Брат

Аркадий Старый
               
                Брат.

  Одна  женщина  рассказывала,  что  в  детстве  её  обижала  старшая  сестра,  говорила,  что  надерёт  за  волосы  и  убежит  играть  с  подружками.  И  от  других  приходилось  слышать  подобные  истории.  Часто  братьев  меньших  «эксплуатировали»,  то  есть  заставляли  что-то  делать.  И  на  мне  есть  такой  «грех».  Моя  «эксплуатация»  заключалась  в  том,  что я  заставлял  своего  семилетнего  брата  идти  к  матери  на  работу и  узнать,  что  будем  кушать  на  ужин.  Он  всё  отнекивался,  не  хотел  идти,  но  я  на  правах  старшего  все  таки  заставлял.  И  он  шел  к  матери,  иногда по грязи,  иногда  по  морозу.  А  что  могла  сказать  мать,  если  она  получала  самую  маленькую  зарплату.  В  то  время  это  было  27  рублей,  до  сих  пор  помню – 13  рублей  в  аванс  и  14  рублей  в  получку.  Нас  было  четверо  детей  и  этих  денег  хватало  только  на  хлеб  и  сахар.  А  нам  детям,  почему-то,  хотелось  чего-нибудь  сладенького.  Обычно,  что-то  готовили  из  картошки,  в  те  времена  я  научился  готовить  пюре.  Добавлю,  бывало,  немного  муки,  лука,  сливочного  масла и получается  неплохая  еда.  К  приходу  матери  ужин  готов.  Это  сейчас  понимаю,  что  картофельное  пюре  всего  лишь  гарнир  к  какому-нибудь  блюду,  а  в  то  время  этот  гарнир  и  являлся  основным  блюдом  для  нас.  На  картошке  и  выросли  целые  поколения  людей. 
      Сейчас  брату  уже  50  лет,  у  него  трое  взрослых  детей,  дедом  стал  давно.  По  телефону  иногда  на  правах   старшего  прошу  его  что-то  сделать,  но  он  всё  также  отнекивается,  всё  также  не  хочет  выполнять  мои  просьбы.  Но  я,  применяя  всякого  рода  убеждения,  всё-таки  добиваюсь  своего,  иногда. Т
        Все  четверо  детей  выросли,  встали  на  ноги.  Старшая  из  нас  в  техникуме  выучится  на  агронома,  младшая  после педагогического  института  работает  учительницей  младших  классов.  Я  работаю  инженером  после  Ленинградского  технического  вуза.  А  брат,  который  бегал  к  матери,  окончит  два  местных  института  и  станет  известным  человеком  в  одной  из  Республик  Поволжья.   
   Нашей  матери  не  станет  12  февраля  2001  года. Все  четверо  приедем  к  матери  на  проводы.  Я  встану  на  колено  перед  гробом,  сниму  шапку и  последний  раз  прикоснусь  к  матери.

P.S.  В том  далёком  детстве  картошка,  конечно  же,  надоедала  весьма.  Хотелось  поесть  пряников,  карамелей,  печенья.  Спустя  очень  много  лет  я  этих  пряников  и  карамелей  уже  не  хочу.  Не  хочу  даже  печенья,  до  которого   был  охоч.  Сейчас  хочу  поесть  ту  картошку  в  мундире,  да  ещё  с  той  квашенной  капустой.  Но  это  мне  пока  не  удается,  нет  той  качественной  вкусной  картошки.  Так   и  нет  той  качественной  домашней  квашенной  капусты.  Я,  во  всяком  случае,  живя  в  городе,  пока  не  нашел  таких  качественных   продуктов.