Попробуйте сами могильщиком поработать!

                33.САМООПРАВДАНИЕ

   Перечитываю Паисия Святогорца. Читаю о самооправдании:
   «Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда — даже если прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются.

К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. "Бог мне помог, — говорит такой человек, — однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым". Таким образом, человек со строгостью осуждает себя и со снисхождением судит ближнего. Или, увидев в ближнем какой-то — большой или малый — недостаток, такой человек оправдывает его, включая в работу добрые помыслы. Он думает о том, что и сам имеет недостатков, которые заметны другим. Ведь если копаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдывание ближнего станет очень легким делом.»

   «Самооправдание — это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Человек должен не только не оправдываться, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас из Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: "Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?", Адам не сказал: "Да, Боже мой, согреших", но стал оправдываться: "Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел". Тем самым он все равно сказал Богу: "Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты". Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: "Змей прельстил меня". Если бы Адам сказал: "Согрешил, ошибся, Боже мой", если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать.»

   Купаюсь в его словах, как в родниковой воде, и вдруг:

   «Знаете, как я намучился с одним таким человеком! "То, что ты делаешь, не лезет ни в какие ворота, — увещевал я его. — Тебе необходимо обратить внимание на некоторые вещи, ты совсем отбился от рук, тебе следует поступить так-то и так-то..." Однако он находил себе оправдание в ответ на каждое мое слово, а в конце разговора еще и заявил: "Ты так и не сказал, что мне нужно сделать!" — "Золотой ты мой, — опешил я, — о чем же мы тогда толкуем столько времени? Мы говорим о твоих ошибках, о том, что ты зашел не туда, куда нужно, но ведь ты без остановки оправдываешься. За те три часа, пока мы беседуем, ты меня всего вымотал! Довел до белого каления! Ну разве я не сказал, что тебе нужно сделать?"

   Вот так: ты приводишь человеку соответствующие примеры, поясняя, что относиться ко всему так, как относится он, — это сатанинский эгоизм, предупреждаешь, что он подвергается бесовским воздействиям и если не изменится, то погибнет, — а он после всего этого заявляет, что ты так и не сказал, что ему нужно делать! Нет, правда, разве тут не выйдешь из себя? Если человеку на все наплевать, то он в таких случаях не расстраивается. Что бы ни произошло, все для него мелочи жизни. Однако если у тебя нет равнодушия, то в подобных ситуациях просто взрываешься.»
 
   Но ведь это чистешее самооправдание и осуждение другого человека.
    Если даже у великого старца такое могло проскользнуть, то как же нам, обычным людям,  надо беречься и проявлять внимание, чтобы не утонуть в этом болоте.

                34.СВОЯ ПРАВДА

   Медсестры возмущались  капризным пациентом. Он, такой-сякой, накатал на них жалобу, что они ему вену пропороли, а они ему этим уколом жизнь спасли, так что он должен благодарить их по гроб жизни, а не жалобы писать.
   А вот если бы пациент благодарил медсестер за спасенную жизнь, а сестры казнили себя за пропоротую вену...

                35.О КРИТИКЕ

   Представьте себе слепорожденного, который не знает, что такое живопись, и считает хорошими картинами те картины, которыми удобно накрывать бочку с капустой, а плохими - те, которыми неудобно накрывать бочку с капустой.
   Это образ атеиста, рассуждающего о Церкви.

                36.НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА

   Возникла неразрешимая ситуация – не все ситуации можно разрулить, иногда и потерпеть приходится. Ничего, притерпелась, даже радуюсь, мол, полезно в терпении поупражняться.
   Через некоторое время замечаю, что разные люди обращаются ко мне за советом, причем люди разные, а проблема у всех одинаковая, очень простая и легко разрешимая. Призадумалась, почему у всех проблема та же самая, прямо мистика какая-то. Ба, да это же моя неразрешимая проблема! Но когда мне ее со стороны показывают, ясно видно, что она легко разрешается.
   Выполнила тот совет, который давала другим людям – и неразрешимая проблема перестала существовать.

                37.ПРЕТЫКАНИЕ В МОЛИТВЕ

   Претыкание в молитве происходит по разным причинам.

   1.Как-то в молодости я пришла в гости к своим друзьям, очень милым и славным людям, с которыми мы всегда замечательно общались. Но в тот раз разговор не клеился, в воздухе висело какое-то напряжение, хотя визит был согласован заранее, стол накрыт, даже пирог испечен. Я спрашивала, что случилось, но они отвечали, что ничего, все в порядке. Но при этом "ничего" находиться было абсолютно невозможно, а встать и уйти тоже было не очень-то прилично. Наконец, они раскололись: их сынишка плохо себя вел и они его наказали, так он и уснул нераскаянным грешником. Он уснул, а их мысли и сердце все еще были наполнены раздражением и чувством своей вины.
   Если мы зажигаем лампады и свечи, открываем молитвенник и становимся на молитву, а наше сердце в это время сводит счеты с другими людьми или ропщет на Бога, то разговора с Богом не получится.

   2.Авва Дорофей спрашивает, осознаем ли мы, что каждый раз, когда просим у Бога смирения, этим самым мы просим Его послать нам человека, который незаслуженно нас оскорбит. Очень часто мы этого не понимаем. Когда просим смирения, то представляем себе, как нам станет хорошо и радостно, когда Бог ответит на нашу просьбу. А вместо мира и радости какой-то человек ни с того ни с сего нас оскорбляет. Мы, конечно, надаем этому человеку по первое число, чтобы ему другой раз неповадно было, а потом сидим и горюем, что Бог нас не слышит и нам не отвечает, а потом и молиться перестаем, потому как без толку...

   3.Когда мы летим на крыльях молитвы, это не наш труд, это дар Божий, это воздыхание Святого Духа. А когда мы молимся с трудом, будто камни ворочаем, это наш труд, наша борьба. Богу угодно, чтобы мы и сами потрудились, без этого мы не научимся ценить дары Святого Духа.

   Могут быть и другие причины, я не претендую на полный обзор.

                38.ПРАЗДНИК КРЕСТА

   Услышала в проповеди привычные слова о том, что Христос  превратил  орудие казни в орудие спасения. 
   И впервые задумалась о том, что и в жизни каждого из нас Христос превращает орудие нашей казни в орудие нашего спасения.

                39.АРМИНА

   Играем вдвоем у меня в комнате. Заходит ее мама.
   -Мама, ты не могла бы пойти в ту комнату, - показывает на комнату, откуда мама пришла.

   Подходит к божнице, разглядывает иконы:
   -Эта большая, а эта маленькая...
   Подхожу и становлюсь рядом. Оборачивется ко мне:
   -Ты не могла бы сесть на тот диван, - показывает на диван, на котором я до этого сидела.

   Говорит это очень спокойно и дружелюбно, мы таким тоном просим передать соль за столом.

                40. «ХОЛОПЫ»

   Смотрела по телевизору спектакль Малого театра записи 1988 года. «Холопы» по пьесе Гнедича. В главной роли Гоголева. Никогда раньше не слыхала об этой пьесе. А пьеса хороша, глубока. И современна. И Гоголева так хороша! И все артисты на уровне. Как сейчас не хватает такого театра!
   Перед спектаклем коротенькое интервью с Гоголевой. В молодости она играла в этой пьесе какую-то роль, а в главной роли  была Ермолова.

                41.ЭГОИЗМ

   Привыкла считать, что эгоизм – это повышенная любовь к себе, которая не оставляет места для любви к другим. Так нас учили.
   А вот современные психологи считают, что эгоизм – это неспособность любить себя, ненависть к себе. Как-то неожиданно.
   Но если подумать... Человек неспособен принять и полюбить себя таким, как он есть,  недоволен собой и пытается «улучшить» себя, привлекая к себе ресурсы и внимание других людей. Он себе не нравится, но в новом пальто, в новом автомобиле, если все будут им восхищаться, может быть, он себе понравится?.. И как он может любить других, если он и себя-то не любит?
   Вполне возможно, что правы господа психологи.

                42.ПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

   Пятая из заповедей декалога, первая из шести заповедей, регламентирующих отношения людей между собой. Единственная заповедь, в которой говорится, зачем нужно ее выполнять – чтобы быть здоровым и долго жить.
   Много говорится о том, как ее выполнять в материальном и душевном плане. А что такое выполнение этой заповеди в духовном плане? Я думаю, что это принять опыт и мудрость, накопленные до нас, и двигаться дальше. А нарушение заповеди – отвергнуть все, что было до нас, и начать с нуля.
   Сакрализация преемственности, общности людей.

                43.МОЛЧАНИЕ

   Слово – величайший дар человеку.
   Почему же народная мудрость гласит: «Слово – серебро, а молчание – золото»? Когда мы говорим, мы не делаемся умнее и лучше. Мы становимся умнее, когда слушаем.
   Недаром первоверховным апостолом Петром стал человек по имени Симон – услышание.

                44.СМЫСЛ СЛОВ

   В викторине прозвучал вопрос, какой из трех известных женских портретов  имел второе название – «Дурочка». Оказалось, «Алёнушка». В старое время дурочками называли сирот.
   В тот же день узнала, что в прежние времена огородниками называли строителей, сооружавших стены кремля.
   Как интересно меняется во времени смысл слов...

                45.ДЖЕЙН ОСТИН

   Очень люблю шестисерийный английский фильм «Гордость и предубеждение», и сама книга очень хороша.
   А сегодня посмотрела прекрасный фильм «Джейн Остин» о самой писательнице, добротный английский фильм. До чего же прекрасным и светлым человеком она была. И как тонко и изящно она создала из своей жизни этот роман.

                46.ПРОЩЕНИЕ

   Вчера был очень тяжелый и мутный день. Не вызвала скорую только потому, что не могла понять, какую надо – терапевтическую или психиатрическую.
   А сегодня в конце исповеди священник спросил, всех ли простила. Очень вовремя спросил, как-то об этом и позабыла сквозь всю муть, боль и туман. Конечно, надо простить. Но как?
   А вот так: «От Меня это было...»

                47.ГАРИК ГУБЕРМАН

   Слышала сегодня кусочек его интервью с целым каскадом блестящих мыслей и формулировок. Особенно восхитилась этой:
   «Если бы Декарт жил сейчас, то дал бы другое определение человеку: я покупаю, значит, я существую.»

                48.МИРЫ

   Наши тела живут в материальном мире и не в нашей власти изменить это.
   А вот к чему прилепляется наша душа? В каком мире она живет?
   Если душа прилепляется к материальному миру, к царству золотого тельца, то она живет по законам этого мира, где человек человеку волк, и в людях видит волчье.
   Но душа может прилепиться к душевному или духовному мирам, может жить по их законам, может иначе относиться к людям и видеть их иначе.

                49.МОНАХИНЯ МИХАИЛА

   Лет 10-12 назад подошла ко мне  незнакомая монахиня и предложила молиться друг за друга. Сказала, что ее зовут монахиня Михаила, спросила мое имя. Так и молюсь за нее (больше с ней не виделись).
   Сегодня узнала, что она скончалась 21 ноября - в день Михаила Архангела, своего небесного покровителя. Была сильной молитвенницей, за многих людей молилась. Завтра, в день иконы «Знамение», ее 20-й день.
   Вечная ей память.

                50.СМИРЕНИЕ

   Смиренный человек не воюет с ближними, а мирно сотрудничает с ними, какими бы они ни были, и подобно умелому кормчему направляет свой парусник вперед при любом ветре, а не только при благоприятном.

                51.ХАНАНЕЯНКА

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(Матфей, 15)

   Меня всегда ужасало это место из Евангелия. Женщина просит за свою больную дочь, а Господь называет их псами, не заслуживающими милости. Зачем? И этот удивительный ответ женщины – ни обиды, ни возмущения, только мольба – пусть мы и псы, но псам тоже оказывают какую-то милость. И исцеление.
   Теперь я думаю, что эти слова были сказаны для всех нас, чтобы мы знали, что в этой женщине не было ни гордости, ни строптивости, ни эгоизма, только любовь, смирение и вера. Потому Господь и оказал ей милость.   


               


Фотография Галины Карасевой