Добраться до собственного я

Галина Сафонова-Пирус
Из автобиографической повести "Игры с минувшим", написанной в диалоге со с воими дневниками.

Читаю Бердяева*, а муж смотрит очередной выпуск новостей и не любит, когда отвлекаю, но вхожу:
 – Вот, послушай, что советует Николай Александрович Бердяев: «Человек всегда театрален в социальном плане, и в этой театральности он подражает тому, что принято в данном социальном положении. И поэтому он с трудом добирается до собственного «я», если слишком вошел в роль». – Вижу: нетерпеливо двинул плечом, и я поспешила закончить, пропустив абзац: - «Я», отпавшее от глубины своего существования в тварное, объективированное общество, должно защищаться от этого общества, как от врага». – Не отрываясь от экрана, приоткрыл рот для ответа, но я прерываю: - И ты всю свою жизнь делал это с успехом, а теперь… Смотришь и смотришь новости, всё больше погружаясь в это… в это однообразное многообразие.
Всё же взглянул на меня:
 - И все больше впадаю в «тварное, объективированное общество», да? Успокойся! Вот только досмотрю эти тварные новости, - хмыкнул, - и сразу брошусь «защищаться от этого общества». Буду читать о Гоголе*.
Ладно, успокоил. Иду к себе и читаю дальше: «Я должен реализовать в себе личность, а личность связана со свободой. И реализация личности есть движение к внутренней свободе, когда человек уже не определяется извне». Может, философ прав?.. Но как же трудно освободиться от цепкой хватки этого самого «извне» и пробиться к своей внутренней свободе!
Когда-то, в юности, с увлечением читала самиздатовских Владимира Соловьева*, Дмитрия Мережковского*, которых «из-под полы» доставал брат, - ведь они рассуждали о вечных вопросах жизни. Но позже, став спутницей сопротивляющегося тварному обществу Платона, с головой рухнула в него… тоже сопротивляясь, ибо господствующей коммунистической идеологии было не нужно, чтобы мы реализовывали «в себе личность», и «вождь мирового пролетариата товарищ Ленин*» еще в двадцать втором выбросил русских мыслителей из России на том самом «философском пароходе*», а ведь только один Бердяев так ясно даёт ответы на основные вопросы жизни: для чего появляемся на свет, как должны жить, к чему стремиться?
После девяностых начали издавать в России русских мыслителей... а памятник Ленину, который боролся с ними, и до сих пор стоит у нас на площади его же имени. В девяностых ждали: когда же уберут его уже демократические власти? И на заседаниях Общественной палаты Платон, как её член, не раз предлагал сделать это, но...
А теперь думаю так: выделили бы в городе уголок для ленинов, свердловых, урицких, дзержинских, сталинов и прочих кровавых революционеров (ведь и они, к сожалению, наша история) и пусть бы стояли там своей компанией, - им есть о чём поговорить, ведь такой «удачный проект» реализовали в России, что еще десятилетия и десятилетия «счастье» от него надо расхлебывать и расхлёбывать.   
Предавать забвению прошлое нельзя, да и невозможно, - информация по Интернету вырвалась на просторы мира, и всё, что хочешь, можно найти. Так пусть проходящие мимо памятников по-новому осмысливают эти личности, соотносясь со своим восприятием жизни, и кто-то поклонится им, а кто-то и… Ведь теперь - плюрализм мнений, толерантность.

*Николай Бердяев (1874-1948) - религиозный и политический философ.
*Николай Гоголь (1821-1852) - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.
*Владимир Соловьёв (1853-1900) - русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик.
*Дмитрий Мережковский (1865-1941) — писатель, поэт, литературный критик, переводчик.
*Владимир Ленин (1870-1924) - лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917-1924).
*Философский пароход - собирательное название не менее пяти рейсов пассажирских судов, на которых в 1922 году были высланы из Советской России оппозиционные представители интеллигенции. (Вместе с членами семьи - 228 или 272 человека.)

Фото: Платон.