Зелёная зона

Соломон Гройсман
                3. Зелёная зона
   
            Рассказ о зелёных зонах участка я начну с момента моего появления на нём в 1983 году.
      Подходишь по центральной дороге к участку. Сетчатый забор позволяет увидеть его на всю глубину. Такое возможно ранней весной и осенью. Я же хочу рассказать о саде, оживающем после зимней спячки, когда мы  поселяемся на «постоянное» жительство.

      Входишь в калитку и тебя встречают берёзы, – тридцать три стройных двадцатипятиметровых дерева, которым уже более  пятидесяти лет.  Толщина ствола у земли, у некоторых из них достигает сорока пяти сантиметров. В жаркую погоду ты, немного утомлённый ходьбой от железнодорожной станции под лучами палящего солнца, попадаешь под их тень. Тебя охватывает сознание, что ты соприкоснулся с частичкой «своей» природы, которая зависит от тебя, а ты от неё.

      Высокие, стройные, одетые в белые нарядные платья берёзы при легком ветерке шелестят своими пышными «шевелюрами» зелёных листьев, приветствуют тебя свисающими в поклоне ветками, навивая спокойствие, благополучие и мир. Но так бывает не всегда.  При сильных порывах ветра и непогоде  шум листвы сопровождается завыванием, покачиванием стволов, напоминающих человеку о  могучей силе природы. Хорошо, что такое бывает значительно реже, чем спокойное состояние.

      По-разному встречают тебя берёзы в различные часы суток. Особо красочно, когда день идёт к закату: берёзы замирают в удивительном спокойствии, а  их верхушки отражают оранжево-жёлтые лучи заходящего солнца, словно на их головы надели золотые короны. Обычная картина для наших мест, отображённая выдающимися художниками в своих картинах и прекрасных песнях. Как-то не задумываешься, что берёзами человек восхищался с незапамятных библейских времён, пробуждая  фантазию, называя их дочерьми  Адама.

      Когда глядишь на берёзы, невольно возникает в памяти трогательная сцена встречи Шукшина с берёзами в одном из его фильмов, и, конечно,  стихи Сергея Есенина:
                Я навек за туманы и росы
                Полюбил у берёзки стан,
                И её золотистые косы,
                И холщовый её сарафан.
      У нас, обитателей участка, есть своё ощущение при встрече с берёзами. Оно ассоциируется со всемирно известным танцевальным ансамблем «Берёзка». Нам представляется, что деревья,- солистки ансамбля собрались в хоровод, готовые восхитить нас своим мастерством: грациозным, элегантным, русским танцем.

      Среди берёз растёт молодой дубок, застенчиво расположившийся с краю хоровода. И выглядит это так, словно красавицы-берёзки пригласили жениха присоединиться к их веселью и он готов пуститься в пляс.  Поначалу ансамбль «Берёзка» состоял только из одних женщин, но вскоре  в него влились  мужчины.  Как же им красавицам без мужика? Какой танец без них?! Наша берёзовая рощица  как бы вторила ансамблю.

      С другой стороны от дуба на этом участке растёт краснощёкая рябина, мечты которой нашли отражение в  словах песни: «Как же мне рябине к дубу перебраться?». И ведь нашла способ, дав начало молодой поросли. Берёзки приютили вокруг себя помимо рябины кусты акации и жасмина, который в период цветения, а это конец июня, украшает хоровод берёз белыми цветами и исходящим от них благоухающим приятным  запахом.

      Наше аллегорическое восприятие берёзок не случайно. Родной брат Николая Александровича, Юрий Александрович, – они двойняшки, – окончив музыкальное училище, пришёл работать в ансамбль «Берёзка» и прослужил там всю свою трудовую жизнь, не покинул его даже на пенсии. У Николая Александровича есть буклет ансамбля с фотографиями и автографами всех ведущих артистов и его создателя-руководителя Надежды Надеждиной со словами добрых  пожеланий владельцу буклета. Юрий Александрович много рассказывал о гастролях прославленного коллектива по городам Советского Союза и за рубежом, так что внимание к «Берёзке» у нас особое. 

      Берёзовую рощу мы охраняем и заботимся о ней. В жаркие дни поливаем, как и другие растения. Оградили её  с одной стороны посадкой плотного ряда кустов шиповника. Колючие шипы – боевое оружие защиты, а розовые и белые цветы украшают участок, разнося приятный аромат роз. Траву между берёзами пытаемся не вытаптывать. Берёзы благодарны за внимание и время от времени одаривают нас грибами, которые появляются на  их участке. Иногда белыми и подберезовиками, но чаще сыроежками и свинушками. В эти дни дурманящий запах грибного супчика наполняет столовую. А то бывает грибов хватает и на жарку с картофелем. Эти блюда вызывают у нас особую благодарность  берёзам.

      Берёзовая роща по душе не только нам, но и мошкам, которые роятся всё лето под ветками деревьев в одном и том же месте. Причину тому мы не можем понять. Но уверены, что случайностей в природе не бывает. В березняке часто вырывает норку ёжик, а на верхушках берёз вьют гнезда птицы. 

      Поначалу, ранней весной, мы делали гвоздём в берёзе маленькую дырочку и устанавливали банку для сбора берёзового сока. Это период наиболее интенсивного перекачивания корневой системой воды из почвы, необходимой листве, обеспечивающей существование деревьев. Подслащённый и охлажденный напиток, – кровинушка  берёз, как нам казалось, помогала укрепить наше здоровье. Несмотря на то, что после «донорской операции» дырочку от гвоздя замазывали садовым варом, отметина о нашем деянии оставалась надолго. Вскоре, по общему согласию и гуманным соображениям, мы это занятие прекратили.

      На соседних участках уже давно многие берёзы вырублены. Появились люди (соседи), которые требовали уничтожить берёзы  в нашем саду, чтобы тень от них не падала на их участки. Но мы все претензии отклонили. Сохранение берёзовой рощи для нас ещё важно и потому, что в ближайших окрестностях нет ни водоёма, ни леса. Наша берёзовая роща, в некотором смысле, компенсирует этот недостаток.

      Территория участка была рационально распланирована. По периферии росли деревья: яблони, сливы, черешни, вишни; кусты красной и черной смородины, крыжовника трех сортов, черноплодной и красной рябины… Два участка малины отличались разными сортами: красная и жёлтая. Росли многолетние растения: хрен, мята, китайские лимончики… Сад украшали разбросанные по всему участку однолетние и многолетние цветы: тюльпаны, пионы, золотые шары, флоксы, незабудки, лесные и декоративные ландыши… К однолетним цветам пристрастия менялись из года в год в зависимости от приобретаемых луковиц и семян.

      В центре  сада,  где больше солнца, находились грядки под овощи. Помидоры, огурцы, баклажаны и перцы выращивались в двух стандартных парниках из трубчатого алюминиевого остова, накрытого плёнкой, а также под дугами переносных конструкций парников. Но вскоре зимой стандартные парники были украдены сторожем и сданы в металлолом. Это увеличило трудоёмкость работ на грядках. Под дуги  в начальный период лета также сажаем кабачки и тыквы. В открытый грунт высаживаем картофель, капусту,  свёклу, морковь, лук, редиску, салаты, укроп, сельдерей, петрушку, бобы, горох, хрен, подсолнухи… Чеснок осеней посадки, ; особо почитаемая культура, которой отводится две грядки. В результате  селекции он родится крупный и очень крепкий, что обеспечивает для всех обитателей участка круглогодичный запас.
       Размещение посадок остаётся по сей день  за исключением отживших свой век деревьев и кустарников, замененных другими растениями.   

      Всем зелёным участком сада-огорода руководит Николай Александрович, продолживший агрономические работы своих предшественников: тёщи и тестя. Поначалу при знакомстве с садом он не имел склонности к сельскохозяйственным работам. Его  увлекала работа инженера, конструктора и он приступил к написанию кандидатской диссертации. Однако жизнь внесла поправки в его планы. Со смертью первопроходцев участка пришлось пересмотреть своё увлечение. Любишь, не любишь заниматься землей, а поддерживать жизнь сада пришлось. Николай Александрович постепенно втягивался в сельскохозяйственные работы, постигая агрономическую науку. Кроме трудностей он обнаружил в этом и приятные моменты - сбор урожая, счастье ощутить плоды своего труда. То, что с раннего утра до позднего вечера находишься на свежем воздухе,  также стоит многого.  Из года в год азарт получения урожая нарастал, при этом пропорционально увеличивались и трудности. Высадка овощей требует ежегодной замены земельного участка, а для кустарников - через несколько лет. Иначе растения вырождаются, начинают болеть и снижается урожайность. Николай Александрович шутит по поводу сельхозработ: «Вы спрашиваете, где моя диссертация, над которой работал? Так я её в один прекрасный день закопал в грядку. Думал что временно, а когда спохватился, то оказалось, что забыл в какую. Вот и перекапываю ежегодно землю на участке с надеждой найти диссертацию. Но нахожу постоянно нечто другое, не скрою,  приносящее мне удовлетворение».

      Есть в саду компостный уголок, обеспечивающий «безотходное производство», куда складируются пищевые отходы, листья, ботва растений. Состоит он из трёх отсеков, в которых отходы, по истечении года, последовательно перемещаются из одного отсека в другой. Через три года получаем плодородную землю для пополнения грядок. Отходы бумаги, пакеты (кроме полиэтилена), сучья деревьев и кустарников, сгнившие доски сжигаются в металлической бочке без дна, установленной на четырёх кирпичах. Зола используется в качестве удобрения.   

      Садовый участок в Подмосковье - это радость, большой труд и бесконечные заботы. Хочется посадить как можно больше деревьев, кустарников, овощей, и, подчас, забывается, что  вместе с этим появляется и больше забот:  поливка, подкормка, прополка, борьба с вредителями… На все это нужны силы, которых у пожилых людей, а таково большинство дачников, не хватает. Мы загипнотизированы своим участком. И, невзирая на все трудности, «пашем», как говориться, «на всю катушку». Иначе, зачем же сад-огород? А растения расплачиваются за заботу о них в соответствии с затраченным трудом, добротным урожаем, приятными запахами и красивыми цветами, радующими нашу жизнь. Да и обстоятельства понуждают к этому. С увеличением семьи появилась дополнительная потребность в ягодах, овощах, и фруктах, что возможно обеспечить за счёт расширения посадочных площадей.